Защита от опоздания и кибератак: от каких новых угроз страхуются перевозчики

Защита от опоздания и кибератак: от каких новых угроз страхуются перевозчики
Защита от опоздания и кибератак: от каких новых угроз страхуются перевозчики

Санкционные ограничения вызвали глобальные изменения не только в мировой торговли, но и повлияли на транспортировку грузов. Логистические маршруты для российских компаний зачастую стали более продолжительными и менее предсказуемыми. Это повлекло за собой рост финансовых издержек и побудило бизнес страховаться от большего количества рисков. Ключевые среди них — потеря груза и повреждения товаров, отмечают участники рынка. Вместе с тем транспортные гиганты стали всё чаще оформлять страховую защиту от кибератак и задержек сроков доставки.

 

Российский логистический рынок растет довольно быстрыми темпами даже в условиях значимого санкционного давления. Как подсчитали аналитики агентства MA Research, в период с января по сентябрь 2023 года объем транспортно-логистических услуг увеличился на 18% и составил 5,5 трлн рублей. Это рекордный показатель за всю историю наблюдения. При этом специалисты агентства прогнозируют, что стремительное развитие отрасли продолжится: в течение трех лет рынок будет прибавлять минимум по 12% ежегодно.

Вопреки внешним ограничениям, транспортная отрасль России динамично движется вперед, отмечал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Она надежно снабжает промышленность, бизнес и граждан всеми необходимыми товарами и обеспечивает стабильные поставки за рубеж отечественной продукции. «В условиях формирования нового многополярного мира нам удалось достаточно быстро перестроить внешнюю торговлю, развернуть грузовые потоки на Юг, на Восток», — подчеркнул глава кабмина в ходе своего выступления на пленарном заседании форума «Россия 2035: к новой экономике транспорта».

Вместе с увеличением объемов перевозки растет дальность перевозок и размер грузооборота. Одновременно повышается значимость автотранспорта в реальном секторе экономики. Согласно данным аналитиков BusinesStat, коммерческие автоперевозки выросли на 12% и достигли 2,42 млрд тонн. Активный переход на доставку грузов автотранспортом был связан с ускорением процесса импортозамещения, а также увеличением производства товаров российскими компаниями. Кроме того, логистические компании смогли быстрее подстроиться под новые маршруты в сравнении с железнодорожными и авиаперевозками. «Из-за сохраняющихся санкционных ограничений грузоперевозки автотранспортом оставались высоко востребованными», — отмечается в исследовании BusinesStat.

Продажи электромобилей продолжают расти благодаря улучшению батарейных технологий, что увеличивает запас хода и сокращает время зарядки. В 2023 году по всему миру продано около 14 миллионов электромобилей, причем 95% из них пришлись на Китай, Европу и США. Основные причины отказа от электромобилей в России — недостаток зарядных станций и ограниченный запас хода. Чтобы изменить ситуацию, необходимо развивать инфраструктуру зарядки и снижать стоимость автомобилей. Читайте больше о глобальных тенденциях на рынке электромобилей на Campus.

Новые риски в логистике

С ростом объема перевозок участники рынка стараются застраховаться от всевозможных рисков. По итогам 2022 года рынок страхования грузоперевозок достиг 31,6 млрд рублей. По словам специалистов, уже в 2023-м риски повысились практически по всем сегментам страхования. Так, на 25% увеличилось число ДТП с участием большегрузных транспортных средств, на 30% выросло количество претензий клиентов на одну перевозку, а сразу на 200% взлетела средняя сумма претензий от клиентов. И еще на 200% — объем выявленных схем страхового мошенничества. В этих условиях эксперты не исключают, что в период до 2026 года объем рынка страхования может вырасти до рекордных 120 млрд рублей.

В России логистические компании чаще всего страхуют грузы от повреждения (95%) и утраты (3%), свидетельствуют данные аналитического обзора Страхового Дома ВСК. В I квартале 2024 года страховые события с грузами чаще всего фиксировались в Московской области, Республике Татарстан и Приморском крае. По подсчетам аналитиков, больше всего страховых случаев с грузами было выявлено в январе (33,5%) и феврале (31,9%). К марту количество происшествий сократилось до 23,4%, к апрелю упало до 11,1%. Средний размер выплаты находился на уровне 113 тысяч рублей, посчитали страховщики.

Кроме того, аналитики зарегистрировали прирост спроса на новые услуги среди клиентов. Логистические компании всё чаще стали оформлять страховую защиту на случай нарушения сроков доставки товаров. Таким образом бизнес старается сократить свои издержки при сотрудничестве с маркетплейсами, объяснил в разговоре с Campus руководитель отдела по работе с юридическими лицами компании «Страховой брокер AMsec24» Роман Астафуров.

«Во-первых, постоянно увеличиваются размеры штрафов за опоздание товаров на склады. Во-вторых, растет количество неправомерных действий в цифровой среде, что вынуждает компании искать дополнительную страховую защиту. Эти факторы заставляют бизнес уделять больше внимания страхованию сроков доставки, чтобы минимизировать возможные убытки», — рассказал специалист.

Согласно законодательству, неустойка за просрочку доставки груза составляет от 9% провозной платы за каждые сутки просрочки. Однако грузополучатель может установить и более высокие штрафные санкции.

Помимо этого, компании стали чаще оформлять страховку от кибератак. Речь идет, в числе прочего, и о страховании от мошенников в цифровой среде. В 2023 году центр мониторинга и реагирования на кибератаки МТС RED SOC зафиксировал более 50 тысяч случаев кибератак на российские компании в различных секторах экономики, что на 43% выше, чем специалисты выявляли в 2022-м. В большинстве случаев хакеры пытались взломать инфраструктуру предприятий в промышленности (23%) и IT-компаниях (21%). Но атаки проводились и на известных российских ретейлеров (15%), которые традиционно тесно связаны с транспортными компаниями.

96% российских компаний сталкиваются с кассовыми разрывами. Основные причины — нестабильная экономическая ситуация, недостаточное планирование и ошибки в управлении финансами. Для решения проблемы используются кредиты на оборотные средства и факторинг. Важны четкое планирование и создание финансовой подушки безопасности. Узнать больше о способах управления кассовыми разрывами можно на Campus.

Участники рынка стали страховаться от таких рисков из-за увеличения угроз кибербезопасности и растущей зависимости бизнеса от информационных технологий и цифровых данных, уверен Роман Астафуров. «Страхование помогает защитить компанию от потерь, связанных с нарушением данных, утечками информации и другими рисками информационной безопасности. В условиях современной цифровой среды компании стремятся минимизировать риски и обеспечить защиту своих данных, поэтому всё чаще прибегают к страхованию от кибератак», — подчеркнул эксперт.

Любопытно, что перевозчики стали более активно страховать отправления одновременно с оформлением заявки на перевозку в транспортно-логистических компаниях. Согласно статистике «Скиф-Карго», за 5 лет доля клиентов, которые оплатили такую услугу, увеличилась до 70%. Отчасти это обусловлено тем, что логистические компании разрабатывают пакеты услуг совместно со страховщиками.

«Бизнес предпочитает страховать грузы, чтобы обезопасить себя от всех возможных финансовых потерь. Во время перевозки грузы подвержены множеству рисков, и страховой полис покрывает убытки, связанные с этими событиями. Это обеспечивает уверенность владельцам грузов, перевозчикам и экспедиторам, что в случае страхового случая страховая компания возместит ущерб, если он прописан в полисе», — заключил Астафуров.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка
Перевод

Доставка с помощью дронов: новый уровень для ретейла и логистики

карточка
Перевод

Как гиганты логистики упускают шанс кардинально изменить сферу доставки

карточка
Умные решения

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

карточка
Повестка

Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис

карточка
Повестка

Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров

карточка
Повестка

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

карточка
Повестка

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка