5 способов оптимизировать топливные расходы

5 способов оптимизировать топливные расходы
5 способов оптимизировать топливные расходы

Расходы на топливо — существенная часть себестоимости перевозки, а экономия топлива позволяет увеличить рентабельность как перевозки, так и бизнеса в целом. Существующие способы снижения топливных расходов известны. Это регулярное техобслуживание, обучение водителей приемам экономичного вождения, оптимизация логистики, внедрение систем управления расходом топлива и использование альтернативного топлива. Campus узнал, какие способы применяют транспортные компании и какие из них реально работают.


Вводные данные: грузовой автомобиль, который эксплуатируется транспортной компанией, в среднем имеет пробег около 10 тысяч км ежемесячно. Средний расход топлива у большегрузов — порядка 30 л/100 км пути. В структуре себестоимости перевозки на топливные расходы приходится около 30%. Цена топлива постоянно растет.

Именно повышение стоимости топлива заставляет транспортные компании искать способы снижения расходов на его приобретение. Велосипед здесь изобрести вряд ли удастся, но если придерживаться даже всем известных способов, топливо можно экономить. А даже небольшое снижение расхода в масштабе автопарка — это заметная экономия в деньгах.

Посмотрим, какие способы позволяют снизить расход топлива и затраты его на покупку.

Способ 1. Регулярное техобслуживание

Автомобиль с неисправным двигателем, топливным насосом или другими системами начинает «съедать» больше топлива. Прописная истина, но до сих пор необходимость регулярного технического осмотра недооценена. Если автомобиль не работает, значит компания теряет средства — эта логика приводит к тому, что грузовики едут по маршрутам до тех пор, пока окончательно не встанут. И компания теряет гораздо больше, так как ремонт всегда стоит дороже техосмотра, даже если нужно заменить какой-либо расходник или деталь. Кроме того, за время пробега с неисправными системами грузовик тратит больше топлива, чем по нормативу. И это снова минус от прибыли.

А между тем сроки техосмотров прописаны в ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий». Плюс каждый производитель дает рекомендации по проведению технического осмотра при покупке автомобиля.

По госстандарту пробег новых грузовиков до 1 тысячи км считается обкаткой. После того как автомобиль прошел первую тысячу километров, нужно заменить моторное и трансмиссионное масло. Следующий техосмотр проводится, когда побег достигает 4 тысяч км. Но никто не запрещает провести его и раньше, например, через 1,5 тысячи км. Во время ТО проверяется состояние топливного и воздушного фильтров, загрязнение которых увеличивает расход топлива и приводит к более интенсивному износу двигателя и трансмиссии. Далее, снова по ГОСТу, техосмотр с заменой моторного масла проводят при пробеге 60 тысяч км.

Эксперты подчеркивают, что обязательно нужно поставить грузовик на техосмотр, если водитель замечает отклонения от нормальной работы во время движения, в том числе при разгоне: автомобиль медленно набирает скорость, двигается рывками, двигатель перестает работать при резком нажатии педали газа. Такие отклонения могут не только вывести двигатель из строя. но и стать причиной аварии.

Например, в сервисе «Грузовичкоф», автопарки которого превышает 5 тысяч автомобилей, есть собственные ремонтные зоны, где выполняют весь комплекс услуг, необходимых для того, что автомобили находились в исправном техническом состоянии. Как отмечает операционный директор сервиса «Грузовичкоф» Илья Берсон, от этого зависит надежность и эффективность грузоперевозок.

Поскольку в автопарках «Грузовичкоф» значительная часть — машины ГАЗ, специалисты ремонтного сервиса специализируются на обслуживании автомобилей этого бренда.

Даже снижение давления в шинах на 0,5 атм. увеличивает расход топлива до 15%.

Около 2,5 млрд рублей в год составляют государственные субсидии на покупку техники на газомоторном топливе. За 10 лет автопарк таких машин в стране вырос вдвое. Метан — самое экологичное и экономичное газомоторное топливо, его использование субсидируется государством. За 10 лет продажи газа как топлива в России выросли в четыре раза. В рамках программы «Первый раз — первый газ» от «Газпром газомоторное топливо» оборудование предоставляется в аренду на 5 лет. Льготы и субсидии делают переход на метан выгодным. Читайте подробнее на Campus.

Способ 2. Обучение водителей

Все знают, что агрессивный стиль вождения увеличивает расход топлива. Водители груженых фур лихачат нечасто, но стиль вождения всё равно влияет на расход топлива. Есть данные, что так называемый эффективный стиль вождения экономит до 25% топлива. И такому стилю можно и нужно обучать водителей грузовых автомобилей.

Например, снижение скорости с 90 км/ч до 80–85 км/ч может помочь сэкономить до 20% топлива. При этом время в пути увеличивается в среднем на 9 минут/каждые 100 км. Или 1,5 часа при пробеге 1000 км. Экономия достигается, но время в пути также имеет важное значение, в том числе с точки зрения соблюдения норм РТО. Поэтому в пути водитель идет на максимально возможной скорости.

Другой экономичный режим — движение на пятой или шестой передаче при 2 500 об/мин. Уже при значении 3 500 об/мин расход топлива вырастет в 3–3,5 раза.

В сервисе «Грузовичкоф» обучение водителей проводят регулярно, в том числе предусмотрены инструктажи перед наступлением зимнего периода, когда необходим иной стиль вождения.

«Но базовые принципы — соблюдение скоростного режима, плавные разгон и торможение — важно соблюдать в любое время года, так как это позволяет рационально расходовать топливо», — отмечает Илья Берсон.

По мнению операционного директора федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергея Орехова, требование экономии топлива в качестве рычага воздействия на водителей может стать причиной появления определенного уровня недоверия между транспортной компанией и коллективом.

«Поэтому мы постоянно работаем с водителями, объясняя необходимость применения экономичного стиля вождения. При этом не используем какой-либо определенной системы экономии топлива. И тем более не вводим штрафы. Сегодня ситуация на рынке труда такова, что водители на вес золота, поэтому мы не разглядываем под микроскопом каждый литр потраченного бензина», — поясняет Сергей Орехов.

Способ 3. Оптимизация маршрутов

Сократить пробег автомобилей и, как следствие, снизить расход топлива, помогает оптимизация маршрута каждого грузовика. Звучит просто, но на деле для разработки оптимального маршрута для внутригородской доставки иногда нужно перебрать множество вариантов, по данным Яндекса. Вручную это невозможно, поэтому большинство транспортных компаний применяют алгоритмы маршрутизации. Искусственный интеллект строит маршруты, учитывая временные окна доставки, автомобильные заторы на дорогах, пробок, особенности грузов и автомобилей.

Покупка ПО и его доработка под задачи и бизнес-процессы компании требует вложений. Но и экономия будет заметна уже с первых месяцев. По словам Сергея Орехова, этот способ дает компании «Скиф-Карго», парк которой состоит из автомобилей марок Mercedes и ГАЗ, порядка 1–2% экономии топлива, то есть не меньше, чем другие методы оптимизации.

В 2023 году продажи в электронной коммерции достигли $5,8 трлн, а к 2027 году ожидается рост до $8 трлн. Для успеха в этой сфере важна не только продажа товаров, но и эффективная логистика. Оперативная гибкость, финансовый контроль на всех этапах и слаженность действий с торговыми площадками и курьерскими службами — вот три ключевые тенденции, которые открывают новые возможности для бизнеса и помогают удовлетворять спрос, обеспечивая качественное обслуживание клиентов. Узнайте больше о ключевых трендах и стратегиях на Campus.

Способ 4. Системы управления расходом топлива

Существуют различные способы, позволяющие снизить расход топлива. Например, в сервисе «Грузовичкоф» используют так называемые «короны» или спойлеры – специальные обтекатели, которые устанавливаются на крышу кабины автомобиля «Газель». Обтекатель снижает сопротивляемость автомобиля, за счет чего удается сократить потребление топлива в среднем на 20%.

Кроме того, каждый автомобиль сервиса оборудован специальным гео-датчиком, который передает информацию о его местонахождении в режиме реального времени.

«Это позволяет сопоставить средний расход топлива с треком автомобиля и понять, есть ли перерасход», – уточняет Илья Берсон.

Способ 5. Альтернативные виды топлива

Переоборудование автомобиля на газобаллонное оборудование (пропан) также позволяет сократить затраты на топливо. Например, в сервисе «Грузовичкоф» подсчитали: для автомобилей «Газель» расход бензина марки АИ-92 на 100 км пробега составляет 18 л. Средняя стоимость 1 л бензина этой марки на АЗС Москвы – около 52 руб. В результате каждый 100 км пути обходятся в 936 руб.

Расход пропана на таком же автомобиле, но использующим ГМТ, на 100 км составляет 22 л. При этом стоимость 1 л – 26 руб., это в 2 раза ниже, чем бензина АИ-92. Пробег в 100 км на пропане будет стоить 572 руб. Экономия составит 364 руб. с каждых 100 км пробега каждой «Газели».

Тем более, по госпрограмме предусмотрена компенсация части затрат на переоборудование автомобилей для использования газомоторного топлива.

По информации «Скиф-Карго», в совокупности все оптимизации расхода топлива в год позволяют сэкономить порядка 10–12%.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка
Перевод

Доставка с помощью дронов: новый уровень для ретейла и логистики

карточка
Перевод

Как гиганты логистики упускают шанс кардинально изменить сферу доставки

карточка
Умные решения

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

карточка
Повестка

Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис

карточка
Повестка

Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров

карточка
Повестка

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

карточка
Повестка

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

карточка
Повестка

Единый коридор на море: как в России развивают автотуризм

карточка
Кейсы

Не только доставка: как СДЭК стал транспортной экосистемой с собственной торговой площадкой товаров из-за рубежа

карточка
Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка