Беспилотное будущее на российских дорогах: в каких направлениях оно уже наступило
20.03.2024 347 просмотров

Беспилотное будущее на российских дорогах: в каких направлениях оно уже наступило
Беспилотные машины позволят на 15% снизить себестоимость перевозок и на 10% увеличить пропускную способность дорог, оценивают аналитики. О самых интересных кейсах внедрения автомобилей без водителя на борту — в материале Campus.
По своему интеллектуальному и научно-техническому потенциалу отечественный автономный транспорт превосходит транспорт большинства развивающихся стран и некоторые страны группы БРИКС, что обеспечивает значимый задел для дальнейшего развития. К таким выводам пришли специалисты Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум». По оценкам экспертов, уже к 2023 году рынок беспилотных перевозок в России может достигнуть отметки $9,5 млрд в случае запуска коммерческих беспилотных грузоперевозок или $4 млрд при их отсутствии.
30–50% стоимости
транспортировки товаров бизнес тратит на выплаты водителю
Отрасль прогрессирует благодаря развитию законодательства. В 2023 году вступили в силу восемь ГОСТов для беспилотных автомобилей. Эти документы определяют терминологию для документации и литературы по системам искусственного интеллекта на транспорте, влияют на правила дорожного движения беспилотных автомобилей, регулируют безопасное применение ИИ.
Экспериментальный режим
Если говорить о правовом статусе беспилотников, то пока для них действует экспериментальный режим. По его условиям, компании уже сейчас могут начать разработку беспилотных грузовиков и тест моделей автономной перевозки грузов. В июне по трассе М-11 Москва — Петербург поехали беспилотные грузовики с коммерческими посылками. Эксперимент был запущен на территории 38 регионов страны. По оценкам Минэкономразвития, инициатива позволяет реализовать технологию беспилотного транспорта в различных климатических и дорожных условиях на территории от Крыма до Хабаровского края.
Применение беспилотных автомобилей в коммерческих перевозках помогает бизнесу оптимизировать затраты на логистику, отметил в разговоре с Campus главный инженер-конструктор, руководитель направления Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» Михаил Иванов. Сейчас 30–50% от общей стоимости транспортировки товаров бизнес тратит на выплаты водителю.
«У водителей довольно жесткий регламент работы: без отдыха они могут проводить за рулем не более 8 часов. Кроме того, в ходе длительного маршрута сотруднику нужно оплачивать питание, обогрев и ночлег. Автономный транспорт в сравнении с этим более выгоден: достаточно заправить бак топливом и отравить беспилотник по маршруту», — подчеркнул эксперт.
С учетом возможности работы круглосуточно автомобили без водителя позволяют экономить средства логистическим компаниям даже при высокой стоимости беспилотников, заметил Иванов. По оценкам Транспортной стратегии России до 2030 года, автоматизированный и беспилотный транспорт позволит на 15% снизить себестоимость перевозок и на 10% увеличить пропускную способность дорог.
Робот вместо водителя
С помощью автономных машин на предприятиях бизнес сможет частично решить проблему нехватки водителей. По данным «Деловой России», дефицит водителей большегрузов только за последние 5 лет вырос с 15% до 21%. На этом фоне всё больше российских компаний «нанимают» роботов.
«Газпром нефть» первой в отрасли начала тестировать беспилотную грузовую систему на базе электромобиля Газель Next. В разработке и настройке умного транспорта участвовали специалисты «Группы ГАЗ» и Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. При создании программного обеспечения разработчики использовали алгоритмы ИИ, которые помогают машине безопасно передвигаться по различным дорожным покрытиям. Авто может ехать даже при полном отсутствии специальной разметки на трассе.
Машины курсируют по территории Южно-Приобского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе. Автомобиль самостоятельно передвигается по заранее оцифрованным маршрутам. Сотрудник создает онлайн-заказ на перемещение грузов и выбирает место разгрузки. Выполнив задачу, беспилотник возвращается на склад или на место стоянки. С момента своего запуска менее года назад эти машины перевезли 11 тысяч грузов общей массой 20 тонн на сумму 27 млн рублей. Крейсерская скорость этого автомобиля — до 40 км/ч, длительность хода — до 100 км. В машине установлен бесщеточный электродвигатель, который заряжается не более двух часов. Использование беспилотника позволяет нефтяникам увеличивать скорость доставки грузов и повышает общий уровень безопасности перевозок, отметил Михаил Иванов.
«За исправной работой интеллектуального транспорта следит диспетчер, он всегда может оперативно вмешаться в экстренной ситуации. Безопасность наших беспилотников выше, чем безопасность автомобиля, которым управляет водитель. В планах — вывести на рынок автономный транспорт без кабины, контроль за которым будет осуществляться через диспетчерский пункт», — рассказал Иванов.
Проявляют интерес к беспилотным авто и продуктовые ретейлеры. В начале июля компания X5 Group, в которую входят розничные сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», запустила беспилотные грузовые перевозки на трассе М-11. Как говорится в материалах ретейлера, на отрезке магистрали протяженностью около 600 км тягач с полуприцепом будет ехать без помощи водителя.
Беспилотный транспорт используют и компании в сфере пассажирских перевозок. К примеру, в начале июня Яндекс запустил в Ясенево (район Москвы) сервис заказа такси под управлением искусственного интеллекта. Для жителей района оказались доступны поездки в 40 точек, до которых можно проложить свой маршрут. При этом из соображений безопасности в автомобиле во время поездки находится водитель-испытатель. Это не первый запуск роботакси для Яндекса. Ранее компания проводила испытания беспилотника в «Иннополисе» в Татарстане, где жители совершили свыше 60 тысяч поездок.
Любопытно, что искусственный интеллект участвует и в сборе урожая. В начале 2022 года в 500 отечественных агрохозяйствах в 30 регионах страны работала система российской компании Cognitive Agro Pilot. Она обеспечивает автоматическое управление сельскохозяйственной техники, тракторов и комбайнов. «Беспилотное будущее наступило уже на закрытых территориях, где автономный транспорт хорошо себя показал. Автомобили будут активно применяться на вредных предприятиях, на заводах двойного назначения. Если же говорить о том, что беспилотники выйдут на улицы, то это не вопрос ближайших 5 лет. Пока этот процесс тормозят законодательные препятствия. Также необходимо проработать социальный аспект, чтобы люди приняли это нововведение, и научить роботов коммуницировать с реальными водителями на дороге», — заключил Иванов.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».