Единый путь: Россия, Китай и Казахстан создадут цифровую трансграничную платформу

Единый путь: Россия, Китай и Казахстан создадут цифровую трансграничную платформу
Единый путь: Россия, Китай и Казахстан создадут цифровую трансграничную платформу

На июльском саммите Шанхайской организации сотрудничества участники мероприятия договорились о создании трансграничной Единой цифровой платформы (ЕЦП). Этот единый коридор будет соединять таможенные органы Китая, Казахстана и России. Кроме того, доступ к системе получат крупные российские и китайские маркетплейсы. Как полагают эксперты, инициатива должна значительно упростить логистику в Евразии и сократить сроки доставки товаров до потребителей. Это означает, что торговля на ключевых участках Великого Шелкового пути станет более эффективной и бесперебойной.

 

В начале июля в Астане состоялся 24-й саммит лидеров Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В форуме участвовали чиновники и представители бизнеса из восьми постоянно входящих в объединение государств. Кроме того, площадку посетили президенты стран-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС.

Всего на полях саммита участники подписали 25 документов, которые регламентируют условия сотрудничества в рамках ШОС в различных сферах. Одним из ключевых направлений расширения взаимодействия стала логистика. Так, Россия, Казахстан и Китай договорились о создании и внедрении трансграничной Единой цифровой платформы (ЕЦП). Ее пробный запуск намечен на сентябрь, а полноценный ввод системы запланирован на октябрь 2024 года. Для реализации инициативы российская компания «Славтранс-Сервис», китайский концерн Xi'an Free Trade Port Construction & Operation и оператор «Казахстан темир жолы» в апреле 2024 года открыли в Селятино Московской области совместное предприятие CRK Terminal.

По задумке организаторов, платформа будет представлять собой интегрированную стратегическую систему, которая будет объединять процессы таможенного оформления и электронной торговли. Помимо таможенных органов трех государств, к платформе будут подключены крупные российские и китайские маркетплейсы, причем со стороны КНР примут участие такие торговые гиганты, как Alibaba, Pindouoduo, JD и 1688.com. Об этом в ходе подписания соглашения рассказал председатель совета директоров «Славтранс-Сервис» Андрей Голландцев.

«ЕЦП как совместный продукт партнеров по CRK Terminal будет также открыта для интеграции других государств, заинтересованных в эффективной и бесперебойной торговле на всем экономическом пространстве Евразии. Таким образом, создавая условия для бесшовного транзита, прямо сейчас мы делаем шаг на пути к формированию Большого евразийского партнерства (БЕП)», — подчеркнул Голландцев.

По его словам, внедрение цифрового коридора позволит сделать перевозки товаров между странами более эффективными, прозрачными и, самое главное, быстрыми. Согласно расчетам компании, товары в рамках ЕЦП будут доставляться до конечной точки разгрузки за 10 дней вместо 13.

Объединение таможенных процедур и электронной торговли в единую систему должно повысить конкурентоспособность бизнеса в России, Китае и Казахстане. Это, в свою очередь, приведет к сокращению транзакционных издержек и ускорению оборота капитала, отметил в беседе с Campus основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев. Кроме того, снижение затрат и времени на таможенное оформление может способствовать увеличению объемов экспорта и импорта, что положительно скажется на торговом балансе стран-участниц, добавил эксперт.

«При этом снятие барьеров может привлечь к международной торговле большее количество малых и средних предприятий, что приведет к их росту и развитию. Если говорить о цифровизации таможенных процедур, то перевод процесса в цифру как раз и направлен на то, чтобы облегчить интеграцию местных компаний в глобальные цепочки поставок. Также инициатива стимулирует развитие сопутствующей инфраструктуры, для обслуживания которой нужны люди. В итоге местное население, через регионы проживания которого пройдет маршрут, получит больше выбора рабочих мест. Вследствие этого его экономическое благополучие тоже повысится», — уверен Астафьев.

Товарооборот России и Китая в 2023 году достиг рекордных $240 млрд, удвоившись за 5 лет. Москва переориентировала экспортные потоки на азиатские рынки из-за западных санкций. В 2024 году рост продолжился: экспорт и импорт увеличились на 9%. Основные товары: нефть, газ, уголь, продовольствие и удобрения из России, автомобили, электроника и бытовая техника — из Китая. Сотрудничество включает строительство логистических хабов и развитие инфраструктуры в рамках проекта «Один пояс — один путь». Подробности на Campus.

Великий путь

Единый цифровой коридор пройдет по маршруту КНР (Сиань) — Казахстан (Достык, Алтынколь) — РФ (Селятино). Все эти населенные пункты — части Великого Шелкового пути, одного из древнейших транспортных маршрутов из Китая в Европу. Сухопутный путь пролегал через территории современных Киргизии, Казахстана, Монголии, Индии, Турции, Ирана и Греции. Вплоть до XV века Китай использовал маршрут в качестве главного канала для экспорта своих товаров и технологий, но затем, по мере развития морской торговли, его популярность упала.

Возродить Шелковый путь азиатская республика предложила в 2013 году, когда Пекин стал одним из ключевых центров мирового производства. Для этого был разработан масштабный проект «Один пояс — один путь». Он включает в себя два направления «Морской Шелковый путь XXI века» и «Экономический пояс Шелкового пути». Второй проект как раз ориентирован на строительство дорожной инфраструктуры, которая будет проходить через Россию.

В 2015 году Москва и Пекин договорились о строительстве международного транспортного коридора Европа — Западный Китай (МТК ЕЗК), протяженность которого по территории РФ составляет около 2 300 км. Целиком автомобильный путь от Китая до Западной Европы должен достичь 8 500 км. На проезд по нему уйдет 10 суток. Для сравнения: железнодорожный маршрут по Транссибирской магистрали занимает 14 суток, морской путь через Суэцкий канал — 45 суток. Таким образом, автодорога может создать значимую конкуренцию ж/д и морским перевозкам из КНР в Европу. Учитывая, что таможенные процедуры благодаря ЕЦП будут цифровыми, сроки перевозки могут еще сократиться.

Для России такое положение дел сулит значимую выгоду на фоне разворота торговых и логистических потоков на восточные рынки. За 2023 год доля азиатских стран в суммарном объеме отечественного экспорта составила 72%, достигнув $306,6 млрд в денежном выражении, зафиксировали специалисты ФТС России. В сфере импорта сложилась аналогичная ситуация: количество ввоза товаров из Азии увеличилось почти на 30%, до $187,5 млрд.

«Создание Единого цифрового коридора между Россией, Китаем и Казахстаном представляет собой значительный шаг вперед в развитии региональной и международной торговли. Это не только упростит и ускорит торговые операции, но и принесет экономические, технологические, геополитические и социальные выгоды. Важно продолжать развивать и поддерживать такие инициативы для достижения максимальной эффективности и устойчивого роста», — заключил эксперт.

В 2023 году на трех автомобильных погранпереходах на российско-китайской границе ввели систему электронной очереди. Эта мера позволила нормализовать ситуацию с заторами и сократить время ожидания грузовиков. Для использования системы нужно зарегистрироваться на сайте ФГКУ «Росгранстрой» и забронировать место в очереди. Услуга бесплатная. Система работает эффективно, что подтверждается отсутствием заторов на пунктах пропуска и ростом трафика. В 2024 году планируется запуск сервиса на Госуслугах. Читайте подробнее на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка