Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом
06.09.2024 38 просмотров
В конце августа в России запустили пилотный проект по дистанционному контролю за пассажирским и грузовым транспортом. Согласно инициативе, сотрудники ведомства смогут удаленно с помощью фото- и видеокамер получить полный набор сведений о транспортном средстве, включая неоплаченные штрафы. Сейчас дистанционный контроль работает в Северо-Кавказском федеральном округе, но в планах властей распространить его в направлении Россия — Казахстан.
Пилотный проект по развитию дистанционного контроля за транспортными средствами запустили 27 августа на территории Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) России. Надзор будет проводиться за грузовым и пассажирским транспортом, который осуществляет коммерческие перевозки. Проект курируют сотрудники Ространснадзора.
В рамках инициативы будут задействованы камеры фото и видеофиксации, которые уже установлены на трассах региона. Причем информацию о транспорте Ространснадзор может брать как со стационарных, так и с передвижных камер, которые имеют функцию идентификации и классификации объектов. Таким образом работники службы могут дистанционно получить полный перечень сведений о транспортном средстве в автоматическом режиме. Кроме того, система способна вычислять неоплаченные штрафы за нарушение ПДД.
В организации добавили, что благодаря такой системе удаленного контроля число проверок на дороге станет меньше. Инспекторы будут видеть в режиме онлайн всю необходимую информацию об автомобиле или грузовике и, если с документами перевозчика всё в порядке, останавливать их не будут. А значит, рейсы добросовестных логистических компаний будут совершаться быстрее. Протяженность сети автомобильных дорог в СКФО превышает 93 тысяч км, из которых на федеральные трассы приходится почти 3 тысяч км. Только за первое полугодие 2023-го грузопоток из России через пропускные таможенные пункты Северного Кавказа увеличился на 35%, что говорит о востребованности направления у перевозчиков.
Системы контроля усталости водителя для легких коммерческих автомобилей (LCV) помогают предотвратить аварии, вызванные сонливостью. Эти системы анализируют поведение водителя, включая манеру управления и частоту морганий, чтобы вовремя предупредить о необходимости сделать паузу. Они снижают риск ДТП, особенно на длительных маршрутах, и повышают безопасность автопарка. Современные решения позволяют эффективно контролировать состояние водителя и предотвращать опасные ситуации на дорогах. Читайте подробнее на Campus.
В этих условиях более адресный контроль за передвижением транспорта поможет эффективнее выявлять и пресекать нарушения правил дорожного движения, что снижает количество ДТП и аварийность на дорогах. Такое мнение в разговоре с Campus выразил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
«Удаленный контроль за транспортом позволяет быстрее выявлять нарушения, такие как превышение скорости, проезд на красный свет и другие, что снижает риск нештатных ситуаций на дорогах. При этом возможность получения всей информации о перевозчике делает саму транспортировку грузов и пассажиров в определенной степени безопаснее», — уверен аналитик.
Для России проблема безопасности на дорогах по-прежнему остается актуальной. По данным Госавтоинспекции, по итогам 2023 года число дорожно-транспортных происшествий увеличилось почти на 5% по сравнению с 2022-м и достигло 132,4 тысячи ДТП. В них погибло 14,5 тысячи человек (+2,3% к прошлому году) и было ранено 166,5 тысячи (+4,3%) граждан.
В этих условиях власти продолжают работать над усилением контроля за транспортными потоками в дорогах. Например, Роспотребнадзор договорился с
департаментом государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России вместе и Росавтодором в ближайшее время «обучить» систему выявлять скрытые государственные регистрационные номера машин, которые проезжают автоматические пункты весового и габаритного контроля (АПВГК) и камеры системы взимания платы «Платон».
«В данный момент Ространснадзор формирует перечень требований к информации и материалам, поступающим в службу, необходимых для фиксации правонарушений и последующего вынесения постановлений по делу об административном правонарушении согласно КоАП», — говорится в сообщении ведомства.
Отметим, что проект представляет собой часть интеллектуальной транспортной инфраструктуры (ИТС). Эта многофункциональная система помогает регулировать транспортные потоки и предоставляет автолюбителям информацию о дорожной ситуации. В ИТС входят множество связанных между собой инструментов. Речь идет не только о видео- и фотокамерах, но и о детекторах транспортного потока, умных светофорах, автоматическом управлении освещением, паркоматах, электронных автоматах оплаты проезда. Также в ряде регионов есть специальные метеостанции, которые следят за погодой и передают данные в систему. На основе полученных данных ИТС помогают управлять дорожным трафиком, выявлять наиболее загруженные и опасные трассы.
В 2023 году подобные системы внедрили в 51 регионе России. В 2024-м такие инструменты контроля движения появятся на дорогах еще в ряде регионов, включая Республику Северная Осетия — Алания, которая входит в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Несмотря на усилия властей, три республики округа (Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия) попали в десятку регионов, в которых одновременно увеличилось количество ДТП, число погибших и раненых. Такие данные содержатся в информационно-аналитическом обзоре «Дорожно-транспортная аварийность в РФ за 2022 год».
Весогабаритный контроль — важная часть обеспечения безопасности на дорогах и сохранности инфраструктуры. Однако он сталкивается с рядом проблем, таких как технические сбои и неэффективное распределение пунктов контроля. Решением могут стать усовершенствованные системы автоматического контроля и разработка более гибких маршрутов для грузового транспорта, что поможет улучшить логистику и снизить штрафные санкции. Читайте подробнее на Campus.
Вслед за торговлей
В случае успеха пилота в Северо-Кавказском федеральном округе Ространснадзор в будущем собирается масштабировать проект. Так, вскоре дистанционный контроль за движением транспорта с помощью камер фото- и видеонаблюдения может заработать по направлению из России в Казахстан. Отметим, что граница с республикой — самая протяженная для РФ. Вдоль пограничной территории сегодня работают около 50 пропускных пунктов.
Граница России и Казахстана — один из крупнейших транспортных коридоров между двумя странами, поэтому контроль за грузоперевозками в этом направлении имеет большое значение, говорит Артем Деев. По его словам, контроль за грузовым транспортом помогает выявлять и пресекать перевозку опасных грузов через границу.
«Кроме того, система позволит более оперативно фиксировать перегрузы и другие нарушения, что должно повысить безопасность на дорогах. А внедрение единого механизма контроля на границе поможет облегчить процесс грузоперевозок между двумя странами, что способствует развитию экономического сотрудничества и увеличению товарооборота между соседними странами», — подчеркнул эксперт.
Для российского бизнеса современные транспортные коридоры в Казахстан имеют важное стратегическое значение значение. Объем торговли между государствами только за последний год вырос на 500 млн рублей и достиг рекордного значения 2,5 трлн рублей. При этом зачастую товары идут не только в Казахстан, но и транзитом уходят на рынок Китая, который становится ключевым торговым партнером России.
Диверсификация транспортных маршрутов началась давно, и «восточный разворот» не рассматривается как вынужденный шаг, подчеркнул вице-премьер РФ Виталий Савельев. Он отметил, что санкционные ограничения ускорили перенастройку грузовых потоков с Запада на Востока, а транспортный сектор уверенно развивается в новых для себя условиях.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»