Выбор бондового склада: как бизнесу сэкономить на хранении

Выбор бондового склада: как бизнесу сэкономить на хранении
Выбор бондового склада: как бизнесу сэкономить на хранении

Выбор бондового склада: как бизнесу сэкономить на хранении

Предприниматели постоянно стремятся к сокращению издержек на хранение и реализацию своей продукции. Особенно проблема актуальна для компаний-импортеров, прибыльность которых напрямую зависит от иностранных поставок. Так, чтобы сэкономить деньги по налогам и таможенным пошлинам, бизнес всё чаще выбирает бондовые склады. Новая модель хранения товара позволяет бизнесу оптимизировать затраты, быстрее принимать управленческие решения и более гибко подходить к процессу закупок.

С января по сентябрь 2023 года импорт в Россию увеличился на 18%, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС). За этот период российские предприниматели купили за рубежом и привезли в страну товаров на сумму $213,3 млрд. Причем более двух третей (около 70%) всех торговых отношений России приходились на азиатские страны, подсчитали эксперты ФТС. Одновременно объемы торговли с европейскими партнерами заметно сократились. Экспорт товаров из Европы снизился на 10% и составил за 9 месяцев порядка $59 млрд.


Экономия и ассортимент

«За последнее время сильно поменялись и логистические цепочки, и в целом направления торговли внутри России и между нашей страной и иными государствами. Фокус последовательно смещается на Восток. Бизнес, конечно же, выступает важным актором этого процесса, используя преференции от государства. Одно из ключевых направлений перенастройки транспортных потоков с Запада на Восток — развитие инфраструктуры», — отметил в разговоре с порталом Campus эксперт КГ «Полилог» Александр Хазариди.

Так, в 2023 году российские власти запустили пилотный проект по внедрению бондовых складов. Впервые такие складские помещения появились в Англии в XIX веке. В начале 1800-х на острове действовали передовые для того времени таможенные правила: компании должны были размещать грузы только на заранее оговоренных с таможенной службой площадках, а платить налоги за уже доставленные товары заказчику и с помощью специальных ценных бумаг — бондов. Кроме Великобритании, в то время этой схемы не было в других странах. Формат стал вновь применяться в логистике в начале 1990-х, но уже в Китае. Сейчас на такую форму хранения в КНР приходится почти 90% международных торговых отношений страны. В республике функционируют целые «бондовые зоны», на территории которых китайцы собирают готовый товар из ввезенных комплектующих. Также бондовые склады сегодня популярны в США, Евросоюзе и Японии.

Этот тип хранения представляет собой площадки, где импортную продукцию можно хранить без уплаты ввозных пошлин, НДС и других обязательных платежей. Поставщик товара оплачивает вышеперечисленные издержки только после выкупа продукции. В то же время при хранении на традиционных складах продавец обязан сначала заплатить все акцизы, пошлины и налоги за ввезенные продукты. Дело в том, что статус бондового склада юридически позволяет зарубежному товару «не пересекать» границу до его фактического приобретения покупателем.

Такое положение дел позволяет предпринимателям сократить налоговую нагрузку на собственный бизнес. Для покупателей тоже есть свои плюсы. Инициатива предполагает, что поставщик завозит широкий ассортимент товаров в страну, а не только те, которые у него заказали заранее. В итоге сроки доставки для потребителей заметно сокращаются: товар приходит к россиянам не из-за границы, а со склада. Транспортировка занимает 1–4 дня после оформления, а не две-три недели, как в случае доставки из-за рубежа, подсчитала «Почта России».


Вопрос времени

В мире распространены два вида бондовых складов. Один — для всех, кто хочет разместить иностранные товары, другой тип доступен только поставщикам, которые заранее заключили договор с владельцем помещения. В России пока работает всего один бондовый склад в Татарстане, который открылся 1 апреля 2023 года. Площадка на 2 000 м² расположена внутри логистического центра «Почты России» неподалеку от аэропорта Казани. Первым участником инициативы стала компания KazanExpress, которая разместила 30–40 тысяч заказов. Согласно законодательству, хранить в данной зоне можно одежду, электронику, продукты, оборудование, строительные материалы и другие товары за исключением табака, алкоголя и сахара. Все непроданные товары KazanExpress может вернуть иностранным партнерам без дополнительных издержек. Ожидается, что склад с налоговыми льготами будет функционировать до 1 апреля 2024 года. Затем власти Татарстана вместе с компетентными ведомствами подведут итоги эксперимента и решат, нужно ли пролонгировать инициативу и стоит ли стимулировать открытие бондовых складов в других регионах страны.

Еще до его ввода в эксплуатацию президент Татарстана Рустам Минниханов говорил, что складской центр позволит увеличить приток инвестиций в развитие транспортно-логистической инфраструктуры республики, организовать новые производства, что приведет к росту рабочих мест и финансовых поступлений в бюджет. При этом близость бондового склада к аэропорту даст дополнительные возможности для развития воздушной гавани.

Процесс перенастройки системы ввоза и доставки товаров из-за рубежа в условиях санкций требует времени и пока остается сложным, отметил Александр Хазариди. Власть и бизнес сталкиваются с рядом проблем, таких как недостаточная инфраструктура, высокие затраты на транспортировку грузов и сложности в организации логистики. «Такие вызовы до конца преодолеть не удалось, но это лишь вопрос времени», — заключил Хазариди.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Электротранспорт в 2024 году: цепочка поставок, сеть зарядки и рынок аккумуляторных материалов

карточка
Умные решения

Кто на новенького: каким топливом выгодно заменить бензин в коммерческом транспорте

карточка
Повестка

Куда едет логистика: тренды 2024 года

карточка
Перевод

Три тенденции в логистике электронной коммерции, которые меняют розничную торговлю прямо сейчас

карточка
Повестка

В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем

карточка
Повестка

Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход

карточка
Умные решения

Инфографика: Переход на роботизированную логистику склада

карточка
Повестка

Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам

карточка
Инструкции

Майские путешествия: как подготовить бизнес к наплыву туристов

карточка
Умные решения

Долго или дорого: платные трассы для логистики

карточка
Повестка

Какие дороги и развязки построят в Москве в 2024 году

карточка
Повестка

Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка