За три года стоимость грузоперевозок выросла на 10–15%
20.03.2024 95 просмотров

Состояние транспортной инфраструктуры России играет важную роль в развитии экономики страны. Территория России обширна, а расстояния между центрами производств и потребителями достаточно велики. По сравнению с другими странами наш транспортный комплекс отличается меньшей эффективностью. Логистика нуждается в развитии, которое повлечет за собой новые транзитные грузоперевозки и дополнительные инвестиции в отрасль.
Пандемия и экономический спад 2020 года существенно повлияли на мировые производственно-хозяйственные связи. Введение локдаунов и закрытие границ повлекло за собой сбои в поставках и вынужденную перестройку логистики. Несмотря на проблемы, с которыми столкнулись перевозчики, огромных финансовых потерь рынок не понес.
Какие же сегменты пострадали больше всего? Насколько сильно локдаун повлиял на объемы грузоперевозок? Каковы тенденции и прогнозы на будущее?
Транспортная отрасль в 2021 году
В первом полугодии всеми видами транспорта было перевезено 3,6 млрд т грузов. Эта цифра ниже показателя прошлого года на 2%. На долю автомобилей приходилось 65% перевозок, железная дорога транспортировала 17%, а авиаперевозки составили около 5%.
Повсеместно отрасль демонстрирует перераспределение между сегментами. Автотранспортные перевозки значительно снизились, более востребованным стал железнодорожный и авиатранспорт. Подобное положение дел эксперты связывают не только с влиянием пандемии, но и с растущими ценами на автомобильную транспортировку.
Основными причинами падения объемов перевозок автомобилями стал ряд взаимосвязанных событий:
- Пандемия, снижение внешнеторгового оборота;
- Банкротство большого числа мелких перевозчиков;
- Рост цен на транспортировку, подорожание запчастей;
- Введение ограничительных мер на таможне: снижение количества автомобилей, допустимых к прохождению через пункт пропуска.
Ситуация с грузооборотом в начале второго полугодия начала несколько выравниваться, но все равно осталась сложной в связи с образовавшейся ранее нехваткой перевозчиков.
Рост стоимости автоперевозок, скорее всего, сохранится, так как имеется тенденция на консолидацию отрасли, рост издержек. Регионам полностью отказаться от транспортировки фурами все равно не удастся, так как автотранспорт более мобилен и доступен.
К концу 2021 года прогнозировалась положительная динамика рынка автоперевозок, но новая волна заболеваемости не дает ситуации измениться в лучшую сторону.
Востребованность железнодорожного транспорта объясняется его большей предсказуемостью.

Динамика грузоперевозок в отрасли
Происходящие изменения в стране и мире привели к снижению общего грузооборота по сравнению с 2020 года на 2%, а по сравнению с 2019 – на 3%. Цифры не критические, но принимать определенные меры по стабилизации ситуации все-таки стоит. Так, пока автотранспорт потихоньку уменьшает обороты, железная дорога активно работает над привлечением грузов. Глядя на перевозки Сибирской железной дорогой, можно увидеть, что в первом полугодии 2021 года ею перевезено на 5,2% больше, чем за тот же период прошлого года.
По сравнению с прошлым в 2021 году отправки в крытых вагонах и контейнерах выросли на 22% и 34% соответственно.
Воздушные перевозки также демонстрируют рост объемов, но не во всех регионах. В первое полугодие 2020 года был отмечен значительный прирост объема перевозок, который был связан с переориентацией грузовых, пассажирских потоков после закрытия границ.
Причины падения рынка
Основным негативным фактором, спровоцировавшим снижение грузоперевозок, стал экономический кризис, вызванный ковидной пандемией. Впервые за много лет в 2020 году произошел большой спад мировой торговли, значительное снижение большинства макроэкономических показателей.
Большую долю в структуре грузооборота играет объем внешнеторговых грузов. В 2020 году по сравнению с 2019 экспорт и импорт снизился на 16%.
В периоды ослабления ковидных ограничений поставщики услуг стараются не упускать ни одной возможности активизировать свою деятельность.

Прогноз на будущее
В связи с нестабильной ситуацией в мире спрогнозировать четкую картину будущего состояния транспортной отрасли не представляется возможным. На объем перевозок повлияют не только экспорт грузов, но и цены на услуги, а также курс рубля. Перед поставщиками услуг станет необходимостью экономия собственных средств, сокращение расходов на топливо, ремонт.
За последние 3 года стоимость транспортных перевозок выросла в среднем на 10–15%. Расширение логистических путей позволит держать цены на докризисном уровне, хоть инфляция и другие удорожающие перевозку факторы всячески этому препятствуют.
Стабилизация рынка станет возможной при полном отсутствии форс-мажоров. На данный момент приходится надеяться на улучшение ситуации с пандемией и росту перевозок в ближайшее время.
Источники:
- Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Аналитический центр при Правительстве РФ. Сентябрь 2019. №53;
- Обзор отрасли грузоперевозок в России. Ernst & Young. 2020;
- «Грузооборот российского транспорта, 2020 год: перевозки морского транспорта выросли». Информационно-аналитическое агентство «Си Ньюc». 01.02.2021;
- Официальная статистика. Предпринимательство. Транспорт. Федеральная служба государственной статистики.
Как использовать тренд на рост авиаперевозок в 2025 году

Топ-3 факторов, влияющих на выбор логистического партнера

ЦОДД и 2ГИС: совместный проект для умного города и комфортной жизни. Пока только москвичей

Без права на ошибку: как логистике работать в условиях новых таможенных тарифов США

Искусственный интеллект вступает в игру: как генеративный ИИ меняет цепочки поставок

Весне дорога: 6 советов, как учесть ограничения на автотрассах

Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов

Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года

Продолжается просушка: где в мае сохраняются ограничения для грузовиков

Как работать с биржами грузоперевозок

Как меняться, обучать и экономить: инструкция для логистов в условиях 2025 года

Куда растут склады

Подпишитесь на рассылку Campus
В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка