Транспорт в цифре: как логистические компании переходят на электронные сервисы

Транспорт в цифре: как логистические компании переходят на электронные сервисы
Транспорт в цифре: как логистические компании переходят на электронные сервисы

На границе между Россией и Азербайджаном для грузового транспорта стала доступна электронная очередь на базе ГИС ЭПД и портала Госуслуги. Сервис уже работает на российских пропускных пунктах с КНР и Литвой и в среднесрочной перспективе может быть распространен на другие приграничные территории. Подобная инициатива должна оптимизировать логистику, сократить издержки и улучшить условия для водителей, считают эксперты. Это часть более широкой тенденции — цифровизации логистики. Как отмечают участники рынка, доля электронных документов в транспортной отрасли России за последние два года выросла более чем на 20%.

 

С конца прошлого года на приграничном пункте «Тагиркент-Казмаляр» внедрена система электронной очереди для грузовиков. Благодаря сервису перевозчики могут заранее получить временной слот для прохода границы. Услуга предоставляется бесплатно логистическим компаниям и доступна в любое время суток.

Система функционирует на базе Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и портала Госуслуг. С ее помощью можно забронировать временной слот для перехода через пограничный пункт и автоматизированный контроль доступа. Экспедиторы регистрируются на платформе, указывают данные грузовика и бронируют удобные для себя часы приезда на границу. При въезде на пункт сервис автоматически считывает регистрационные номера автомобилей с помощью камер и пропускает машину.

Российские транспортные компании развивают перевозки за рубеж, опираясь на государственную поддержку и новые инициативы, отметил в беседе с Campus аналитик компании «Цифра брокер» Кирилл Климентьев. Введение системы электронной очереди между Дагестаном и Азербайджаном в декабре прошлого года стало частью масштабной стратегии по упрощению грузоперевозок.

«Сервис в первую очередь помогает снизить транспортные издержки и оптимизировать логистику. Для торговли с Азербайджаном, который представляет собой важный транспортный коридор к рынкам Средней Азии, Ирана и Турции, это особенно актуально. Ускорение пропуска грузовиков стимулирует рост товарооборота, приводит к усилению доверия со стороны иностранных партнеров и улучшению условий для экспортеров», — подчеркнул аналитик.

В 2025 году транспортная логистика будет меняться под влиянием ключевых трендов, таких как внедрение искусственного интеллекта, автоматизация процессов, рост устойчивых решений и цифровизация цепочек поставок. Компании адаптируют свои бизнес-модели, чтобы ускорить доставку, снизить издержки и улучшить экологические показатели. Эти изменения станут основой для повышения конкурентоспособности на рынке. Подробнее о трендах будущего читайте на Campus.

Стоит отметить, что системой могут пользоваться и зарубежные логистические компании. Для этого иностранным перевозчикам нужно пройти регистрацию на портале ГИС ЭПД, внести контактные данные и информацию об автомобиле. Этот процесс занимает немного времени и позволяет заранее спланировать маршрут. Для водителей доступна круглосуточная поддержка по телефону и электронной почте. Операторы готовы помочь решить возникающие вопросы, связанные с работой системы.

Услуги электронной очереди действуют также в других регионах страны. В частности, с осени 2023 года она доступна на пункте «Забайкальск» (граница с КНР), «Бугристое» (Казахстан) и «Чернышевское» (Литва). За этот период сервисом воспользовались водители свыше 235 тысяч грузовиков.

Подобные нововведения снижают нагрузку на персонал, ускоряют обработку данных автомобилей и позволяют избежать ошибок, обусловленных человеческим фактором. По словам вице-президента Ассоциации экспортеров и импортеров (АЭИ) Ирины Заседателя, электронные очереди упрощают контроль над грузопотоками, что удобно как для грузовладельцев, так и для транспортных компаний.

«Это повышает прозрачность процессов и позволяет точнее планировать время. Грузовладельцы в этом случае смогут прогнозировать, когда транспортное средство пройдет пограничный пункт и сколько времени займет ожидание. Если время ожидания становится прогнозируемым и прозрачным, перевозчики выбирают те пункты пропуска, где можно минимизировать простой. Такое положение дел делает более эффективной всю логистическую цепочку», — уверена Ирина Заседатель.

Однако одной лишь электронной очереди недостаточно, считает эксперт. Главной задачей остается разгрузка самих пропускных пунктов и терминалов, что невозможно без модернизации инфраструктуры. Техническая готовность и пропускная способность пунктов — это ключевые факторы успеха. Только в комплексе, с улучшением физической инфраструктуры и внедрением цифровых технологий, можно достичь значительного эффекта. 

Вместе с тем обновление приграничной инфраструктуры способствует развитию международной торговли и логистики, говорит Климентьев. Среди ключевых партнеров России в 2024 году можно выделить Китай, Индию, Турцию и страны Средней Азии, такие как Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Увеличение товарооборота по этим направлениям обусловлено как ростом экспорта, так и расширением взаимных поставок. 

Внедрение системы управления автопарком позволяет сократить затраты, улучшить контроль за транспортом и повысить эффективность логистики. Такой инструмент помогает отслеживать местоположение автомобилей, планировать маршруты и контролировать расход топлива. Компании, использующие эти технологии, достигают значительной экономии и снижения простоев. Узнайте, как внедрить систему управления автопарком в вашем бизнесе, на Campus.

Отказ от бумаги

Тренд на цифровизацию в транспортных перевозках активно поддерживается и другими инициативами, которые зачастую идут со стороны бизнеса. По данным ЭДО «СберКорус», в период с 2022 по 2024 год в стране объем электронных документов в сегменте логистики вырос на 24,5%. По оценкам аналитиков, рост использования ЭПД стал заметен еще в первом полугодии 2024 года. Суммарное число переданных электронных документов между водителями, грузоотправителями, грузополучателями, транспортными компаниями, экспедиторами, механиками и медиками в компаниях за первые шесть месяцев 2024-го выросло в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Особенно активно документы в электронном формате использовались в мае. На последний месяц весны пришлось пиковое значение показателя — почти 11% от годового объема электронного документооборота.

Одним из наиболее распространенных цифровых документов среди перевозчиков была электронная транспортная накладная: только одна третья часть таких документов выпускалась на бумажном носителе. Помимо этого, в электронный вид перевозчики постепенно переводят электронные путевые листы (ЭПЛ), поручения экспедитора и экспедиторские расписки, реестры рейсов, а также доверенности и иные виды транспортных бумаг.

Согласно оценкам аналитиков «СберКорус», в 2025 году доля электронного документооборота приблизится к 30%. Среди ключевых факторов, стимулирующих переход на ЭПД, эксперты отмечают оптимизацию процессов и сокращение издержек. Так, отказ от бумажного документооборота позволяет бизнесу снижать в среднем на 20% затрачиваемые рабочие часы на оформление и подписание документов при отправке и приемке грузов.

Более того, электронные документы позволяют уменьшать расходы, связанные с применением бумажных носителей, и минимизировать риски ошибок, обусловленных человеческим фактором. Цифровизация также способствует стандартизации документооборота, что особенно важно для крупного бизнеса. Не стоит забывать, что отказ от бумажных носителей помогает сокращать объем бумажных отходов и снижать нагрузки на окружающую среду. Этот аспект становится всё более актуальным в условиях растущего внимания бизнеса к вопросам устойчивого развития и ESG-повестки. Согласно данным опроса «Лига зеленых брендов», по состоянию на лето 2024 года порядка четверти компаний на российском рынке нарастили объемы работы в области ESG.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Умные решения

Роботы уже здесь: на складах и в доставке

карточка
Перевод

DHL: логистические тренды, которые преобразят ваш бизнес в 2025 году

карточка
Повестка

От склада до двери: как e-commerce трансформирует логистику

карточка
Инструкции

А ты записался в курьеры? Или как компании найти сотрудников на эту позицию

карточка
Повестка

Беспилотные «Газели» уже в пути: как едут и где уже эксплуатируются

карточка
Повестка

Какие тренды городской доставки останутся в 2025 году

карточка
Повестка

Льготный кредит: как в 2025 году получить субсидию от государства на лизинг

карточка
Повестка

Импортозамещение в действии: отечественные автомобили лидируют в сегментах LCV, MCV и автобусов

карточка
Повестка

Складские заботы: как логистика решает проблему дефицита качественных складов

карточка
Повестка

Платные дороги для перевозчика: время vs деньги

карточка
Умные решения

Один на двоих: мультибрендовые ПВЗ увеличивают доходы

карточка
Повестка

Транспорт в цифре: как логистические компании переходят на электронные сервисы

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка