Через границу — по очереди: как работает электронная очередь на автомобильных погранпереходах

Через границу — по очереди: как работает электронная очередь на автомобильных погранпереходах
Через границу — по очереди: как работает электронная очередь на автомобильных погранпереходах

Товарооборот России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона растет, отражая разворот России на Восток. Лидирует, конечно, Китай, который стал основным торговым партнером России. Грузы в обе стороны доставляют всеми видами транспорта. Но существенная часть грузопотока, с учетом протяженной сухопутной границы между двумя странами, приходится на автомобили. В 2023 году на трех погранпереходах на российско-китайской границе появилась электронная очередь. Campus узнал, как работает система.

 

Товарооборот России и Китая в январе — апреле 2024 года вырос почти на 5% год к году и составил $76,58 млрд. Это данные Главного таможенного управления КНР. В 2023 году, по информации того же источника, торговый оборот России и Китая увеличился на 26,3%, до $240,11 млрд. И побил рекорд 2022 года, который превзошел предыдущий максимальный показатель.

Причем растут все виды перевозок, включая автомобильные. Это самый быстрый и, как считают эксперты, прогнозируемый вид транспорта. При более низких тарифах, чем на авиаперевозки, и более коротких сроках, чем при доставке морем.

Грузы из Китая в Россию и обратно грузовики доставляют через пункты пропуска. Всего их на границе России с Китаем 24, но только 19 пропускают автомобильный транспорт. Работают в настоящее время 10. В том числе многосторонние автомобильные пункты пропуска (МАПП) «Пограничный» и «Краскино» (Приморский край), «Кани-Курган» (Амурская область), двусторонние автомобильные пункты пропуска (ДАПП) «Полтавка» и «Турий Рог» (Приморский край), смешанные пункты пропуска «Покровка» (Хабаровский край), «Благовещенск» и «Поярково» (Амурская область), «Нижнеленинское» и «Амурзет» (Еврейская автономная область).

Тягач Валдай 45 предлагает множество технических преимуществ, делающих его оптимальным выбором для задач доставки. Оснащение двумя топливными баками общей емкостью 840 литров позволяет достигать запаса хода до 3000 км без дополнительной дозаправки. Кабина обеспечивает водителю комфорт на уровне легкового автомобиля: внутренняя высота 190 см, два спальных места, климат-контроль и многофункциональное водительское кресло. Интегрированная система самодиагностики предупреждает о неисправностях, повышая безопасность эксплуатации. Адаптация к российским климатическим условиям и дорожным нормам делает Валдай 45 надежным решением для различных регионов России.

Пробки на границе

В период пандемии большинство погранпереходов были закрыты, а позже — в 2021 и 2022 годах — с китайской стороны были введены условия, значительно ограничивающие возможность пересечения границы. Например, действовала система перецепки прицепов, когда тягачам с российской стороны приходилось несколько раз пересекать границу. Сначала ввозить на территорию Китая прицеп (пустой или с грузом), выезжать, а после получения информации о загрузке/разгрузке прицепа возвращаться, чтобы его забрать. При этом тягач каждый раз стоял в очереди и проходил процедуру досмотра.

Кроме того, китайская сторона ограничила количество автомобилей, которые могли пересекать границу в течение суток, и выдавала пропуска на проезд за 1–2 дня.

Максимально острая ситуация сложилась на МАПП «Забайкальск — Маньчжурия» в конце 2021 года. Тогда на границе с российской стороны скопилось около 1 тысячи тягачей и фур, ожидание могло длиться около месяца, для рефрижераторов — до двух недель.

Эта ситуация имела несколько негативных последствий. Во-первых, сроки доставки увеличились и стали непрогнозируемыми. Во-вторых, перевозчики несли серьезные убытки. По оценке генерального директора ЗАО «Рустранс-Спедишн» Кондратия Гайкевича, в среднем 500 евро в сутки. По курсу на октябрь 2021 года, это порядка 40 тысяч рублей. Сумма складывалась из оплаты труда водителя, стоимости бензина и т. д.

Также убытки получали и клиенты транспортных компаний из-за порчи груза, штрафов и санкций за несвоевременную доставку. А на небольшой городок Забайкальск легла нагрузка в виде тысячи большегрузов, которые заняли не только парковки, но и обочины дорог, и все свободные территории, где можно припарковать фуру. Водители находились в тяжелых бытовых условиях.

Тогда на ситуацию обратили внимание федеральные власти, и на официальном сайте Дальневосточного таможенного управления была создана электронная очередь для пересечения границы.

Электронная панацея

Ситуацию удалось нормализовать, хотя  власти КНР начали отменять систему перецепки только в 2023 году. С января через МАПП «Забайкальск — Маньчжурия» российским водителям разрешили въезжать на склад китайской стороны. Через другие пункты пропуска, в том числе «Пограничный», «Полтавка», «Краскино», «Турий Рог» (Приморский край), «Амурзет» (Еврейская автономная область) и «Покровка» (Хабаровский край), российским грузовикам разрешили доезжать для разгрузки до приграничных населенных пунктов.

Отмена ограничений привела к росту трафика через пункты пропуска. Так, за месяц, с 15 мая по 15 июня, через МАПП «Забайкальск» границу пересекли порядка 12 тысяч грузовиков. Для сравнения: за аналогичный период 2022 года — 5,7 тысячи транспортных автомобилей.

Но чтобы полностью, а главное, на перспективу, решить проблему заторов погранпереходах была введена электронная очередь. Пока на трех пунктах пропуска, в том числе на МАПП «Забайкальск», крупнейшем на границе с Китаем.

Система заработала с 1 сентября 2023 года. И уже за первые три недели (1–24 сентября) границу в Забайкальске пересекли 2 964 грузовых автомобилей. По данным Урало-Сибирской грузовой компании, к концу сентября заторов на этом МАПП не наблюдалось, как и на двух других, где заработала электронная очередь. Это пункты пропуска «Бугристое» на границе с Казахстаном и «Чернышевское» — с Литвой.

Торговый оборот между Россией и Китаем за первую половину 2023 года достиг рекордных $114,54 млрд, демонстрируя прирост на 40,6%. Особое внимание уделяется экспорту российских продовольственных товаров, потенциал которого оценивается в $10 млрд. Глеб Семерня, руководитель отдела экспорта и международной логистики «Белевская пастильная мануфактура», на вебинаре поделился ключевыми аспектами успешного выхода на китайский рынок, включая участие в выставках, регистрацию бренда, защиту идей и логистические нюансы. Ценные советы помогут оптимизировать процессы продаж и продвижения товаров в Китае. Смотреть вебинар.

Как работает электронная очередь

Электронная очередь для подъезда грузовых транспортных средств к пунктам пропуска через государственную границу РФ (официальное название системы) работает на сайте ФГКУ «Росгранстрой». Но уже в 2024 году Минтранс планирует запустить сервис на Госуслугах.

Для того чтобы воспользоваться услугой, нужно пройти процедуру регистрации — потребуется название организации, электронная почта, телефон. Также нужно указать страну заявителя и придумать пароль. После регистрации откроется доступ к бронированию места в очереди.

Здесь вводится информация о типе ТС (тягач или прицеп, госномер), загружается электронная копия (скан-копия) свидетельства о регистрации ТС (тягача или прицепа), указывается вид перевозки. Остается выбрать нужный пункт пропуска и удобное время. Услуга бесплатна.

Предусмотрен еще один способ, чтобы забронировать место в очереди. Можно воспользоваться терминалами самообслуживания, расположенными на площадках-накопителях рядом с пунктом пропуска. Это удобно, если подходящая дата пересечения границы заранее неизвестна. Тогда водитель может забронировать место в очереди прямо на месте.

Тем более сейчас физической очереди на пунктах пропуска нет. Так, по данным Дальневосточного таможенного управления на 24 мая 2024 года, перед пунктом пропуска нет ни одного грузовика или другого ТС. За предыдущие сутки границу через МАПП «Забайкальск — Маньчжурия» в направлении Китая пересекли 264 транспортных средства, с китайской стороны — 338.

Тем не менее таможня рекомендует приехать к пункту пропуска заранее — за 3 часа, чтобы пройти досмотр. Кстати, в МАПП «Забайкальск» еще в 2023 году установили инспекционно-досмотровое оборудование, работающее по новой, разработанной в России технологии. Оборудование работает быстрее и сканирует ТС с меньшим уровнем облучения.

После досмотра госномер грузовика появится на специальном электронном табло, при проезде его считают видеокамеры и пограничный шлагбаум поднимется автоматически.

Без очереди

Как рассказал Campus генеральный директор транспортной компании ООО «АКСИОН» Алексей Шляхов, на других погранпереходах, через которые пересекают границу грузовики компании, очередей также не наблюдается. Это подтверждается и данными Дальневосточного таможенного управления.

«Очередей немного, заезжаем и выезжаем через границу на территорию Китая в нормальном режиме, хотя вместо электронной очереди действует живая в виде записи в некую книжку. Но пока и грузооборот не очень активный», — отмечает Алексей Шляхов.

Другие участники рынка также подтверждают снижение объемов перевозок с Китаем. На этот раз дело не в противоковидных мероприятиях, а в проблемах с трансграничными платежами. Проблема решается: во время госвизита президента России Владимира Путина в КНР стороны договорились задействовать для расчетов во взаимном товарообороте национальные платежные системы. Так что грузооборот будет расти, и пункты пропуска должны быть к ним готовы.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка