Эволюция последней мили: курьерская доставка
20.03.2024 209 просмотров

Эволюция последней мили: курьерская доставка
В традиционном понимании курьерская доставка — это способ, при котором транспортировку посылок и заказов выполняют по принципу «от двери до двери», когда клиенту не нужно посещать ПВЗ или постамат. Сюда же относится и доставка заказов из ресторанов и продуктов из магазинов. Что изменилось в курьерской доставке в 2023 году, как будет развиваться этот формат в ближайшей перспективе — Campus разобрался вместе с игроками и экспертами рынка.
По данным СДЭК, доставка «до двери» в течение последних лет занимает второе место в предпочтениях клиентов. При этом доля курьерской доставки до прошлого года сокращалась. Если в 2019 году 40% клиентов компании выбрали курьерскую доставку, в 2020 году — 35%, то в 2021 и 2022 году — 26% и 23% соответственно.
В Boxberry также отмечают спрос на курьерскую доставку, компания обеспечивает доступность и качество сервиса в тысяче российских городов, причем доля «курьерки» в общем объеме доставки растет.
Тренд подтверждают в PONY EXPRESS: доля доставки «до двери» в 2023 году в компании увеличилась. Причина — сокращение трафика трансграничных отправлений, которые в значительной доле доставлялись через ПВЗ и почтоматы. Также курьерская доставка лидирует в сегментах В2В-заказов (доставка в офис) и экспресс-доставки.
«В сегменте B2B продолжают стандартно пользоваться высоким спросом услуги “доставка ко времени” и “доставка с возвратом документов”. Электронный документооборот (ЭДО) не может полностью заменить обычный, особенно в случаях, когда требуется “живая” подпись на документах», — говорит Андрей Павлов, директор департамента доставки PONY EXPRESS.
Модели
Есть две модели курьерской доставки: очень быстрая и интервальная. Как правило, первая используется для доставки товаров категорий food и fresh. Например, по этой модели работают «Самокат», Ozon Fresh, Яндекс Еда, а также собственные службы доставки магазинов, таких как «ВкусВилл», «Впрок» («Перекресток) и т. д.
Для заказов из других категорий применяется модель интервальной доставки. Его используют онлайн- и офлайн-магазины, маркетплейсы и транспортные компании. Одежду, обувь, электронику клиент получает в определенный день и в определенный временной интервал, например с 10 до 14 часов.
Плюсы и минусы
С точки зрения клиента у курьерской доставки есть два недостатка — более высокая стоимость по сравнению с самовывозом и необходимость ждать курьера.
Что касается цены доставки, один из основных ее факторов — зарплата курьера. Она растет по объективным причинам, в том числе с развитием e-commerce, из-за большего спроса на курьеров, инфляции и миграции населения.
По данным портала ГородРабот.ру, средняя зарплата курьера в Москве в 2022 году равнялась 77,5 тысячи рублей. Причем за месяц (в ноябре-декабре) она увеличилась на 15,1%.
По подсчетам службы исследований hh.ru, крупнейшей платформы онлайн-рекрутинга в России, в 2023 году курьеры зарабатывают в среднем 91 тысячу рублей — в небольших и средних городах, 94 тысячи рублей — в городах-миллионниках. А тот же ГородРабот.ру подсчитал, что средняя зарплата курьера в Москве в 2023 году составила 70 752 рубля. За месяц (сентябрь-октябрь) заработная плата изменилась на 4,9% — с 67 417 рублей до 70 752 рублей. Причем модальная зарплата в вакансиях выше для курьеров на собственном автомобиле и курьеров на автомобиль и ниже — для пеших и велокурьеров.
Такой недостаток курьерской доставки, как ожидание курьера, компании нивелируют двумя способами. Первый — опция «оставить у двери». Работает для заказов небольшой стоимости. Второй способ — доставка по клику, когда клиент выбирает наиболее удобный для себя интервал доставки. Причем временной интервал может сужаться до 30–60 минут.
Тренды
Эксперт по логистике Максим Губанов среди основных трендов рынка курьерской доставки в 2023 году отмечает увеличение числа категорий товаров, которые доставляются «до двери». Сюда входят цветы, крупногабаритные товары (КГТ), а также фреш и суперфреш.
Еще один заметный тренд 2023 года — крупные игроки рынка запустили услугу «доставка по клику», то есть в короткие временные интервалы, говорит директор производственного департамента службы доставки Boxberry Андрей Соколов. При этом у остальных транспортных компаний слоты доставки остаются такими же широкими: с 10:00 до 14:00, с 18:00 до 22:00 и т. п. Причина — в деньгах.
Себестоимость такого сервиса высока. И может расти в высокий сезон — объемы заказов могут увеличиваться более чем в 2–3 раза довольно быстро. Дополнительный фактор, негативно влияющий на доставку в короткий временной интервал, — осложнение дорожной обстановки из-за роста трафика на дорогах и ухудшения погодных условий. По этим причинам время доставки может увеличиваться на 10–15%. Всё это существенно влияет на географию оказания услуги.
«Логисты продолжают предлагать наравне с доставкой “по клику” классическую курьерскую доставку и ищут варианты, позволяющие снизить себестоимость доставки в короткие интервалы. Например, коллаборируются с другими курьерскими службами», — отмечает Андрей Соколов (Boxberry).
Пример такой коллаборации — сотрудничество «СберМегаМаркета» и «Самоката», благодаря которому обе компании смогли значительно расширить географию доставки «по клику».
Андрей Павлов (PONY EXPRESS) заметил и обратную тенденцию. Транспортные компании (ТК) переходят со сверхмалых (1–2 часа) интервалов в более широкие временные интервалы (от 4 часов и более).
«Это обусловлено сокращением затрат, а также необходимостью сохранять цену доставки для клиента. Чем меньше заявленные интервалы доставки, тем больше нужно курьеров и, тем выше себестоимость доставки для ТК», — уверен эксперт.
Тем более себестоимость доставки на автомобилях зависит еще и от стоимости топлива и техобслуживания. Поэтому российские ТК для внутригородской доставки выбирают экономичные и недорогие в обслуживании малотоннажные машины. Популярны у служб доставки модели Газель Next и Газель NN.
Например, в марте 2023 года Ozon начал тестовую эксплуатацию 10 машин модели Соболь NN. Автомобили в специальной брендированной оклейке проходят испытания на дорогах Москвы. Для работы в крупном мегаполисе Ozon выбрал цельнометаллические фургоны Соболь NN, функционал которых позволяет обеспечить качественную работу клиентского сервиса и своевременную доставку заказанных товаров.
Облегченная версия Соболя NN полной массой 2,49 тонны позволяет без ограничений передвигаться за пределами «грузового каркаса» Москвы и в условиях ограничений на проезд тяжелых грузовиков, введенных в столице. Кроме того, малотоннажная машина удобна в условиях плотной застройки многих районов. За счет радиуса разворота 5,4 метра Соболь NN демонстрирует высокую мобильность и может легко маневрировать в ограниченном пространстве интенсивного транспортного потока. При этом кузов позволяет перевозить грузы объемом до 7,8 м³. Автомобиль оснащен встроенной системой навигации, что облегчает работу курьеров.
В конце 2022 года Ozon уже расширил свой автопарк за счет 188 цельнометаллических фургонов Газель Next полной массой 3,5 тонны. Этот универсальный коммерческий автомобиль отличается высокой надежностью, безопасностью и комфортом. Все автомобили работают в курьерской службе маркетплейса.
Группа «М.Видео-Эльдорадо» также расширит собственный автопарк для доставки крупногабаритных товаров и сервиса по подключению техники. До конца 2023 года компания закупит по лизинговой модели около 200 грузовиков российских производителей, в том числе — Горьковского автомобильного завода.
Прогнозы
По мнению Андрея Соколова (Boxberry), в ближайшей перспективе на рынке курьерской доставки не предвидится серьезных изменений: в общем объеме последней мили доля курьерской доставки будет минимальной, сохранится тренд на рост доли пунктов выдачи. В курьерской доставке продолжит развиваться тренд на взаимовыгодное сотрудничество: курьерские службы будут объединять усилия для снижения себестоимости услуги.
Андрей Павлов (PONY EXPRESS) отмечает, что в логистике явно прослеживается тенденция на использование беспилотных аппаратов. Причем как во внутригородской (например, Яндекс уже тестирует роверов-доставщиков в Москве, есть попытки использования на последней миле квадрокоптеров), так и на магистральной: эксперимент с беспилотными фурами проходит на магистрали Москва — Санкт-Петербург.
Максим Губанов считает, что курьерским службам, как и логистике в целом, пора задумываться об автоматизации, роботизации, переходить на новый этап развития технологий.
«Рабочая сила не безгранична ни по количеству, ни по квалификации, а потребитель диктует всё новые требования к сервису, скорости, цене услуг. Им нужно соответствовать и предлагать новые технологические решения», — резюмирует эксперт.
Тем более что курьерской доставке есть куда расти. Андрей Павлов (PONY EXPRESS) отмечает, что пока не удовлетворен спрос на услуги по доставке «до двери» крупногабаритных товаров. Хотя, по данным компании, в 2023 году наблюдается рост среднего веса отправления В2В по сравнению с 2022 годом. PONY EXPRESS прогнозирует сохранение этой тенденции в 2024 году.
Курьерская доставка имеет свою клиентскую аудиторию как в сегменте B2B, так и B2C. Изменения на рынке e-commerce могут увеличить эту аудиторию, особенно если логистические компании реализуют опцию доставки крупногабаритных товаров. Также во внутригородской доставке растет тренд на коллаборации курьерских служб и других игроков рынка ради оптимизации затрат.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».