Беспилотные «Газели» уже в пути: как едут и где уже эксплуатируются

Беспилотные «Газели» уже в пути: как едут и где уже эксплуатируются
Беспилотные «Газели» уже в пути: как едут и где уже эксплуатируются

Беспилотные технологии дотянулись не только до тяжелых грузовиков, но и до легкого коммерческого транспорта. Современный уровень развития беспилотности и действующее законодательство пока не позволяют запустить перевозки на таких автомобилях по городу. Но «Газель» без водителя уже наездила 8 тысяч километров. Campus узнал маршрут и выяснил подробности.

 

Новости о том, что российские ученые создали беспилотную «Газель», появилась осенью 2024 года. Но к тому времени беспилотная «Газель NEXT», которая эксплуатировалась в 2021–2024 годах на одном из крупнейших в нашей стране нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе, уже проехала 8 тысяч километров и перевезла более 40 тысяч единиц грузов по 20 различным маршрутам.

Круглосуточная эксплуатация на нефтяном месторождении

Эта машина с четвертым уровнем автономности, созданная инженерами Горьковского автозавода совместно с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), стала полноценным элементом транспортной сети на внутрипромысловых дорогах и перевозила производственные грузы между объектами.

Контроль за беспилотником велся через специальное приложение: удаленный оператор получал запрос от логистического центра и направлял машину, работающую в полностью беспилотном режиме, в точки загрузки и выгрузки по одному из заданных маршрутов.

Машина оснащена электрическим двигателем, таким же, как на серийных электромобилях «Газель e-NN»: синхронный, на постоянных магнитах, с жидкостным охлаждением. Его мощность в режиме длительной работы составляет 45 кВт, пиковая — до 100 кВт.

Результаты тестирования показали, что беспилотный электромобиль адекватно реагирует на все дорожные ситуации и без каких-либо затруднений отрабатывает ежедневную полную водительскую смену. Технические характеристики машины и настройка программного обеспечения делают возможным ее круглосуточную эксплуатацию. Перерывы в работе необходимы только для подзарядки аккумуляторных батарей, которые обеспечивают запас хода до 120 км. Батарея — литиевая NMC (никель-марганец-кобальт) энергоемкостью 48 кВт·ч.

Проект позволил получить ценный опыт в организации транспортной логистики с использованием беспилотных технологий. Кроме того, на основе полученных знаний специалистами НГТУ и инженерного центра автозавода выполнены работы по созданию концепции и разработке системы дистанционного управления прототипом беспилотной грузовой платформы для межцеховой логистики, которая будет введена в регулярную эксплуатацию на Горьковском автозаводе в 2025 году.

Разработчики отмечают, что для развития отечественного беспилотного транспорта в России действует одно из лучших законодательств: существуют экспериментальные правовые режимы, которые позволяют тестировать беспилотные технологии (автомобили) на дорогах общего пользования. Также в России высокими темпами накапливается база данных, способствующая развитию нейросетей и ориентации автомобилей-роботов в пространстве. Другими словами, экологичному беспилотному транспорту в нашей стране дан зеленый свет.

Отметим, востребованность в беспилотниках растет из-за дефицита человеческих ресурсов — уже сейчас отмечается нехватка водителей. И не только в России: во многих странах мира, в крупных промышленных и логистических компаниях столкнулись с кадровым дефицитом. Таким образом, существуют все предпосылки для дальнейшего развития проекта беспилотного транспорта на Горьковском автозаводе и масштабирования процесса эксплуатационных испытаний беспилотников.

До 120 км в «Алабуге»

Еще один проект по созданию беспилотной «Газели» реализуют в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина). Этот проект участвовал в технологическом конкурсе, который проводил Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ). По итогам конкурса принято решение реализовать его на практике. На это будет направлено 120 млн рублей.

Известно, что беспилотные электрические «Газели» уже протестировали в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане, причем на дорогах общего пользования. Выяснилось, что таким образом можно перевозить грузы на расстояние до 120 км без участия человека.

Беспилотный автомобиль на базе «Газели» оснащен целым комплексом различных датчиков. Прежде всего, это лидары или лазерные локаторы, без которых невозможны современные беспилотники. Лидары сканируют окружающее пространство и передают информацию о расстоянии до других объектов. Дополняют лазерные датчики видеокамеры, которые собирают и передают визуальные данные. Кроме того, в беспилотнике установлен GPS для отслеживания перемещения по спутнику.

Все данные, полученные от различных типов датчиков, обрабатываются программным обеспечением, работающим на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Есть сложности. Например, во время ливня или тумана визуальные датчики работают некорректно, также выявились несовершенные алгоритмы обработки информации в системе, созданной в ЛЭТИ. В условиях города, особенно в районах с плотной застройкой, появляются погрешности в позиционировании автомобиля из-за отражения сигнала о препятствия.

Тем не менее разработчики уверены, что беспилотные «Газели» смогут передвигаться и перевозить грузы по закрытым промышленным территориям: на заводах, месторождениях, верфях, портах и т. д.

Сила мысли

Но и это не всё. Российские инженеры из Ульяновского государственного университета (УлГУ) в 2024 году протестировали технологию управления автомобилем при помощи мысли. Для тестирования снова выбрали «Газель NEXT».

Специально разработанный интерфейс считывает волновую активность мозга и информацию с датчиков акселерометра. Что позволяет управлять автомобилем без рук. Суть технологии в следующем: нейроинтерфейс отслеживает показатели электроэнцефалограммы, движение головы и пульс человека. Затем передает их на компьютер, который подключен и к системе, и к автомобилю. Главное, чтобы человек, управляющий автомобилем, концентрировал внимание на дороге, не отвлекался и не засыпал. Впрочем, при первых признаках усталости скорость «Газели» снижается, а в экстренной ситуации включается автоматическая система торможения.

Пока новое решение требует доработки, да и в целом нейроинтерфейсы — это относительно новая, недостаточно изученная и подкрепленная технологиями сфера. Скорее всего, будущее у этого проекта есть. К примеру, система может помочь управлять автомобилем людям с ограниченными возможностями здоровья. А в более отдаленной перспективе оператор сможет управлять ТС при помощи мысли, находясь на значительном расстоянии, по аналогии с операторами дронов.

Беспилотные грузовики постепенно выходят на дороги, меняя рынок перевозок. Они уже тестируются на магистралях и в промышленных зонах, снижая затраты на логистику и повышая безопасность перевозок. Внедрение автономного транспорта поможет решить проблему нехватки водителей и ускорит доставку грузов. Узнайте, какие маршруты осваивают беспилотные грузовики и как они повлияют на логистику, на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Умные решения

Роботы уже здесь: на складах и в доставке

карточка
Перевод

DHL: логистические тренды, которые преобразят ваш бизнес в 2025 году

карточка
Повестка

От склада до двери: как e-commerce трансформирует логистику

карточка
Инструкции

А ты записался в курьеры? Или как компании найти сотрудников на эту позицию

карточка
Повестка

Беспилотные «Газели» уже в пути: как едут и где уже эксплуатируются

карточка
Повестка

Какие тренды городской доставки останутся в 2025 году

карточка
Повестка

Льготный кредит: как в 2025 году получить субсидию от государства на лизинг

карточка
Повестка

Импортозамещение в действии: отечественные автомобили лидируют в сегментах LCV, MCV и автобусов

карточка
Повестка

Складские заботы: как логистика решает проблему дефицита качественных складов

карточка
Повестка

Платные дороги для перевозчика: время vs деньги

карточка
Умные решения

Один на двоих: мультибрендовые ПВЗ увеличивают доходы

карточка
Повестка

Транспорт в цифре: как логистические компании переходят на электронные сервисы

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка