Смена курса: как Amazon стал лидером рынка за счет внедрения инноваций в логистике
11.08.2024 128 просмотров
Amazon был запущен в середине 1990-х как веб-сайт, который продавал только книги в США. Сегодня бренд экспортирует в большинство стран огромное количество разнообразных товаров, хотя их и не производит. При этом компания — одна из немногих, способных самостоятельно доставлять заказы до двери покупателя, имея собственные пункты выдачи даже в самых отдаленных уголках мира и грузовую авиакомпанию. Как Amazon стал не только глобальной платформой для онлайн-покупок, но совершил прорыв в логистике — в материале Campus.
Из книжного — в маркетплейс
История корпорации началась в 1994 году. Тогда будущий основатель Amazon Джефф Безос покинул пост старшего вице-президента инвестиционной компании DE Shaw & Co. Бизнесмен ушел из найма, чтобы полностью посвятить себя запуску интернет-магазина по продаже книг, который заработал в апреле 1995-го. Компания имела значимый успех и спустя год смогла реализовать книг на почти $16 млн. Чтобы привлечь больше средств для развития, в 1997-м Amazon вышел на IPO (первичное размещение акций. — Прим. ред. Campus) на американской бирже NASDAQ. На старте акции стоили по $18 за штуку, а сегодня за них дают уже около $170.
По мере роста финансирования Безос стал добавлять новые доступные для продажи товары — компакт-диски, игрушки, настольные и компьютерные игры. Однако 2000 год оказался сложным для компании на фоне экономического кризиса. Котировки Amazon просели ниже $6, но магазин остался на плаву. Это подтолкнуло фирму к трансформации, результатом которой стал сегодняшний маркетплейс. Теперь здесь представлено около 30 категорий товаров. По итогам 2023 года суммарные продажи компании достигли почти $575 млрд. При этом в июне текущего года капитализация корпорации превысила $2 трлн, что позволило бренду войти в топ-6 крупнейших бизнес-империй мира.
От склада до двери
В первые годы после открытия немногочисленные сотрудники Amazon принимали заказы на книги через сайт, сами ездили в издательства и на книжные склады за товаром, а потом упаковывали и доставляли потребителям. Если заказчик был из другого американского штата, то доставка шла по почте. Уже тогда клиенты могли выбирать между обычными и более быстрыми вариантами получения посылки. Но поскольку электронная коммерция была в зачаточном состоянии, многие факторы тормозили процесс. Тем не менее только за первые два месяца работы у Amazon появились покупатели во всех 50 штатах, а еженедельный оборот составлял около $20 тысяч. Суммарный объем продаж спустя год после открытия магазина составил $15,7 млн.
С ростом популярности интернет-шопинга Amazon стал внедрять более организованные подходы к логистике. В 1997 году компания вышла на рынок с первыми попытками оптимизировать складские запасы и службу доставку. Это включало в себя создание партнерств с транспортными компаниями, такими как UPS и FedEx, что способствовало повышению скорости и надежности доставки. Amazon также начал развивать прямую поставку от издателей, чтобы сократить время ожидания клиентов.
В 2000-е годы Amazon первым на рынке начал разрабатывать наиболее эффективные маршруты для курьеров, что ускорило доставку товаров даже в удаленные уголки страны. В это же время корпорация начала отправлять заказы в в пластиковых пакетах, что облегчало процесс обработки на складах и снижало транспортные расходы. Параллельно развивалась программа лояльности Amazon Prime, которая была запущена в феврале 2005-го. Она обеспечивала держателям бесплатную двухдневную доставку любых заказов с Amazon в пределах США за ежегодный платеж в $79 (в 2024-м — $135). С 2007 года программа начала распространяться по миру и в настоящее время действует в 27 странах.
Время инноваций
Эти нововведения позволили Amazon не только заложить основы для формирования современных стандартов доставки, но и устанавливать собственные правила игры для всей индустрии в следующее десятилетие. При этом владельцы компании продолжали опережать время, тонко улавливая новые технологические тренды, в том числе в логистике.
Так, в 2013 году маркетплейс предложил клиентам опцию отслеживания посылок в реальном времени. Покупатели впервые получили возможность онлайн следить за передвижением оплаченных товаров. При этом удобный интерфейс приложения и сайта, а также уведомления о статусе и предполагаемом времени доставки сделали процесс ожидания более комфортным. В условиях растущей конкуренции в области онлайн-торговли такой подход стал важным конкурентным преимуществом.
Этот успешный запуск стал стимулом расширять свои возможности по доставке товаров. В 2016 году Amazon взял в лизинг 20 Boeing для обеспечения бесперебойных поставок, став первым онлайн-магазином с собственной грузовой авиакомпанией Prime Air. В 2017-м аэропорт Цинциннати/Северный Кентукки стал хабом Amazon, и на текущий момент парк компании насчитывает 95 воздушных судов. При этом корпорация постепенно распространяет практику доставки товаров на собственных самолетах на другие континенты. В ноябре 2020 года компания анонсировала открытие своего европейского хаба в аэропорту Лейпциг/Галле (Германия). Площадь нового объекта составила 20 тысяч м², на нем задействовано около 2 тысяч сотрудников. Собственный флот помогает компании не только быстрее доставлять заказы, но и снижать издержки. По оценкам аналитиков Morgan Stanley, при самостоятельной доставке по воздуху Amazon экономит от $2 до $4 на каждой посылке.
Amazon не стал останавливаться на самолетах и в 2022 году запустил доставку дронами на территории США. В качестве курьера используется дрон MK27-2 с шестью пропеллерами и низким уровнем шума. Хотя дроны автономны и управляются компьютерными алгоритмами, за аппаратами следит оператор. Время доставки товара составляет всего 60 минут, что делает этот вариант наиболее быстрым из возможных на сегодня. Компания намерена распространить инициативу в ЕС для дальнейшей экспансии на европейском рынке.
«На эту технологию существует большой спрос. Покупатели могут выбирать из тысяч товаров весом до 2,2 кг — от средства для мытья посуды и зубных щеток до косметических товаров и батареек — при условии, что заказанные товары помещаются в упаковку размером с обувную коробку», — отметил вице-президент Amazon Prime Air Дэвид Карбон.
Впрочем, корпорация активно внедряет инновации не только в логистику последней мили, но и пробует новые подходы на этапах сборки товаров. Например, Amazon стал одним из первых, кто «нанимал» работать на складах роботов — грузчиков Kiva, которые автоматизировали процесс хранения, комплектования и упаковки. Эти машины позволили корпорации сократить продолжительность одного рабочего цикла с 60–75 минут до 15 минут, а также снизить уровень операционных расходов на содержание складов на 20%, то есть на $22 млн для каждого распределительного центра Amazon в год.
В 2023 году в штате компании было 800 тысяч роботов, умеющих двигать стеллажи и доставлять товары к месту упаковки. Однако их возможности ограничены: Kiva не могут брать конкретные товары и перемещаться по лестницам или неровным поверхностям. Поэтому Amazon сегодня тестирует новых гуманоидных роботов. У них есть ноги и руки, благодаря чему они лучше приспособлены к работе на складах, где сейчас задействованы люди. Если эксперимент будет удачным, то роботизированные гуманоиды смогут заменить 450 тысяч работников склада.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»