Предрейсовый контроль оставят за водителями
23.10.2024 277 просмотров
В начале октября завершился этап общественного обсуждения проекта приказа Минтранса России, в соответствии с которым планируется внести изменения в процедуру предрейсового техосмотра. В частности, предполагается передать эту функцию опытным водителям. Campus разбирался, как организовать техосмотр, если процедуру разрешат проводить водителям.
Сейчас приказ Минтранса, утверждающий новый «Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств», проходит процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Если документ одобрит Минюст, он вступит в силу 1 марта 2025 года.
Главная нормативная новелла, которую содержит документ, в том, что водители со стажем смогут сами проводить технический контроль транспортного средства перед рейсом. Причем не используя средства измерений. Водитель сможет визуально осмотреть автомобиль, его основные узлы, агрегаты и системы, а также проверить грузовик на наличие шумов и запахов, которые могут свидетельствовать о неисправности.
Как организовать предрейсовый техконтроль по новому «Порядку»
1. Кто обязан организовывать техосмотр
Предрейсовый контроль технического состояния грузовых ТС проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. осуществляющими перевозки на основании договора перевозки или без заключения такого договора.
Эта норма аналогична той, что прописана в действующем Порядке (Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 года № 9). Выпустить грузовик в рейс без техосмотра по-прежнему не получится.
2. Что проверяют
Во время техосмотра проверяют:
- двигатель (двигатели)
- индикаторы исправности систем и узлов
- тормозная система
- рулевое управление
- устройства освещения и световой сигнализации
- звуковой сигнал
- обзорность транспортного средства, стеклоочиститель, устройства обогрева и обдува стекол
- колеса и шины
- системы пассивной безопасности, устройства фиксации подушки и спинки водительского сиденья
- замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы
- заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики
- укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами
- тягово-сцепное устройство, а также страховочные тросы (цепи) (при наличии)
- фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов (при наличии)
- устройство (система) вызова экстренных оперативных служб, тахограф и аппаратура спутниковой навигации
- герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств
По сравнению с действующим порядком в перечне подлежащих проверке систем и агрегатов есть изменения. Например, по действующему «Порядку» при предрейсовом осмотре нужно проверять, не установлены ли на передней части транспортного средства «световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета», а также нет ли устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов и незаконно нанесенных на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб. В проекте нового Порядка этого пункта нет.
Оформление водителя-иностранца в транспортной компании требует соблюдения ряда правил. Важно учитывать специфические нормы для трудоустройства иностранных работников, в том числе прохождение медицинских осмотров и оформление всех необходимых документов. Узнайте больше о правилах трудоустройства водителей-иностранцев на Campus.
3. Кто проводит осмотр
Предрейсовый контроль может проводить специалист с квалификацией контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта. Квалификационные и профессиональные требования к специалисту устанавливаются в соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ. Также специалист должен быть работником транспортной компании либо сторонней организации, которая привлекается для проведения техконтроля.
Согласно действующему «Порядку», например, в федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» предрейсовый контроль и технический осмотр транспортного средств проводится механиком компании, который проверяет ТС на наличие видимых неисправностей (тормозная система, освещение, шины и т. д.).
Новация проекта в том, что допускается проведение технического контроля физическими лицами или по решению руководителя субъекта транспортной деятельности — водителями «в отношении управляемых ими транспортных средств». Другими словами, водители смогут самостоятельно осматривать автомобиль, на котором отправляются в рейс. Для этого должен быть приказ руководителя транспортной компании.
Есть условия. Так, сведения о водителе вносятся в путевой лист, водитель не может одновременно отвечать за техосмотр других ТС и должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, которые предъявляются к контролеру. Причем он обязан иметь удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта».
Кроме того, стаж работы водителем ТС не должен быть менее 1 года.
4. Как проводят техосмотр
Техосмотр проводят органолептическим методом диагностирования, проще говоря, с помощью органов чувств человека. Это визуальный осмотр узлов и агрегатов, тактильный анализ хода рулевого колеса и движения педалей газа и тормоза, вибрации и температуры. Также акустическим способом, то есть на слух, проверяется шум всех агрегатов и систем, а при помощи обоняния — наличие или отсутствие запахов, причиной которых может быть неисправность электрооборудования, системы охлаждения двигателя и т. д.
Средства измерения при этом не используются. В действующем «Порядке» способ проведения техосмотра не прописан.
5. Как фиксируются результаты техосмотра
Информация об итогах предрейсового техосмотра вносится в журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. В частности, нужно записать тип ТС, марку и модель, если есть прицеп, то данные прицепа; госномер; метод проведения диагностирования; показания одометра; дату и время проведения техконтроля; результат техосмотра и ФИО лица, проводившего технический контроль.
6. Если обнаружена неисправность
При подозрении на неисправность или ее выявлении работоспособность ТС дополнительно оценивается при помощи средств технического диагностирования, то есть специального оборудования.
Как правило, всё необходимое есть в пунктах техосмотра и профессиональных автосервисах. Например, на территории России и СНГ действует более 300 сервисных центров ГК «СТТ». В техцентрах работает аттестованный персонал, способный быстро определить неисправность и провести необходимый ремонт автомобиля любого бренда.
Плюсы и минусы
По словам генерального директора федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернова, транспортная компания, скорее всего, не воспользуется возможностью проведения предрейсового контроля водителями. Причин несколько.
«Во-первых, компания несет ответственность за безопасность перевозок, и самостоятельный контроль сопряжен с большим риском. Во-вторых, существует риск возникновения проблем, если водитель не сможет самостоятельно выполнить предрейсовый контроль в полном объеме», — поясняет Сергей Чернов.
В компании считают, что самостоятельный контроль может привести к некачественной проверке, пропуску важных деталей, что увеличивает риск аварий. Водитель может быть недостаточно компетентен, чтобы выявить все возможные проблемы с транспортным средством.
Кроме того, компании будут нести финансовые траты. Это компенсации водителям за дополнительное время, необходимое для самостоятельного контроля. Кроме того, могут возрасти временные затраты: самостоятельный контроль может занять больше времени, чем процедура, проводимая специалистами. А дополнительная нагрузка на водителей может повлиять на время работы и привести к нарушениям режима труда и отдыха.
C другой стороны, отмечает Сергей Чернов, водители будут более ответственны за техническое состояние своего транспортного средства, так как они будут проводить его осмотр самостоятельно. Таким образом, появится стимул своевременно проходить медицинские осмотры, так как они будут понимать, что от этого зависит их возможность самостоятельно проводить предрейсовый контроль.
В результате нововведение может быть привлекательным с точки зрения экономии средств, поскольку компенсации водителям явно будут ниже, чем оплата специалистам за осмотр с использованием оборудования. Но в долгосрочной перспективе, считает генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго», может привести к дополнительным расходам на устранение проблем, возникших из-за некачественного контроля.
«Самостоятельный контроль может негативно повлиять на безопасность перевозок, так как увеличивает риск пропустить важные детали при проверке. Нововведение может привести к увеличению количества ДТП из-за некачественной проверки транспортных средств», — считает эксперт.
Новые правила работы служб доставки в Москве требуют от логистов адаптации к изменившимся условиям. Компании пересматривают маршруты, внедряют цифровые системы управления и оптимизируют графики для соблюдения новых норм. Такие меры позволяют службам доставки оставаться эффективными и минимизировать задержки. Узнайте больше о том, как организовать доставку в Москве по новым правилам, на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».