Антифраншиза — тест франшизы для начинающих
20.03.2024 66 просмотров
Франшиза — это работа под чужим брендом и по его бизнес-модели. Франчайзи — тот, кто берет франшизу, не тратится на рекламу. Он просто продает товар или услугу от имени раскрученного бренда и платит ее владельцу за вход в бизнес разовый паушальный взнос, периодически отчисляя роялти. Так называется процент с оборота.
Паушальный взнос может быть как маленьким: от нескольких тысяч долларов, так и очень большим. Например, чтобы работать от имени McDonald’s, нужно заплатить 45 тысяч долларов.
Отличие антифраншизы в том, что роялти здесь полностью отсутствует, а взноса за вступление в бизнес нет. Или он минимален, и составляет от 50 до 100 тысяч рублей. Предпринимателю при этом не дается право работать под чьим-то брендом. Он может выбрать любое название и создавать себе реноме самостоятельно.
А какую выгоду тогда получает франчайзер?
Все очень просто. Антифраншиза почти то же самое, что и франшиза, только в слегка завуалированном виде. В большинстве случаев небольшой паушальный взнос есть. За него франчайзи вместе с инструкциями и бизнес-схемами может еще получить программное обеспечение по взаимоотношениям с клиентурой и автоматизации продаж. Иногда к этому набору добавляется бонус в лице менеджера, сопровождающего процесс становления на ноги. Утвержденного списка благ, которые должен предоставить франчайзер, нет. Каждый наполняет его теми ценностями, какие считает нужными. Отсутствие роялти подменяет обязательство покупать у партнера его продукцию и продавать ее у себя.
А какую выгоду тогда получает франчайзер?
Почему появились антифраншизы
Когда предложения по франшизе стали массовым явлением в экономике, само это слово стало приобретать слегка негативный оттенок. Российский рынок оказался переполнен неуспешными, а порой и откровенно халтурными бизнес-моделями. Под франшизы стали выдавать даже бизнес-идеи. Предпринимательство оказалось в затруднении. Паушальный взнос для торговли под чужим брендом достаточно велик, и никто не дает гарантий, что вложения отобьются. Отделиться от псевдофраншиз в какой-то мере помогла приставка анти. Кто первый придумал это словосочетание, выяснить не удалось. Такой оригинальный ход привлек внимание и антифраншизы стали множиться. Сейчас больше всего предложений поступает от продавцов кофе на вынос, хлебопеков и СПА-салонов.
Ничто не ново под луной
Идея антифраншизы не нова. Еще в 2012 году торговая сеть Metro стала бесплатно предоставлять франшизу для желающих открыть продуктовые магазины «Фасоль». Ни роялти, ни паушальных взносов не было. Условия были просто идеальны. Даже монтаж вывески субсидировался самим брендом. От франчайзи требовалось одно - закупать 600 артикулов товарных категорий под торговой маркой METRO. Остальной ассортимент клиент мог приобретать у других поставщиков. Антифраншизой это, конечно, никто не называл. Проект успешен, работает и сейчас.
Плюсы и минусы
Как всегда, есть сторонники и противники нового направления. Те, кто за, видят плюсы в том, что:
- всегда можно выйти из бизнеса, не потеряв большой суммы на паушальном взносе;
- франчайзи получает качественный продукт, не тратя годы на его разработку;
- затраты могут отбиться в течение нескольких месяцев.
У противников свои аргументы:
- антифраншиза это не новое слово, а маркетинговая уловка, чтобы как-то выделиться среди других;
- нет никаких гарантий, что бизнес будет успешным;
- отсутствие роялти не дает надежды на развитие прочных долгосрочных отношений;
- франчайзи ограничен в выборе поставщиков.
Самый главный аргумент против - у антифраншиз нет известного имени, за которое стоило бы платить. Для примера. В больших торговых центрах на этажах, где расположены точки общепита, основная масса покупателей толпится у McDonald’s или KFC. Вопрос, много ли заработает антифранчайзи, расположив свою точку рядом с известными брендами, даже если его гамбургеры будут в сто раз вкуснее?
Тем не менее, эксперты признают, что антифраншиза имеет право на жизнь. Сегодня уже есть вполне успешные примеры. Самый известный — это сеть по производству мороженого IceBox в Тольятти, реализующая и франшизу и ее антипод. Или сеть шоу-агентств Like Show, предоставляющая антифраншизу на мобильный молекулярный алкогольный бар.
Антифраншиза пока только начинает набирать популярность, благодаря возможности меньше платить и сделать себе имя. Станет ли оно полноценным соперником классической франшизы, покажет время.
Как московские диаметры ускорят доставку
Большой брат для логистики «ГосЛог»: первые итоги эксперимента
Встречайте стартап Scoobic: электромобили для чистого города и быстрой доставки
Больше и быстрее: пункты пропуска на границе с Китаем
Как внедрить систему управления автопарком (и что это дает)
Устойчивые доставки: как города и компании могут изменить логистику
Один на двоих: единый автомобиль для Союзного государства
Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России
Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа
Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024
Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили
Предрейсовый контроль оставят за водителями
Подпишитесь на рассылку Campus
В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка