Виртуальные полки: для чего бизнесу нужен цифровой склад

Виртуальные полки: для чего бизнесу нужен цифровой склад
Виртуальные полки: для чего бизнесу нужен цифровой склад

Виртуальные полки: для чего бизнесу нужен цифровой склад

По итогам 2022 года мировой рынок цифровых двойников вырос более чем на 70%. Виртуальная модель производства позволяет оптимизировать затраты, быстрее принимать управленческие решения и внедрять инновации в компаниях. В складской логистике такие решения помогают эффективно организовывать пространство и увеличивать пропускную способность склада. Вот как они работают.


Рынок двойников

По итогам 2022 года почти треть предприятий по всему миру применяли цифровые решения для некоторых операционных активов. Кроме того, более 60% компаний планируют внедрить практику цифровых двойников на своих производствах, свидетельствуют данные IoT Analytics.

Концепцию цифровой копии в 2002 году предложил Майкл Гривс из Мичиганского университета. Однако впервые официально этот термин использовали только в 2010 году — в отчете NASA о моделировании и симуляции.

Цифровой двойник — виртуальное отражение реального объекта с его формой и характеристиками. Это может быть модель помещения, магазина, склада, транспорта или даже человеческого органа. Благодаря 3D-моделированию и специализированным алгоритмам прогнозируются перспективы использования объекта.

«Цифровые двойники позволяют выстраивать виртуальные модели любых систем производства и тестировать на них различные изменения. Таким образом, можно оптимизировать работу предприятия, а за счет того, что тестируется все в цифровой модели, а не на реальных мощностях, значительно снижаются затраты финансов и времени. Ведь можно сразу внедрить рабочее решение, избежав шероховатостей и недоработок», — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.


Как устроены цифровые склады

При создании цифровых двойников используются IoT-датчики, прикрепляемые к объекту. Например, в автомобилях Tesla такие устройства передают специалистам компании данные о состоянии транспорта. На основе собранной статистики владельцу дают рекомендации по техническому обслуживанию машины.

Помимо транспортной сферы, виртуальные модели бизнес применяет и в сегменте складской логистики. Речь идет о цифровом складе — технологическом комплексе с применением искусственного интеллекта. С его помощью предприниматели могут отслеживать траекторию движения товаров на складе, а также планировать даты доставки и раскладки грузов.

При этом, в отличие от реальной складской площади, помещение в режиме онлайн помогает бизнесу снять часть рутинных задач с сотрудников. В частности, считать и регулировать остатки по будущим продажам можно заранее через специальную программу. Кроме того, склад в цифре позволяет управлять логистикой компании.

Аналогичное решение на практике применила Первая грузовая компания (ПГК). Предприятию необходимо было сократить издержки по транспортировке и хранению запасных частей для вагонов. Комплектующие находились на разных складах, и где-то скапливались излишки, а на других точках, наоборот, наблюдалась постоянная нехватка запчастей. Для анализа данных по количеству свободных комплектующих и прогнозированию ремонта вагонных составов специалисты подключили цифровой склад с искусственным интеллектом. В ходе эксперимента одни и те же задачи выполняли программа и реальные сотрудники. Итоги машинного и ручного анализа оказались практически одинаковыми. Однако цифровой склад выдавал подсчеты в два раза быстрее, чем специально обученные работники.

Опробовали умную складскую логистику и в энергетическом секторе. Компания EME.WMS, которая специализируется на умных системах управления складами, реализовала кейс по автоматизации центра экипировки для сотрудников нефтегазового предприятия. Ключевая задача кейса: сокращение времени обслуживания сотрудника, точный подбор одежды для рабочих, а также более строгий учет товаров на складе, где хранились вещи и оборудование. По завершении эксперимента компании удалось с помощью внедрения технологии цифрового склада в два раза снизить среднее время на обработку заказа одного сотрудника. Одновременно пропускная способность центра площадью 2,2 тысячи квадратных метров выросла в 2,5 раза.

Технология оказалась полезной и в металлургической отрасли. В 2020 году Загорский трубный завод в Подмосковье запустил программу автоматизации склада. Специалисты оцифровали все готовые трубы, которые были в наличии на складских комплексах завода. В цифру переносили всю необходимую для последующей дистрибуции информацию: тип изделия, количество, время погрузки и транспорт для перевозки. В планах предприятия — перевести на цифровые рельсы контроль качества готовой продукции и данные о передаче сырья на складское хранение.


Искусственный интеллект на службе

Технология цифрового склада отслеживает изменения в реальном времени, передавая данные о состоянии и загрузке помещения. Это обеспечивает своевременное планирование поставок и прогнозирование неисправностей оборудования. Искусственный интеллект повышает эффективность работы. Цифровые копии дополнительно дают возможность дистанционного управления, сокращая время и улучшая безопасность на рискованных предприятиях.

Одна из ключевых задач технологии — сокращение затрат ресурсов и времени на управление, а также рост прозрачности складских операций. У сотрудников попросту может не быть всех данных о наличии и местонахождении товаров определенной группы. Автоматизация склада позволяет избежать подобных проблем. Система умеет распознавать маркировки, может вести картотеку склада и следить за подъемно-транспортными машинами. Таким образом исключается человеческий фактор, что помогает предприятиям снижать уровень недостач и сокращать число списанных товаров из-за истекших сроков годности.

Часть функций реальных сотрудников на себя берет искусственный интеллект цифрового склада, что позволит бизнесу сэкономить и сократить дефицит рабочей силы. По данным компании Logistix, которая занимается внедрением данной технологии в России, инициатива помогает на 15% отсеять лишних сотрудников и на почти 60% сократить путь наборщиков и штабелеров (устройство для подъема и перемещения груза).

В то же время технология пока еще достаточно дорогостоящая. Создание и внедрение цифрового двойника может стоить бизнесу от двух миллионов рублей. Дополнительных затрат потребует техническая поддержка проекта после запуска. В среднем технология окупается за 5–9 лет, свидетельствуют данные The Consulting Engineers.

Современные логистические компании активно используют технологии вроде системы управления складом WMS и управления автопарком TMS. Несмотря на стоимость, вложения в цифровизацию позволяют компаниям развиваться быстрее и становиться лидерами в отрасли, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Кроме того, существует риск кибератаки. Иными словами, хакеры могут взломать систему и получить доступ к модели объекта и его управлению. Несмотря на то, что искусственный интеллект не подвержен человеческому фактору, он может не обладать всеми тонкостями ведения того или иного бизнеса и не реагировать в случае нестандартной ситуации. Если разработчик заранее не предусмотрел форс-мажор в алгоритме решения задач, то система может зайти в тупик при его возникновении.

Перед внедрением цифрового двойника в складскую логистику необходимо оценить его экономическую выгоду для бизнеса. Затраты на разработку должны оправдываться значительной экономической выгодой от перехода к цифровым решениям. В противном случае внедрение будет нецелесообразно.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Электротранспорт в 2024 году: цепочка поставок, сеть зарядки и рынок аккумуляторных материалов

карточка
Умные решения

Кто на новенького: каким топливом выгодно заменить бензин в коммерческом транспорте

карточка
Повестка

Куда едет логистика: тренды 2024 года

карточка
Перевод

Три тенденции в логистике электронной коммерции, которые меняют розничную торговлю прямо сейчас

карточка
Повестка

В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем

карточка
Повестка

Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход

карточка
Умные решения

Инфографика: Переход на роботизированную логистику склада

карточка
Повестка

Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам

карточка
Инструкции

Майские путешествия: как подготовить бизнес к наплыву туристов

карточка
Умные решения

Долго или дорого: платные трассы для логистики

карточка
Повестка

Какие дороги и развязки построят в Москве в 2024 году

карточка
Повестка

Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка