Как мотивировать сотрудников на успех?
20.03.2024 55 просмотров
Каждому руководителю предприятия хочется, чтобы его сотрудники работали лучше, были больше вовлечены в процесс работы и болели за нее всем сердцем, но не у всех это получается. Как повысить личный вклад сотрудников в увеличение прибыли? Об этом рассказала кандидат педагогических наук, бизнес-тренер, консультант по внедрению изменений и развитию персонала Елена Акимова на вебинаре GAZ Campus.
Пути повышения прибыли
Получение и повышение прибыли - цель любой коммерческой компании. Прибыль организация получает за счет привлечения и сохранения лояльности (удержания) клиентов. Поэтому если новые клиенты постоянно привлекаются в компанию - а на это требуются немалые средства, но не удерживаются в ней, средства эти расходуются впустую.
Какие пути получения прибыли можно выделить:
- Привлечение новых клиентов - экспансия рынков.
- Привлечение большего количества клиентов.
- Продавать больше каждому клиенту.
- Продавать дороже каждому клиенту.
- Продавать чаще каждому клиенту.
Это 5 ключевых путей увеличения прибыли, которые не у всех работают. В нашей статье речь пойдет о работе с сотрудниками, поэтому все проблемы будут рассматриваться через призму этой работы - о заинтересованности и вкладе наемного сотрудника, о его возможности влиять на прибыль.
Актуализация целей
Чтобы начать эту работу, важно правильно проанализировать ситуацию на предприятии по актуализации целей по повышению прибыли. Для этого нужно ответить на три вопроса:
Какие процессы реализуют выбранное направление?
Какие сотрудники в эти процессы вовлечены?
Кто владелец процессов этого направления? В этом случае идет речь о сотруднике или команде сотрудников, работающих на результат по этому направлению. Такого владельца может и не быть.
После того, как проговорены и выяснены ответы на эти вопросы, стоит сделать второй шаг и проанализировать текущую ситуацию по актуализации целей, ответив на следующие вопросы:
- что выявленный владелец считает целью процесса;
- как он замотивирован на достижение этой цели;
- какие ограничения заложены в структуре мотивации;
- как общий руководитель может проконтролировать достижение цели процесса;
- с какими сложностями может столкнуться руководитель в процессе контроля.
Ответить на эти вопросы достаточно непросто. Для этого потребуется прямое взаимодействие с персоналом. Только после этого можно начинать менять мотивацию сотрудника и контролировать его деятельность с гораздо большей эффективностью.
Привлечение большего количества клиентов
Давайте разберемся в том, как происходит привлечение большего количества клиентов. Сначала нужно выяснить, какие процессы реализуют это направление и какие сотрудники вовлечены в них напрямую. Отдельно можно выделить владельца этих процессов. Это может быть маркетолог или отдел маркетинга, от которого, в первую очередь, и ожидаются какие-то действия по расширению клиентской базы. Это может быть клиентский отдел - непосредственно продавцы или консультанты, сервисная поддержка. Но это все в теории.
В реальности же продавец или консультант может даже не понимать того, что от него также требуется работа по привлечению новых клиентов. Самая распространенная ситуация - сотрудник не понимает смысла своей деятельности. Конечно, он может изучить должностную инструкцию и пройти стажировку, но технически это не дает понимания специфики работы по повышению прибыли предприятия.
Для примера можно рассмотреть такой момент. Допустим, в штате небольшой организации работает 50 продавцов. У каждого продавца есть своя страничка в соцсети, а иногда и в нескольких. В организации проводится акция. Если изучить ситуацию, то по факту ни на одной страничке сотрудника компании не появится информация об акции, кроме владельца предприятия.
Точно такая же незаинтересованность наблюдается и на организационных уровнях. Если спросить в клиентском отделе, как они решают проблему привлечения новых сотрудников, можно услышать ответ, что с привлечением работает отдел маркетинга, а клиентский отдел работает только с теми, кого уже привели.
Продажа большему количеству клиентов
В этом вопросе речь идет о конвертации уже привлеченных потенциальных клиентов. То есть, маркетолог сделал свою работу - привлек новых посетителей из целевого сегмента посредством рекламы или других акций. А процесс конвертации начинается с момента, когда будущий клиент просто зашел в салон. Что должно произойти, чтобы человек зашедший по рекламе стал именно клиентом? Чья это зона ответственности?
В первую очередь, будущего клиента встретит охранник, затем попадется, например, ресепшен. Но каждый из них скажет, что это не их задача. Поэтому основная проблема заключается в том, что каждый сотрудник понимал в чем главный смысл их работы в компании - повышение продаж и конечной прибыли.
Продавать больше каждому клиенту
Здесь за основу можно взять классический принцип Макдональдса - продавать каждому клиенту больше на одну единицу. Этому также нужно отдельно учить сотрудников. Дело в том, что каждый сотрудник хочет быть хорошим работником и, возможно, даже самым лучшим. Но он начинает решать эту проблему в меру своего понимания. Например, он начинает обслуживать клиентов быстро и еще быстрее, считая, что это прямая его обязанность.
Но при таком понимании сути своей работы он просто не будет делать лишнее предложение о покупке, потому что он будет сокращать процесс взаимодействия с клиентом. Мысль об увеличении продаж нужно вкладывать отдельно в голову этому человеку через обучение.
Почему эти принципы не работают
Человек может не дорабатывать просто потому, что у него в голове при благих намерениях совершенно другая цель. Поэтому очень важно донести до каждого, работающего в организации, цели ее работы, чтобы они совпадали с хозяйским видением ситуации.
Вторая причина, почему сотрудник может работать неэффективно - он просто не умеет этого делать. Тогда придется научить работника эффективно работать, используя тренинги или другие обучающие техники. Важную роль в этим процессе играет контроль. Это может быть повседневный текущий контроль, оценка и аттестация.
Аттестация помогает понять, как развивается сотрудник. Она может проводиться раз в 3 месяца, раз в полгода, раз в год. Аттестация выявляет насколько сотрудник на испытательном сроке готов влиться в продажи и не выгорел ли старый специалист или его пора отправить на тренинг вместе с новичком.
Иногда сотрудник может просто не уметь считать. Например, маркетолог может запустить акцию, пиар-компанию, премию своему отделу - во все это вкладываются деньги. А количество привлеченных клиентов, например, эти расходы не покрывает. Такие ситуации случаются в отделах продаж, когда продают на объемах. То есть, чем больше объем, тем больше скидка. Выписали в этом случае премию своему отделу - и остались с минусом.
Совершенно отдельная тема - это то, что сотрудник не несет ответственности за результат. Он не умеет что-то делать, не умеет считать, не знает, как воплотить новую идею, у него нет ресурсов. В этом случае есть два варианта решения - или детально разработанный стандарт или опять обучающий тренинг. Все это поможет работнику развить у себя хозяйский взгляд на цели предприятия.
Сессия тактических решений
В последнее время для развития у сотрудников хозяйского отношения к работе рекомендуют проводить сессии тактических решений. Это не сессии стратегических решений, которые направлены на будущее. В разработке стратегии обычно принимает участие меньшая часть сотрудников. Тактика — это принятие решений в текущей точке времени. В тактике могут принимать участие все сотрудники организации.
Сессия тактических решений примерно похожа на мозговой штурм. Как она происходит:
- Сотрудникам ставится задача - например, увеличение количества клиентов.
- Стимулируется творческая активность работников для их растормаживания.
- Сотрудниками генерируется большое количество идей.
- Производится анализ и выбор идей, которые будут реализованы на практике.
- Как организовать сессию тактических решений.
Давайте рассмотрим на примере. Например, в сессии принимают участие несколько десятков человек, которых можно разделить на пятерки. Каждой пятерке выдается планшет и ставится задача - написать 3 идеи, которые, по их мнению, помогут в решении поставленной задачи. Потом пятерки обмениваются планшетами, смотрят, что написали перед ними и дописывают еще три новых идеи и так идут по кругу с идеями, генерируя все новые и новые предложения. После того, как первый планшет возвращается к своей группе, каждая группа обобщает написанное и выносит на доску лучшие идеи.
Эффективность сессий тактических решений очень высока. Сотрудники активно вовлекаются в процесс генерации идей и потом становятся более вовлеченными в работе, так как выполняют те решения, которые сами предложили. Уже даже на этапе участия в такой сессии у сотрудника повышается доверие к работодателю и мотивация к выполнению задач компании.