Даркстор как логистическое плечо: как это работает

Даркстор как логистическое плечо: как это работает
Даркстор как логистическое плечо: как это работает

На рынке появилась новая услуга — распределенная складская инфраструктура. Это не только склад, но и первая и последняя мили для транспортных компаний. Campus узнал, как работает сервис и в каких случаях для транспортных компаний выгодно такое сотрудничество.

 

В 2024 году логистический рынок испытывает серьезный дефицит складских площадей. Особенно острая ситуация со свободными складами в Московском регионе. В качестве решения проблемы многие компании выбирают вариант built-to-suit (строительство под заказчика). Но подходит такой формат не всем, а для внутригородской доставки тем более.

Днем с огнем

По данным NF Group, на начало июня 2024 года загрузка площадей логистических операторов России выросла до 96%. Аналитики объясняют высокий спрос на услуги 3PL-провайдеров минимальным уровнем свободных площадей на рынке складской недвижимости.

Как пояснил директор по работе с корпоративными клиентами департамента складской и индустриальной недвижимости NF Group Максим Загоруйко, спрос на услуги 3PL растет за счет увеличения объемов грузов у российских компаний на фоне почти нулевой вакансии на складском рынке. При этом многие просто не могут арендовать дополнительные площади — из-за отсутствия вакансий.

Эксперты NF Group подсчитали, что в первой половине текущего года в Московском регионе доля свободных площадей составила 0,2%, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 0,7%. В других регионах России на долю вакантных площадей приходится всего 0,4%. По прогнозу компании, до конца года уровень вакантных площадей останется низким, в Московском регионе — на околонулевом уровне.

Выбор склада — важный аспект, влияющий на эффективность логистики. В России качественных складов не хватает, и спрос на них высок. Универсальным решением считаются склады класса А, которые подходят для большинства задач. При выборе учитываются задачи склада, локация, классность и технические характеристики, время на оборудование и юридические документы. Адаптация складов к нуждам арендаторов возможна, но может быть дорогостоящей. Подробнее о том, как выбрать идеальный склад, читайте на Campus.

Другим путем

Собственный склад — а таких, по информации NF Group, на рынке строится порядка 76% — решение разумное, но подходит не всем: требует многомиллионных вложений и не решает проблему «здесь и сейчас». Кроме того, если нужны площади для доставки заказов внутри агломерации, то вряд ли появится возможность строительства крупного склада внутри МКАД.

Ответ на классический вопрос «Что делать?» есть: это новая услуга на логистическом рынке — распределенная складская инфраструктура, то есть сеть экспресс-складов внутри крупных городов с возможностью передать часть заказов на первой и последней милях на транспортный аутсорсинг.

Распределенная складская инфраструктура: как это работает?

Сеть экспресс-складов работает по двум схемам. Первая обеспечивает доставку до клиента за один час. Но для этого товары должны заранее храниться в дарксторе, собираться за 5–7 минут и выдаваться курьеру для доставки. В этом варианте в стоимость услуги входит хранение на складе, доставка до склада и до клиента: 100 рублей за заказ + стоимость логистики. Обычно это 350–500 рублей.

Вторая схема рассчитана на гиперлокальную доставку заказов из интернет-магазинов покупателю, например внутри агломерации. Курьер забирает заказ в интернет-магазине, доставляет на склад, где он проходит сортировку, а затем товар доставляют в ПВЗ.

На доставку по Москве или Санкт-Петербургу по этой схеме уходит один день, при этом неважно, в каком районе находится покупатель. Время доставки складывается из перемещений по городу и сортировки — консолидации грузов для доставки в конкретный ПВЗ. Срок доставки вполне рыночный — такой же, как у крупнейших маркетплейсов. Но более длительный, чем у экспресс-служб.

При необходимости на всем пути обеспечивают температурные условия хранения: перевозят товары в машине-рефрижераторе и в холодильнике на территории склада и ПВЗ при температуре от +4°C до −22°C. Такая доставка обойдется интернет-магазину или транспортной компании в 375 рублей за один заказ.

Сейчас услугу распределенной складской инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и 11 городах-миллионниках оказывает служба внутригородской доставки и сети экспресс-складов «Даркстор у дома». На июль 2024 года у компании 7 складов в столичном регионе, из них 4 — холодные, и 5 складов в Санкт-Петербурге, 3 из которых — холодные. Плюс по одному складу в 11 крупнейших городах страны: Нижнем Новгороде, Волгограде, Краснодаре, Уфе, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Воронеже, Казани, Екатеринбурге и Тюмени. Плюс 32 ПВЗ в Москве и 10 — в Северной столице.

Средняя площадь склада 350 м², он рассчитан на 2 тысячи заказов в день. Площадь ПВЗ — порядка 25 м². Этого достаточно для хранения заказов, в том числе размещения холодильного оборудования. Собственного автопарка у компании нет, доставку осуществляют курьерские службы Яндекс и Dostavista.

Цифровые двойники, ставшие популярными в последние годы, позволяют бизнесу оптимизировать складские операции. Такие системы используют IoT-датчики и искусственный интеллект для создания виртуальных копий реальных складов. Это помогает отслеживать движение товаров, прогнозировать потребности и повышать эффективность. Цифровые склады могут значительно снизить затраты, улучшить управление ресурсами и минимизировать человеческий фактор. Инвестиции в такие технологии окупаются в течение 5–9 лет, несмотря на первоначально высокие затраты. Узнайте больше о преимуществах цифровых складов на Campus.

Логистическое плечо для ТК

Плюс новой услуги для интернет-магазина — в возможности обеспечить единый срок доставки до любой точки города за небольшую плату. При этом все проблемы решает партнер.

Как рассказал основатель «Даркстор у дома» Кирилл Чеканов, основные клиенты сервиса — это крупные и средние ретейлеры, интернет-магазины, маркетплейсы и работающие на онлайн-площадках частные продавцы с оборотом товара на сумму более 1 млн рублей в месяц.

Воспользоваться (и уже делают это) сетью экспресс-складов могут транспортные компании. Например, курьеры оставляют на складах или ПВЗ сервиса возвраты для консолидации, а клиенты служб доставки размещают товары в дарксторах, чтобы оптимизировать стоимость и скорость доставки.

Активно используют возможности сервиса и инфраструктуры «Даркстор у дома» компании-операторы фулфилмента: размещают товары своих клиентов на экспресс-складах, осуществляют экспресс-доставку под ключ.

«Мы работаем и как логистическое плечо для служб доставки», — говорит Кирилл Чеканов.

Например, у транспортной компании склад находится на юге Москвы, а доставить заказ нужно в Химки. Попутных заказов нет, отправлять собственного курьера на автомобиле с одним заказом неэффективно. В этом случае можно воспользоваться сетью экспресс-складов. Либо, если доставка не срочная, курьер заберет груз со склада транспортной компании или ее клиента и доставит заказчику на следующий день. Если транспортная компания гарантирует экспресс-доставку, то нужно заранее размещать товары клиентов на экспресс-складах и при поступлении заказа присылать информацию в сервис. Заказ будет у покупателя через час.

Как уже рассказывал Campus, один из трендов 2024 года — развитие омниканальности в онлайн-торговле. Логистика, в свою очередь, предлагает решение под каждый канал продаж. Использование распределенной складской инфраструктуры в агломерациях и крупных городах — одно из таких решений. Оно позволяет логистическим компаниям передавать часть объемов на аутсорсинг, оптимизируя собственные расходы, но не теряя клиентов.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка