5 основных трендов в логистике в середине 2024 года
14.07.2024 486 просмотров
Позади половина 2024 года, время подводить первые итоги. Логистика продолжает наращивать обороты, и уже определились несколько других трендов. Campus узнал у участников рынка, какой они видят ситуацию.
Основное: несмотря на дефицит ресурсов, обороты логистических компаний растут. Главным драйвером выступает онлайн-торговля, транспортные компании предлагают решения для различных каналов продаж. При этом в течение всего полугодия фиксируется нехарактерная динамика спроса на грузоперевозки, увеличивается востребованность такой услуги, как транспортный аутсорсинг.
Тренд 1. Логистика растет
Участники рынка говорят о росте выручки и других показателей деятельности. Так, общая выручка компании Boxberry приросла на 20% относительно первого полугодия 2023 года. За 6 месяцев количество интернет-заказов, доставляемых по России, выросло на 30%, по некоторым категориям клиентов рост составил 100–115%. Количество заказов, перевозимых в ближнем зарубежье, увеличилось на 93%.
Boxberry подключила более 3 тысяч новых интернет-магазинов. Сейчас сеть компании насчитывает 4 698 отделений, 60 из них открыто по франшизе.
У сервиса «Грузовичкоф» прирост выручки за пять месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года составил 8,8% в сегменте В2С и 23,1% — в сегменте В2В. Кроме того, улучшились показатели сайта: уникальных посетителей стало больше на 5,8%, на 15% увеличилось количество визитов на сайт. Сейчас стратегия развития сервиса сфокусирована на столичном регионе.
«В Москве есть зона для роста в рамках региональной экспансии», — уверен исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров.
ПЭК завершил первое полугодие с плановыми показателями роста в сегментах как внутрироссийских, так и международных перевозок.
Тренд 2. Драйв от e-commerce
Маркетплейсы и e-com продолжают быть драйверами рынка и стимулируют спрос на грузоперевозки в В2В-сегменте, отмечает Михаил Назаров.
Согласен с ним коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин: «Тон на рынке во многом задают маркетплейсы, поэтому перспективными остаются все виды доставки, которые с ними связаны, в том числе доставка товаров до складов таких площадок. Активными поставщиками трафика становятся нишевые маркетплейсы».
В рамках этого тренда, считают в Boxberry, растет популярность пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Во-первых, это удобный способ получить заказ, который легко вписать в привычный распорядок дня. Во-вторых, шаговая доступность ПВЗ сократилась с 500 метров до 100 или 50 метров. При этом чаще всего у клиента в этой зоне есть выбор из нескольких разных точек разных брендов. Сети маркетплейсов суммарно насчитывают около 100 тысяч ПВЗ. У крупных служб доставки суммарно их десятки тысяч. Поэтому проще и быстрее заказать товар в интернете, а на следующий день получить его в ПВЗ у дома, чем идти в магазин.
Российская логистика демонстрирует уверенный рост благодаря внутренним перевозкам и новым транспортным коридорам. Сегмент LTL активно развивается, стимулируя рынок электронной коммерции и промышленности. Однако основной проблемой остается острый дефицит кадров, особенно водителей большегрузов. В ответ на вызовы транспортные компании расширяют автопарки и внедряют отечественные автомобили. Рост тарифов на перевозки также заметен, но рынок адаптируется, оптимизируя расходы и повышая эффективность. Подробнее читайте на Campus.
Тренд 3. Омниканальность
Сейчас можно продавать товары, используя несколько каналов: свой сайт, маркетплейс, площадки-классифайды, соцсети, мессенджеры. И потребитель активно использует эти возможности, совершая покупку там, где удобно это сделать в конкретный момент. Логистика разрабатывает и предлагает решения для интеграции с различными площадками, чтобы продавцам удобно было автоматизировать доставку, где бы они ни продавали.
В качестве примера можно привести кроссбордер. Логистические компании, работающие в этой сфере, поделились на две категории. Первая — классический мейлфорвардинг, то есть услуга пересылки товара от продавца покупателю. Если продавец по каким-либо причинам не отправляет товар в страну покупателя, используется компания-посредник, которая предоставляет промежуточный почтовый адрес.
Например, сейчас товар можно заказать с услугой CDEK Forward. Заказ сначала поступает на склад CDEK в одной из 21 стран мира, а затем CDEK доставляет его покупателю в Россию.
Вторая категория продавцов, работающих с кроссбордер, — площадки с витриной и доставкой. Например, по этой схеме работает Ozon Global. Покупатель выбирает товары в общем каталоге, при заказе видит отметку «Доставка из-за границы». Увеличивается срок доставки, так как товар должен пройти таможенное оформление, но все прочие условия покупки остаются прежними.
Тренд 4. Нестандартная динамика спроса
Результаты исследования, проведенного сервисом «Грузовичкоф», показывают, что за первые пять месяцев 2024 года спрос на грузоперевозки в Москве упал на 13,2% в целом по рынку по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
«Большую роль сыграла ускоряющаяся инфляция и высокая ключевая ставка ЦБ. Товары подорожали, а также квартиры, ипотеки и кредиты. Вопрос стоимости услуг встал более остро, что вынудило клиентов сегмента В2С и В2В перейти к сберегательной политике», — говорит Михаил Назаров.
По всем направлениям деятельности сервиса «Грузовичкоф», таким как малотоннажная и крупнотоннажная перевозки, сборные грузы, во втором квартале наблюдалось сокращение количества заказов до 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В апреле падение спроса составило 10,2%, в мае — 2,1%. При этом первый квартал показал нетипично высокий спрос, особенно февраль, хотя на рынке в целом этот период считается мертвым.
«Это нехарактерная картина, так как ежегодно весной спрос всегда показывал стабильный рост», — отмечает Михаил Назаров.
Продажи в сегменте электронной коммерции достигли $5,8 трлн в 2023 году, и к 2027 году ожидается рост до $8 трлн. Важнейшие тренды: оперативная гибкость, включающая автоматизацию заказов и доставки; финансовый контроль, обеспечивающий оптимизацию ресурсов и прозрачность; слаженность, предполагающая сотрудничество с торговыми площадками и курьерскими службами. Эти изменения делают логистику критически важной для удовлетворения спроса и обеспечения качественного обслуживания в электронной коммерции. Узнайте больше о ключевых трендах и стратегиях на Campus.
Тренд 5. Дефицит ресурсов
Все эти тренды развиваются на фоне заметного дефицита ресурсов. Рынку катастрофически не хватает персонала и складов.
«Крупнейшие игроки строят терминалы для себя, потому что предложение классических площадей не может перекрыть спрос даже в столице: больше половины спроса на склады в 2023 году обеспечила онлайн-торговля. А в регионах ситуация намного более плачевная, подходящих помещений практически нет», — поясняет Алексей Бездеткин.
По опыту ПЭК, сейчас на одну вакансию приходится не менее трех претендентов. Большая проблема возникает и с привлечением персонала: демографическая яма, отток иностранных специалистов, увеличение спроса на производствах и другие факторы привели к настоящим битвам за людей. По данным ПЭК, средний срок закрытия вакансии в компании вырос в 2 раза и составляет сейчас 25 дней.
По итогам 2023 года среднее количество вакансий в отрасли выросло более чем в полтора раза, до 155,5 тысячи, тогда как число резюме сократилось на 10%, до 500 тысяч, согласно данным обзора платформы онлайн-рекрутинга hh.ru и компании ПЭК.
Больше всего не хватает складского линейного персонала и водителей грузовиков.
По итогам прошлого года дефицит водителей категории СЕ увеличился с 21% до 25% и продолжает обостряться. Нехватка складского линейного персонала за 10 месяцев 2023 года выросла с 9% до 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно результатам исследования HeadHunter и ПЭК. В этом году дефицит складского линейного персонала в некоторых категориях доходит до 50%.
«Вслед за обострением дефицита в отрасли усилилась гонка зарплат. Индексация ставок может решить проблему нехватки сотрудников, но только временно. В ценовой гонке с крупными компаниями велики риски проиграть», — говорит Вадим Филатов.
В этом году Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов разработает предложения, которые помогут усовершенствовать программу обучения водителей категории СЕ и меры поддержки транспортной отрасли для решения проблемы дефицита водителей.
Большая проблема возникает и с привлечением персонала: демографическая яма, отток иностранных специалистов, увеличение спроса на производствах и другие факторы привели к настоящим битвам за людей. По данным ПЭК, средний срок закрытия вакансии в компании вырос в 2 раза и составляет сейчас 25 дней.
Компании стремятся сохранять свои коллективы, повышая зарплаты и расширяя социальные гарантии, говорит Алексей Бездеткин. В результате растут зарплаты. В ПЭК приводят такие данные: за январь — май уровень зарплаты водителей грузовиков вырос на 20–50% год к году — до 200–250 тысяч рублей в месяц.
Рост зарплат, конечно, сказывается на себестоимости доставки и тарифах. Но есть и другие решения. Например, сервис «Грузовичкоф» оптимизирует бизнес-процессы, чтобы сократить издержки и оставаться при этом эффективными. Основной упор в изменении и оптимизации бизнес-процессов сделан на автоматизацию и цифровизацию.
Возможности автоматизации активно использует одна из крупнейших российских компаний — ПЭК.
«Чтобы упростить и ускорить складские операции, а также сократить долю ручного труда на фоне дефицита линейного персонала, мы автоматизировали часть процессов на крупнейших складах по всей России. WMS-система ускоряет информационный обмен данными, фотофиксацию грузов и десятки других операций. Автоматические измерители определяют весогабаритные характеристики грузов, а радиотерминалы сбора данных ускоряют процесс приема и подбора товаров, а также передают данные в программу складского учета. Конвейерные системы помогают быстро и эффективно перемещать грузы из одной складской зоны в другую», — перечисляет совладелец и заместитель директора ПЭК, президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадим Филатов.
Благодаря автоматизации к первому полугодию 2024 года ПЭК повысил производительность труда, на 3–5% сократив число сотрудников на этапах подбора, обработки и отгрузки товаров. Компания предложила этим работникам другие должности, которые требуют меньшего количества рутинных операций. В этом году ПЭК продолжит оптимизировать ручной труд в транспортной и складской логистике.
Также в сегменте корпоративных заказчиков всё большую популярность приобретает услуга транспортного аутсорсинга, позволяющая компаниям оптимизировать затраты на содержание автотранспорта, говорит Михаил Назаров. Транспортный аутсорсинг предусматривает передачу в управление всех ресурсов и процессов профессиональному перевозчику.
Во второй половине года логистика продолжит расти вслед за основным драйвером — онлайн-торговлей. По прогнозу Data Insight, объем продаж e-commerce в 2024 году достигнет 10,2 трлн руб. (+30% год к году), число выполненных заказов — 7 млрд штук (+42%). И все эти заказы нужно доставить — от первой до последней мили.
«Я вижу большой потенциал в регионах. Сейчас там достаточно платежеспособной аудитории, которая привыкла покупать онлайн. Поэтому логисты будут развивать маршруты, постоянно сокращая сроки доставки именно в регионах», — уверен Алексей Бездеткин.
По мнению Михаила Назарова, в логистике и дальше будет набирать силу тренд на автоматизацию и цифровизацию, что поможет частично преодолеть дефицит линейного персонала, прежде всего складского.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»