Рынок автомобилей LCV едет на Газелях

Рынок автомобилей LCV едет на Газелях
Рынок автомобилей LCV едет на Газелях

Отечественный рынок легких коммерческих автомобилей продолжает восстанавливаться. Причина и в отложенном спросе, и в расширении предложения — российские бренды модифицируют популярные модели и предлагают новые. Еще одна причина роста продаж — взлет электронной торговли, которой требуется всё больше автомобилей для внутригородской доставки.

 

По данным Автостата, в 2022 году было продано 75,2 тысячи новых легких коммерческих автомобилей. Это на 47,8% меньше, чем годом ранее (144 тысяч автомобилей).

Восстановление рынка началось в 2023 году. Автостат подсчитал, что за год в России было продано 90 386 автомобилей категории LCV, что на 20% больше, чем за 2022 год. В структуре рынка LCV в 2023 году преобладали отечественные марки — на них пришлось 90% рынка. Причем 60% этого объема — автомобили марки Газель. За год купили более 52,5 тысячи авто этого бренда.

Тренд продолжился в 2024 году. За первые 4 месяца, по оценке Автостата, продажи LCV в России выросли на 30,8% год к году — до 9,4 тысячи автомобилей.

В структуре продаж новых авто всё также преобладают автомобили Газель. Бренд продолжает лидировать с долей более 50%. Так, если продажи легких коммерческих автомобилей в апреле по сравнению с мартом в целом выросли на 3,4%, то продажи автомобилей Газель увеличились на 20% — до 5,2 тысячи автомобилей.

Рабочие лошадки e-commerce

Рынок онлайн-торговли в последние годы показывал взрывной рост. В 2021 году объемы интернет-продаж выросли на 52%, до 4,1 трлн рублей. В 2022 году — еще на на 40%, до 5,7 трлн рублей. В прошлом году рынок показал рост на 44%, до 7,8 трлн рублей, что оказалось выше прогнозов. Это данные компании Data Insight. В целом в 2019–2023 годах отечественный e-commerce увеличился более чем в три раза.

При этом именно легкие коммерческие автомобили — основные рабочие лошадки в доставке по городу. На таком автомобиле проще маневрировать в заторах на дорогах и небольших пространствах дворов, да и объемы перевозок от склада до ПВЗ или магазина не требуют 20-тонных грузовиков.

Кроме того, во многие города въезд тяжелых автомобилей ограничен. Например, грузовику более 3,5 тонны нужен пропуск для проезда по МКАД, а внутри города грузовик может проезжать только по улицам, входящим в грузовой каркас.

В Санкт-Петербурге также действуют ограничения движения грузового транспорта в черте города: для проезда грузовиков массой 8 тонн определили 63 улицы. А Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы Северной столицы закрыты для автомобилей массой более 3,5 тонны.

В этой ситуации незаменимы легкие коммерческие автомобили, и на первое место выходят проверенные временем автомобили ГАЗ.

Тем более производитель постоянно расширяет линейку автомобилей LCV. Например, модельный ряд проверенных временем Газелей пополнился Газелью e-NN. Это легкий коммерческий электромобиль, который может проехать на одной зарядке 120–150 км, причем запас хода может быть увеличен до 170 км. Такой пробег достигает в том числе за счет режима рекуперации, когда во время торможения часть энергии возвращается в батарею. Это актуально для городского режима движения с частыми остановками. При этом зарядить батарею можно всего за 30 минут при помощи скоростной зарядки.

Важно, что электромобиль не создает нагрузки на экологию, а также не подпадает под ограничения по экологическому классу, которые уже вводятся в российских городах. Например, в Санкт-Петербурге с 2021 года действует запрет на въезд в город для автомобилей экологическим классом ниже Евро-3.

Для доставки по городу пользуется спросом также еще один автомобиль Газель — Соболь NN в модификации фургон и бортовой грузовик. У фургона грузовой отсек имеет объем до 7,8 м³. При этом полная масса груженого авто составляет менее 2,5 тонны, что вписывается в ограничения для движения по любому городу.

Радиус разворота у Соболя NN до 5,4 метра, что соответствует показателю легковых автомобилей. Максимальная маневренность достигается за счет большого угла поворота передних колес. Это гарантирует легкость при выполнении разворота в узких дворах, подъездах на территории ЖК и т. д.

Газомоторное топливо и электроэнергия рассматриваются как экономичные альтернативы бензину для коммерческого транспорта. Переход на эти виды топлива позволяет значительно снизить затраты на топливо и эксплуатацию. Государственные субсидии и налоговые льготы стимулируют такой переход, поддерживая рост числа транспортных средств на альтернативном топливе. Узнайте больше о преимуществах альтернативного транспорта на Campus.

Время пришло

Продажи легких коммерческих автомобилей в России начали расти с августа 2023 года. Сказался отложенный спрос: транспортные компании в последние несколько лет не спешили инвестировать в обновление и расширение автопарка. Сейчас ситуация изменилась.

Так, в компании «Байкал Сервис» делают ставку на автомобили российского производства. Как рассказал Campus генеральный директор ООО «Байкал-Сервис ТК» Владимир Толкачев, в текущем году компания увеличила автопарк на 30%, в том числе за счет покупки новых автомобилей Газель NEXT и Газон NEXT.

Сервис «Грузовичкоф» также использует преимущественно отечественные автомобили. Значительная часть пятитысячного автопарка — Газели различного типа: бортовые, фургоны, «пирамиды» в основном грузоподъемностью 1,5 тонны. В связи с растущим спросом и грузооборотом есть планы по обновлению и увеличению парка во второй половине 2024 года. Сейчас сервис анализирует ситуацию на рынке и определяется с масштабом закупок новых малотоннажных автомобилей.

Федеральная транспортная компания «Скиф-Карго» уже обновила собственный автопарк в 2022–2023 годах. Однако, по словам операционного директора компании Сергея Орехова, планирование автопарка как малотоннажного, так и крупнотоннажного происходит постоянно по мере его износа.

«В связи с тем, что рынок автомобилей сильно видоизменился за последние два года с точки зрения наличия запчастей и сервисных центров, естественно, что выбор чаще всего делаем в пользу Газелей», — отметил Сергей Орехов.

Эксперты прогнозирует продолжение роста рынка LCV в текущем году. По разным сценариям, объем рынка новых малотоннажных автомобилей в денежном выражении может расти на 20–35%, то есть на 110–122 тысяч штук. Среди факторов, которые оказывают влияние на динамику продаж, — рост автомобильных перевозок и логистики в целом. В том числе за счет онлайн-торговли. Так, по прогнозу Data Insight, в 2024 году российский рынок e-commerce достигнет 10,2 млрд рублей, продемонстрировав рост на 30%. Также повлияет на рынок господдержка отечественного автопрома, на которую в бюджете предусмотрено более 12 млрд рублей.

Ассоциация автомобильных перевозчиков и экспедиторов ставит перед собой задачи сократить дефицит водителей и техники, снизить финансовую нагрузку на перевозчиков и разработать стандарты для отрасли. В 2023 году себестоимость автоперевозок выросла на 30%, что привело к дефициту магистральных тягачей. Ассоциация планирует объединить игроков рынка и предложить участникам специальные условия на закупку техники, запчастей и топлива, что особенно важно для малого бизнеса. Читайте подробнее на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка
Перевод

Доставка с помощью дронов: новый уровень для ретейла и логистики

карточка
Перевод

Как гиганты логистики упускают шанс кардинально изменить сферу доставки

карточка
Умные решения

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

карточка
Повестка

Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис

карточка
Повестка

Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров

карточка
Повестка

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

карточка
Повестка

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка