Шесть тенденций в области доставки и логистики по всему миру в 2024 году

Шесть тенденций в области доставки и логистики по всему миру в 2024 году
Шесть тенденций в области доставки и логистики по всему миру в 2024 году

Шесть тенденций в области доставки и логистики по всему миру в 2024 году

Технологические инновации и изменения потребительских предпочтений будут формировать будущее доставки и логистики. Президент MTS Logistics Седат Сака объясняет в Forbes роль цифровизации, экономических вызовов, устойчивости, доставки на последней миле и другие тренды. Campus публикует перевод материала.


Мир грузоперевозок и логистики постоянно развивается. Последние четыре года показали как уязвимость глобальных цепочек поставок перед вызовами (такими как пандемия, например), так и их способность к инновациям в периоды экономического восстановления и кризисов. За 23 года управления международной компанией по фрахтовым перевозкам я стал свидетелем многих изменений и теперь делюсь шестью ключевыми тенденциями, способными оказать влияние на отрасль в 2024 году и далее.


Цифровизация

Хотя о цифровизации в сфере морских перевозок говорили уже долгое время, к 2024 году она наконец стала реальностью для многих грузоотправителей. Пандемия ковида и переход к удаленной работе вынудили индустрию доставки и логистики перейти в диджитал. Крупные игроки судоходного рынка, такие как Maersk, MSC, Hapag-Lloyd и другие, цифровизировались. Но произошло нечто удивительное: небольшие судоходные компании тоже это сделали и во многих случаях внедрили собственные программные системы и инструменты для своих клиентов.

Искусственный интеллект и технология блокчейна помогут и дальше автоматизировать мир морских перевозок. Ожидается, что разработки в этих областях улучшат отслеживание грузоперевозок в реальном времени и видимость цепочки поставок, что станет дополнением к уже внедренному в отрасли программному обеспечению.

Еще один значительный шаг к цифровизации — внедрение безбумажных перевозок. В MTS Logistics к 2023 году мы на 100% перешли на безбумажную систему. Другие компании следуют этому примеру, поскольку цифровые платформы играют всё более значительную роль в судоходстве.


Экономические препятствия

После трудного экономического периода, обусловленного пандемией и постковидными экономическими потрясениями, каждый предприниматель надеется, что тяжелые времена остались позади. Есть множество аспектов экономики, которые внушают уверенность: рост заработной платы, шаги к сокращению разрыва в доходах, уменьшение регуляций и, наконец, начало снижения инфляции.

Тем не менее многие проблемы остаются. Инфляция пока не достигла достаточно низкого уровня, чтобы грузоотправители могли увеличивать свои доходы и прибыли без повышения затрат. В третьем квартале 2023 года цены на топливо резко выросли, и это сказалось на крупных морских судоходных компаниях. С учетом того, что Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК+ сократили мировое производство нефти, в 2024 году вероятна дальнейшая волатильность.


Устойчивость развития

Экологически чистые практики ведения бизнеса обсуждаются уже многие годы. На фоне изменения климата частые природные катастрофы, последствия которых обходятся очень дорого, становятся нормой. В связи с этим индустрия доставки и логистики начала предпринимать смелые шаги. Появились правила IMO 2020 Международной морской организации, требующие использовать чистое топливо и устанавливать улавливатели выбросов на старых судах. В 2024 году, вероятно, будут объявлены еще более строгие меры.

Низкий уровень воды, наблюдаемый в этом году в Панамском канале, и чрезмерная засуха в западных штатах США, уже вошли в историю. Порты по всему миру вынуждены были периодически приостанавливать операции из-за событий, связанных с климатом.

Частный сектор в последние годы активизировал усилия по инициативам, нацеленным на достижение нулевых выбросов углерода в судоходстве к 2050 году (и в некоторых случаях ранее). Лидеры вроде Maersk ведут за собой и используют новые корабли с учетом расхода электроэнергии и альтернативных источников топлива. Тем не менее должно пройти определенное время, прежде чем логистика станет полностью зеленой.


Доставка последней мили

Экосистема доставки на последней миле претерпевает значительные изменения. В 2024 году крупные американские ритейлеры Walmart, Target и Home Depot сфокусировали внимание на операциях доставки на последнем отрезке пути. Это позволило предложить услуги более быстрой доставки, в том числе в тот же день. Отчасти это стало возможным за счет того, что некоторые операции, которые раньше поручали внешним перевозчикам, теперь стали выполнять благодаря собственным ресурсам.

Возрастающий интерес к автономным решениям для доставки, включая беспилотные грузовики, стал заметен на фоне регулирования и надзора. Предполагается, что такие технологии начнут активно использоваться в 2024 году. Проблемы с цепочками поставок, особенно острые в 2021 и 2022 годах, подчеркнули сложности, связанные с доставкой на завершающем этапе. В ответ на эти вызовы крупные компании ищут новые партнерские отношения и решения для выполнения заказов, в том числе возьмут на себя доставку на последней миле.

Тренд не обходит и Россию. Поэтому популярность приобретают компактные модели малой грузоподъемности, адаптированные для задач доставки, такие как цельнометаллический фургон Соболь NN с объемом грузового отсека 5,1–7,8 м³. Этот автомобиль отличается маневренностью, с радиусом разворота, сопоставимым с легковыми автомобилями (5,4 м), что делает его удобным для использования в условиях города.

Транспорт для e-commerce адаптируется к новым условиям, становясь более маневренным, компактным и удобным для погрузочно-разгрузочных работ. Развиваются и технологии. Базовое телематическое решение Коннект, направленное на мониторинг и управление автопарком, играет ключевую роль в этом процессе. Сервис предлагает мобильное приложение и веб-интерфейс для контроля маршрутов, расхода топлива, планирования поездок, автоматизации бизнес-процессов и интеграции с учетными системами. Аналитические инструменты сервиса способствуют оптимизации использования автопарка, предоставляя отчеты об эффективности и топливной аналитике.


Устойчивость цепочек поставок

Пандемия обнажила уязвимости глобальных цепочек поставок. В ответ на это компании пересматривают свои стратегии управления, чтобы усилить устойчивость и реализовать управление рисками. Это включает диверсификацию поставщиков, изменение подходов к закупке товаров и (для некоторых компаний) разработку плана действий. Аналитика приобретает еще большее значение и будет играть важную роль в выявлении потенциальных рисков и разработке соответствующих стратегий реагирования.


Кибербезопасность

По мере цифровизации мира доставки и логистики кибербезопасность становится важнее, чем когда-либо прежде. В 2024 году индустрия доставки в целом, а также сопутствующие партнеры скорее всего вложат значительные средства в кибербезопасность. Всё больше чувствительных данных перемещается в облако, и грузоотправители осознают, что киберриски существенно выросли после пандемии.

Вероятно, индустрия сделает значительные инвестиции в кибербезопасность, чтобы защитить чувствительные данные, обезопасить груз от кражи и предотвратить кибератаки, угрожающие операциям. Многофакторная аутентификация будет становиться нормой в доставке и логистике, как это уже произошло в других отраслях.

Как опытный профессионал в области доставки, я наблюдал за началом каждой из этих шести тенденций в последние годы. У меня нет сомнений, что 2024 год станет годом глубоких инвестиций и сосредоточенности на будущем в областях цифровизации, устойчивости развития, доставки на последней миле, устойчивости цепочек поставок и кибербезопасности. В то же время глобальная экономика представит новые вызовы для индустрии доставки и логистики.

Анализируя будущее грузоперевозок и логистики, можно утверждать, что отрасль вступает в эпоху значительных преобразований. Переход к более устойчивым, безопасным и эффективным моделям работы обещает не только улучшить текущие процессы, но и открыть новые возможности для развития и инноваций. Важно, чтобы профессионалы и компании оставались в курсе этих изменений, что поможет им максимально использовать этот потенциал в интересах своего развития.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Электротранспорт в 2024 году: цепочка поставок, сеть зарядки и рынок аккумуляторных материалов

карточка
Умные решения

Кто на новенького: каким топливом выгодно заменить бензин в коммерческом транспорте

карточка
Повестка

Куда едет логистика: тренды 2024 года

карточка
Перевод

Три тенденции в логистике электронной коммерции, которые меняют розничную торговлю прямо сейчас

карточка
Повестка

В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем

карточка
Повестка

Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход

карточка
Умные решения

Инфографика: Переход на роботизированную логистику склада

карточка
Повестка

Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам

карточка
Инструкции

Майские путешествия: как подготовить бизнес к наплыву туристов

карточка
Умные решения

Долго или дорого: платные трассы для логистики

карточка
Повестка

Какие дороги и развязки построят в Москве в 2024 году

карточка
Повестка

Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка