Цепная реакция: какие технологии будут востребованы в логистике в 2024 году

Цепная реакция: какие технологии будут востребованы в логистике в 2024 году
Цепная реакция: какие технологии будут востребованы в логистике в 2024 году

Цепная реакция: какие технологии будут востребованы в логистике в 2024 году

В 2021 году национальный рынок транспортных услуг увеличился более чем на 13% и превысил 4 трлн рублей, свидетельствуют данные аналитического центра «ГидМаркет». Схожая тенденция наблюдалась и в 2022-м: суммарный объем предоставленных клиентам логистических сервисов вырос на 12,5%, достигнув 4,66 трлн рублей. Как полагают эксперты, позитивная динамика в сегменте продолжится и в 2024 году. Развитию рынка будут способствовать внедрение инноваций и включение искусственного интеллекта в логистические процессы.


Логистика на автомате

Уже к концу 2023 года глобальный рынок автоматизации транспортных услуг может превысить $68 млрд, подсчитали специалисты консалтингового агентства Mordor Intelligence. В течение следующих пяти лет показатель может дойти до $110 млрд, прогнозируют исследователи.

Автоматизация логистических цепочек означает внедрение оборудования, систем контроля, включая программы с искусственным интеллектом для увеличения эффективности работы на каждом этапе доставки товара от производителя до конечного потребителя. Вкладываться в автоматизацию процессов бизнес в 2024 году будет стимулировать растущая популярность сегмента e-commerce в России, считает первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Павел Сигал.

По данным «ЮKassa», за первое полугодие 2023 года суммарное число заказов на отечественных интернет-площадках увеличилось на 20% по сравнению с июлем-декабрем 2022-го. Одновременно объем транзакций в онлайн-магазинах вырос на 17%, и по итогам текущего года покупки россиян в сети могут достигнуть 7,4 трлн рублей, не исключают эксперты сервиса.

«Важно вкладываться в развитие искусственного интеллекта, в автоматизацию цепочек поставок, чтобы можно было оптимизировать и маршрут, и загруженность транспорта. Логистика в наше время е-commerce — это очень важная составляющая, потому что работоспособность и успех бизнеса во многом зависят от того, насколько быстро компания может доставить товар, в том числе и в сегменте “бизнеса для потребителя” — b2c», — отметил Павел Сигал.

Чаще всего автоматизация применяется в процессах, где необходимо минимальное вмешательство человека. Речь идет в первую очередь о складских помещениях и распределительных центрах, и российские ритейлеры активно развиваются в этой сфере. Например, весной 2023-го Яндекс ввел в эксплуатацию центр, где производят специальных роботов для работы на складах. Его прямой конкурент Ozon вкладывает значительные средства в автоматизацию складских помещений. Специалисты компании создают системы управления конвейерами и программное оборудование для их бесперебойной работы.


Цепочка блоков

Помимо автоматизации логистических процессов, в сегменте будет постепенно нарастать внедрение блокчейн-технологий, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. В мировой практике блокчейн появился в 2008 году в сфере криптовалюты. Рынок крипты применял технологию для регистрации, подтверждения и отслеживания транзакций между участниками.

В логистическом сегменте глобальным первопроходцем был концерн BMW. Компания внедрила блокчейн в закупках, для того чтобы отслеживать путь запчастей в  многоэтапных цепочках поставок. Инструмент помог автопроизводителю быстрее находить бракованные детали и отправлять их обратно поставщику. К тому же механизм дает возможность снизить издержки по документообороту, так как все бумаги на транспортировку проще и быстрее оформлять сразу в системе. По данным «Кредо Транс», применение блокчейна позволило транспортным компаниям уменьшить срок доставки грузов из Азии в Европу более чем вдвое.

Российские компании также не остались в стороне от цифрового тренда. В частности, эксперимент по внедрению блокчейна в рабочие процессы уже не первый год идет в «Газпром нефти». Энергетический концерн применяет технологию при транспортировке груза из Великого Новгорода на платформу «Приразломная», расположенную в Печерском море.

«Новые технологии позволяют значительно оптимизировать все процессы — от менеджмента до складской деятельности. Кто сможет быстрее и с меньшими затратами доставлять грузы — тот и будет во главе рейтингов успешности. Вне конкуренции окажется тот бизнес, который вкладывался в логистику заранее и подготовил себе надежные цепочки поставок», — уверен Деев.


«Зеленый» транспорт

В центре внимания компаний в 2024 году будет и трансформация их автомобильного парка, уверен Павел Сигал. Как полагает эксперт, большую роль в успешности транспортных корпораций будет играть техническое состояние грузовых машин. «Важно всё — и квалификация персонала, и состояние автопарка, и насколько это всё регулируется», — подчеркнул эксперт. Аналогичной точки зрения придерживается и Артем Деев. По его словам, логистический бизнес старается сокращать негативное воздействие на окружающую среду, поэтому они будут следовать ESG-повестке (экологическое, социальное и корпоративное управление компаниями).

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, за первые 10 месяцев 2022 года в России было продано новых электромобилей на треть больше, чем за аналогичный период 2021-го. Более того, уже в 2030 году каждый десятый произведенный в стране автомобиль будет электрическим, значится в прогнозах Концепции развития электротранспорта в РФ. Компании также готовы включить в свои автопарки электромобили, так как они позволяют снизить затраты на заправку и обслуживание транспорта.

«Газпром нефть» первой в отрасли начала использование автономный грузовой машины на базе электромобиля «Газель NEXT». Автомобили передвигаются по Южно-Приобскому месторождению в Ханты-Мансийском автономном округе. Транспорт работает в полностью автономном режиме и ездит по заранее установленным маршрутам. Грузовик обладает крейсерской скоростью до 40 км/ч длительностью хода до 100 км. Под капотом установлен бесщеточный электродвигатель, а время полной зарядки составляет не более двух часов.

Электротранспорт становится более востребован и в сегменте доставки товаров для потребителей в розничной торговле. К примеру, «Почта России» начала эксплуатацию электрогрузовиков в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Компания применяет машины марки WOLV FC25 для доставки заказов покупателям, а EVM PRO используются по маршрутам из сортировочного центра и почтамтов в почтовые отделения. Оба автомобильных бренда заявляют, что полная зарядка автомобилей занимает от 2 до 5 часов.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Как использовать тренд на рост авиаперевозок в 2025 году

карточка
Повестка

Топ-3 факторов, влияющих на выбор логистического партнера

карточка
Повестка

ЦОДД и 2ГИС: совместный проект для умного города и комфортной жизни. Пока только москвичей

карточка
Инструкции

Без права на ошибку: как логистике работать в условиях новых таможенных тарифов США

карточка
Перевод

Искусственный интеллект вступает в игру: как генеративный ИИ меняет цепочки поставок

карточка
Инструкции

Весне дорога: 6 советов, как учесть ограничения на автотрассах

карточка
Инструкции

Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов

карточка
Перевод

Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года

карточка
Повестка

Продолжается просушка: где в мае сохраняются ограничения для грузовиков

карточка
Инструкции

Как работать с биржами грузоперевозок

карточка
Инструкции

Как меняться, обучать и экономить: инструкция для логистов в условиях 2025 года

карточка
Повестка

Куда растут склады

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка