Итоги 2023 года в логистике: рост грузооборота, спрос на качественную доставку и дефицит кадров

Итоги 2023 года в логистике: рост грузооборота, спрос на качественную доставку и дефицит кадров
Итоги 2023 года в логистике: рост грузооборота, спрос на качественную доставку и дефицит кадров

Итоги 2023 года в логистике: рост грузооборота, спрос на качественную доставку и дефицит кадров

По оценкам аналитиков рынка, в 2023 году логистика стала одной из самых динамично развивающихся отраслей. Так, за первое полугодие спрос на автомобильные грузоперевозки по России увеличился на 61%. Драйвером роста стали маркетплейсы. Онлайн-торговля также формирует запрос на цифровизацию и автоматизацию бизнес-процессов в отрасли. Росту не помешал даже кадровый голод.

Министерство транспорта РФ сообщило, что в третьем квартале транспортная отрасль вошла в топ самых быстрорастущих отраслей малого и среднего бизнеса. Обороты компаний выросли на 13%.

«Главной причиной увеличения грузооборота стало изменение логистических цепочек и развитие новых транспортных коридоров: компании переехали внутрь страны, восстановили и нарастили темпы производства», — подчеркивает исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров.


Маркетплейсы — драйверы логистики

В 2023 году на рост логистики повлияли маркетплейсы. По оценке Strategy Partners, количество обработанных e-commerce заказов в 2023 году по сравнению с 2022-м увеличилось на 42%.

«За год количество посылок, которое доставила DPD в России до маркетплейсов, выросло в 2,3 раза. Всего DPD осуществляет доставку до 12 маркетплейсов по всей стране», — подтверждает этот тренд директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков.


У логистики появился региональный акцент

По данным Data Insight, доля крупнейших e-commerce-регионов в структуре доставки интернет-заказов в 2023 году снижалась. Так, доля Москвы в 2021 году составляла более четверти всего количества заказов в стране, а в 2023 году — меньше пятой части.

В то время как столичный регион демонстрировал снижение, в 63 регионах отмечается рост, сообщают аналитики Data Insight.

В общем числе посылок, которые DPD в России доставила до маркетплейсов в 2023 году, 50% объема доставки приходится на региональные склады.


Больше перевозок — крупнее автопарк

Сейчас у «Грузовичкоф» свыше 5 тысяч автомобилей. Сервис ориентирован на отечественного производителя, поэтому значительная часть автопарка — автомобили «Газель Next» различной модификации— бортовые, фургоны, «пирамиды» (для перевозки стекла, стеклопакетов, зеркал и т. д.), преимущественно грузоподъемностью 1,5 тонны.

Также используются автомобили грузоподъемностью 28 тонн и легковые — для оперативной перевозки малогабаритных вещей до 700 кг. В 2024 году, в связи с ростом числа заказов и грузооборота, запланировано увеличить и обновить автопарк.

Крупный автопарк – это еще и постоянный контроль за техническим состоянием автомобилей, необходимостью проведения техосмотров и профилактических ремонтов. Чтобы крупным автоперевозчикам мониторить состояние каждого автомобиля, использовать парк максимально эффективно, разрабатываются различные Ит-решения, в том числе специальные приложения, которые работают на любом устройстве и обеспечивают информацией о состоянии автопарка в режиме 24/7.

На рынке работают специальные приложения для мониторинга автопарка, например, отечественное Connect. Оно позволяет с любого устройства отслеживать до 15 технических параметров автомобиля, включая уровень топлива, зажигание, скорость и коды неисправностей. Данные обновляются с частотой от одного раза каждые 20 секунд до 20 раз в сутки в зависимости от выбранного пакета услуг. Приложение также поддерживает постоянную связь владельца техники с автодилером для оперативного решения вопросов по ремонту и замене расходных материалов.


Связанные одной цепью: стоимость, качество и автоматизация

В 2023 году стоимость логистических услуг выросла в среднем на 40–45%. Причина — рост себестоимости логистики, связанный с увеличением цен на топливо, запчасти и комплектующие, транспорт, выполнение ТО и ремонта, с повышением зарплат грузчиков и водителей. Все это влияет на стоимость и запрос на качественную и быструю доставку со стороны клиентов.

Поэтому на первый план выходит цифровизация и автоматизация логистических процессов, уверены аналитики Data Insight. Только так можно сохранить эффективность работы, несмотря на постоянно растущую нагрузку.

Например, крупный терминал DPD в России в Москве оснащен новой современной сортировочной линией. Компания также реализовала стратегию распределения ресурсов под потребности клиентов. Часть терминалов компании переместили в новые локации, более удобные для клиентов, что упростило логистические цепочки. В результате среднегодовой показатель качества и своевременности доставки DPD в России вырос до 95%.

В «Грузовичкоф» внедрена система автоматической обработки заказов. За 9 месяцев 2023 года она обработала 60% выполненных заказов. Выполнение такого объема работы без автоматизации процессов потребовало бы в 6 раз больше сотрудников, что сделало бы бизнес нерентабельным.


Кадровый дефицит

Дефицит кадров — одна из главных тенденций в логистике. По оценке эксперта по логистике Максима Губанова, на логистическом рынке не хватает до 25% персонала. Это касается курьеров, складских работников и, конечно, водителей грузовиков. Рост зарплат для удержания персонала существенно повлиял на рост тарифов транспортных компаний.

Эффективные схемы и партнерства стали ключевыми темами вебинара «Новая логистика 2023 — пути, схемы и решения». Мария Симакова, основатель компании Agile Customs & Logistics (ACL), рассказала о логистических маршрутах, которые в текущих условиях не функционируют, и путях решения проблемы. Смотреть вебинар.


Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Как использовать тренд на рост авиаперевозок в 2025 году

карточка
Повестка

Топ-3 факторов, влияющих на выбор логистического партнера

карточка
Повестка

ЦОДД и 2ГИС: совместный проект для умного города и комфортной жизни. Пока только москвичей

карточка
Инструкции

Без права на ошибку: как логистике работать в условиях новых таможенных тарифов США

карточка
Перевод

Искусственный интеллект вступает в игру: как генеративный ИИ меняет цепочки поставок

карточка
Инструкции

Весне дорога: 6 советов, как учесть ограничения на автотрассах

карточка
Инструкции

Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов

карточка
Перевод

Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года

карточка
Повестка

Продолжается просушка: где в мае сохраняются ограничения для грузовиков

карточка
Инструкции

Как работать с биржами грузоперевозок

карточка
Инструкции

Как меняться, обучать и экономить: инструкция для логистов в условиях 2025 года

карточка
Повестка

Куда растут склады

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка