От телефонного звонка до системы мониторинга: эволюция контроля автопарка в бизнесе

От телефонного звонка до системы мониторинга: эволюция контроля автопарка в бизнесе
От телефонного звонка до системы мониторинга: эволюция контроля автопарка в бизнесе

От телефонного звонка до системы мониторинга: эволюция контроля автопарка в бизнесе

Если раньше единственным средством связи с водителем был телефон, то теперь системы онлайн-мониторинга авто не только используются многими компаниями, но и требуются в России по закону. Технология помогает снижать вероятность ДТП, экономить на ремонте и контролировать дисциплину водителей. Рассказываем, как это работает.


Как устроены системы онлайн-мониторинга

В логистике много аспектов, которые нужно учитывать бизнесу: как построить лучший маршрут и уменьшить расход топлива, как рассчитать время доставки или проконтролировать работу водителя. Оптимизировать логистику помогают системы онлайн-мониторинга.


В систему мониторинга входит несколько составляющих:

  1. Комплекс датчиков, которые устанавливают на автомобиль. С их помощью система определяет траекторию и скорость движения, расход топлива, температуру в рефрижераторе (холодильном оборудовании для товаров) и другие важные параметры. Для каждого параметра нужен свой датчик.
  2. Абонентский мониторинговый терминал отвечает за определение спутниковых координат.
  3. Программное обеспечение обрабатывает, хранит и передает бизнесу данные, которые поступают от датчиков и терминала.

Набор устройств зависит от производителя. Это могут быть решения для комплексного мониторинга или отдельные терминалы, программные мониторинговые сервисы или датчики, например по контролю усталости и манеры вождения водителя. Иногда отдельные устройства у производителя могут функционировать только в связке друг с другом.


Некоторые системы умеют обрабатывать данные, а также управлять автомобилем, в том числе блокировать двери или двигатель.


«Мониторинговые системы позволяют не только эффективно управлять логистикой, но и отслеживать местоположение, состояние автомобиля и условия вождения водителя. Удобство заключается в дополнительных функциях: возможности контролировать скорость движения автомобиля, удаленно блокировать двигатель, замерять аккуратность вождения автомобилем», — говорит Глеб Колегов, руководитель департамента веб-разработки УК People&People («Грузовичкоф», «Ситимобил», «Таксовичкоф»).


5 логистических задач онлайн-трекинга

  1. Следить за местоположением авто. За счет онлайн-трекинга можно получить высокий уровень прозрачности: руководитель всегда видит, сколько километров проехала машина, сколько времени составили простои, в каких точках. Это помогает оптимизировать маршрут. Важные показатели видит и водитель.

Компания сможет сразу узнать, когда водитель использует авто в личных целях, а также найти транспорт при угоне. В случае кражи как раз может пригодиться удаленное управление — с заблокированным двигателем уехать невозможно.


Кроме того, можно уберизировать выдачу заказов водителям. Например, программа сможет выбрать того, кто находится ближе к складу.

  1. Контролировать манеру вождения и состояние водителя. С помощью онлайн-трекинга можно следить за траекторией движения и скоростью автомобиля, в том числе торможения, соблюдает ли водитель ПДД.

Есть системы, которые также могут следить за степенью усталости водителя. Датчик определяет, что сотрудник может уснуть за рулем, и подает сигнал оператору компании и самому водителю. Технология также следит, сколько часов в смене у водителя, достаточно ли он отдыхает. О системах контроля состояния водителя мы рассказывали подробнее.

  1. Предотвращать воровство топлива. Бывают случаи, когда водители сливают топливо — и датчики могут это определить. Например, можно посмотреть, сколько горючего купил водитель и сколько расходовал в пути. Система может определять нестыковки автоматически и предупреждать об этом компанию.
  2. Следить за состоянием автомобиля. С помощью трекинга можно собрать много данных: о работе двигателя, температуре внутри салона, исправности систем, уровне масла и другое. Это поможет отправлять машину на техосмотр своевременно или, если поломка уже случилась, не затягивать с ремонтом.
  3. Следить за товаром. С помощью спутниковых систем можно в режиме реального времени отслеживать движение грузов. Это помогает увидеть, если есть какие-то проблемы и задержки, анализировать маршруты и выстраивать оптимальную логистику.

Кроме того, датчики можно устанавливать и на товар. Так можно проследить, насколько плавно он проходит каждую точку, допустим таможню, не потерялась ли часть груза в пути.


В зависимости от задач, стоящих перед бизнесом, можно выбирать системы онлайн-мониторинга. Например, если нужно следить только за передвижением авто, то будет достаточно датчиков GPS.


Кому нужен онлайн-мониторинг и сколько это стоит

Онлайн-трекинг может пригодиться практически любой компании с собственным автопарком. И речь необязательно о грузовиках: мониторинг может пригодиться и в среднетоннажных автомобилях. Сферы бизнеса могут быть различными: грузовые и пассажирские перевозки, добывающая промышленность, службы инкассации и доставки.


Минимальная стоимость датчиков и систем варьируется от 3 000 до 10 000 рублей на одну машину. Как правило, стоимость услуг по оповещению, фото онлайн и других услуг оплачивается отдельно.


Управляя несколькими автомобилями, можно контролировать местоположение и состояние автомобилей силами сотрудников. В определенный момент автомобилей в парке становится больше того количества, за которым возможно уследить вручную, и появляется потребность в таких системах. Чем больше автопарк, тем больше мониторинговые системы становятся тем, без чего нельзя обойтись, уверен Глеб Колегов из People&People.


Решения на рынке

В России десятки компаний занимают эту нишу. Выбор зависит от функционала каждой мониторинговой системы, ее стоимости и задач вашего бизнеса. Расскажем о нескольких производителях подробнее.

  1. Softlogic. Компания разрабатывает полноценную систему мониторинга: решение ведет видеофиксацию кабины водителя в режиме реального времени, трекинг параметров авто (геолокация, топливо и другое) и манеры вождения, контроль погрузки и разгрузки товаров. Это позволит предотвратить сливы топлива, опасный вид вождения и воровство.

Для этого компания предлагает автомобильные камеры, видеорегистратор, сервер записи и трансляции видео, а также сервер платформы видеоаналитики.

  1. Глонави. Трекинг-система помогает следить за перемещением авто и расписанием, скоростным режимом, манерой вождения водителя, условиями транспортировки грузов.

Производитель предлагает устанавливать терминалы для мониторинга, датчики уровня топлива, фото и видеоконтроль.

  1. КСОР и Ufin. Есть и точечные предложения. Например, компания КСОР предлагает мониторить состояние водителя, контролировать транспорт в пути и ситуацию на дороге. Производитель создал собственное программное обеспечение и для покупки предлагает DSM-камеру с инфракрасной подсветкой, сигнальный дисплей и центральный блок с данными.

Ufin предлагает помощь водителю — не только следит за его состоянием, но и помогает управлять авто. Например, предупреждает об опасном сближении, распознает приближающихся пешеходов, контролирует слепые зоны. В мониторинговую систему производителя входят устройства с радарами и камерами.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Как использовать тренд на рост авиаперевозок в 2025 году

карточка
Повестка

Топ-3 факторов, влияющих на выбор логистического партнера

карточка
Повестка

ЦОДД и 2ГИС: совместный проект для умного города и комфортной жизни. Пока только москвичей

карточка
Инструкции

Без права на ошибку: как логистике работать в условиях новых таможенных тарифов США

карточка
Перевод

Искусственный интеллект вступает в игру: как генеративный ИИ меняет цепочки поставок

карточка
Инструкции

Весне дорога: 6 советов, как учесть ограничения на автотрассах

карточка
Инструкции

Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов

карточка
Перевод

Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года

карточка
Повестка

Продолжается просушка: где в мае сохраняются ограничения для грузовиков

карточка
Инструкции

Как работать с биржами грузоперевозок

карточка
Инструкции

Как меняться, обучать и экономить: инструкция для логистов в условиях 2025 года

карточка
Повестка

Куда растут склады

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка