Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России
Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

Уже в 2025 году в России может заработать новая система прослеживаемости, которая будет выявлять серый импорт. По задумке правительства РФ, механизм направлен на борьбу с поставщиками, которые ввозят товар нелегально и не платят налоги. Сегодня недобросовестные участники рынка декларируют посылки как транзитные, но в реальности они реализуют их внутри страны. В результате российская казна теряет в виде налогов порядка 150 млрд рублей. По мнению властей, инициатива позволит усилить прозрачность в сфере торговли, а также противодействовать теневым схемам и защитить экономические интересы государства.

 

Неучтенная выгода

Несмотря на значимое количество внешнеторговых ограничений, российский бизнес планомерно налаживает грузопотоки импорта в России. По итогам 2023 года поставщики ввезли товаров на общую сумму $300 млрд. Таким образом показатель не только достиг уровня докризисного 2021-го ($296 млрд), но и немного превысил его, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС). При этом порядка 70% поставок пришлось на дружественные страны, отметили в правительстве.

Отчасти позитивная динамика была связана с государственной поддержкой: еще в 2022 году в России заработал механизм параллельного импорта. По условиям инициативы, предприниматели могут привозить и реализовывать товары в стране без разрешения официального производителя. В 2022 и 2023 годах по такой схеме было суммарно завезено зарубежной продукции на $70 млрд.

Примите участие в опросе! 


Давайте вместе узнаем, как устроена логистика в России в 2024. Все участники получат чек-лист для подготовки к новогоднему пику заказов, а 10 компаний смогут пройти персональную консультацию с экспертом по бережливой логистике Екатериной Журавлевой.


Пройти опрос

Вместе с тем такая временная либерализация рынка привела к ряду проблем. Так, в стране вырос незаконный оборот товаров по серым схемам. Наиболее популярная из них: недобросовестные продавцы оформляют иностранную продукцию как транзитную, но по факту они так и не выезжают за пределы страны. Это позволяет поставщикам существенно экономить на налогах, так как по закону такие грузы не облагаются НДС. Если ввозить товары легально, показывая, что они были направлены в Россию для продажи на внутреннем рынке, то предпринимателям необходимо оплатить в казну от 10 до 20% от их стоимости в зависимости от категории.

Минимальная ставка, как правило, распространяется на продукты, а также на детские, медицинские и другие социально значимые товары. Зачастую конечным пунктом ложного транзита бизнес указывает одну из стран-участниц ЕАЭС, поскольку как таковой таможенный контроль между государствами отсутствует, а НДС уплачивается в налоговой службе, в которой зарегистрирован предприниматель или компания. В числе наиболее популярных серых товаров — электроника, табачные изделия, бытовая техника, алкоголь, одежда, обувь и аксессуары люксовых брендов. 

Россия, Китай и Казахстан договорились о создании Единой цифровой платформы (ЕЦП) для трансграничной торговли. Новый сервис объединит таможенные органы и крупнейшие маркетплейсы, что сократит сроки доставки товаров и упростит взаимодействие между странами. Ожидается, что платформа позволит уменьшить время ожидания заказа с 13 до 10 дней, повысив конкурентоспособность бизнеса в регионе. Узнайте больше о проекте и его перспективах на Campus.

Выход из тени

Согласно оценкам правительства РФ, реализация системы прослеживаемости импортной продукции позволит увеличить налоговую базу на 150 млрд рублей уже в первые 12 месяцев ее работы. Годом позже поступления в казну могут составить более 162 млрд рублей, а в 2027-м — достигнуть 174 млрд рублей.

Национальная система подтверждения ожидания товаров будет следить за всем маршрутом поставки — от момента их ввоза в страну до получения потребителем. В результате надзорные органы смогут оперативно получать информацию о перемещении грузов и своевременно реагировать на попытки недобросовестных участников скрыть реальный пункт их назначения.

Ожидается, что механизм будет работать на основе современных цифровых технологий. Так, на каждый товар будет нанесен уникальный цифровой код, по которому можно будет увидеть его путь с момента ввоза на территорию страны до конечной точки назначения. Все данные о перемещении будут собираться в единой базе, а доступ к ней получат сотрудники налоговой и таможенной служб.

По сути, инструмент будет основываться на базе уже действующей с 2021 года Национальной системы прослеживаемости, которая проверяет импортную продукцию на предмет контрафакта и контрабанды. Но механизм распространяется лишь на отдельные категории товаров. В их числе холодильники, стиральные машины, детские коляски, бульдозеры, экскаваторы и ряд других.

Новая же система будет охватывать весь ассортимент ввозимой продукции. Более того, мониторинг может быть интегрирован с уже существующими информационными платформами, такими как, например, ЕГАИС и «Честный знак». Такой подход обеспечит комплексный мониторинг, позволяя отслеживать товары не только на границе, но и внутри страны.

Цифровой учет

Однако запуск программы потребует значительных вложений в модернизацию ИТ-инфраструктуры. Кроме того, нужно будет создать эффективную систему для хранения и анализа большого объема данных. Платформа должна будет обрабатывать много операций в режиме реального времени, что требует применения облачных технологий и инструментов Big Data. Также система должна быть защищена от внешних атак и несанкционированного доступа.

При этом предпринимателям также следует изменить привычные схемы работы. Для участия в системе мониторинга компании-импортеры должны перейти на электронный документооборот и передавать в налоговые органы отчеты и документы по ввезенным товарам. В них должны быть отражены те самые коды прослеживаемости, по которым можно идентифицировать партии импортной продукции. Сейчас таким образом работают фирмы, которые привозят товары, подпадающие под нормативы Национальной системы прослеживаемости от 2021 года. При этом если поставщики не предоставляют данные, то они могут получить взыскание. Рестрикции заработают уже в 2026 году, хотя ранее Минфин планировал начать накладывать штрафы с 1 января 2024-го.

Вместе с тем реализация инициативы будет выгодна не только для государства, но и для добросовестного бизнеса. Честные игроки рынка станут более конкурентоспособными на внутренних торговых площадках. Дело в том, что компании, использующие нелегальные схемы ввоза и оборота товаров, несут меньшие издержки, а значит, могут предлагать продукцию по заниженным ценам. Система прослеживаемости должна решить эту проблему и установить рыночные правила торговли.

Отметим, что инициатива по мониторингу отчасти основывается на позитивном опыте других стран. В Европейском союзе существуют системы контроля за перемещением акцизных товаров, которые позволяют значительно сократить объем теневого рынка и увеличить поступления в бюджет. В Сингапуре работает платформа, которая использует технологии блокчейн для наблюдения за цепочками поставок, что повышает прозрачность и исключает возможность подделок данных. Китай активно внедряет систему отслеживания с использованием уникальных QR-кодов, что позволяет повысить эффективность контроля за перемещением товаров и защитить внутренний рынок. На данный момент такая практика применяется к зарубежным продовольственным товарам, которые попадают на китайские торговые площадки.

В целях повышения безопасности и соблюдения норм компании продолжают уделять внимание проверкам перед началом поездки, но возлагают ответственность за выполнение этих процедур непосредственно на водителей. Это решение позволяет сократить время на подготовку и оптимизировать процесс, сохраняя высокий уровень безопасности. Узнайте больше о требованиях к предрейсовому контролю и его особенностях на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка
Перевод

Доставка с помощью дронов: новый уровень для ретейла и логистики

карточка
Перевод

Как гиганты логистики упускают шанс кардинально изменить сферу доставки

карточка
Умные решения

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

карточка
Повестка

Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис

карточка
Повестка

Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров

карточка
Повестка

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

карточка
Повестка

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка