Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс
Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

В первом полугодии 2024 года объем грузоперевозок автотранспортом вырос на 8,5%. Но при этом продажи грузовиков снизились на 2,2% к 2023 году. Разбираемся, есть ли парадокс в этой ситуации и что происходит на рынке LCV-автомобилей.

 

Объем коммерческих грузовых автомобильных перевозок в России продолжает увеличиваться. За первые полгода 2024 года рост составил 8,5% по сравнению с тем же периодом предыдущего года — до 1255 млн тонн. Причем в мае и июне темпы прироста к прошлому году превысили 10%: 11 и 16% соответственно. Например, в июне было перевезено 237 млн тонн коммерческих грузов, по данным исследования компании ГТЛК.

Тренд подтверждают участники рынка. Как рассказали Campus в пресс-службе ГК «Деловые линии», по итогам 9 месяцев 2024 года объем межтерминальных перевозок также вырос более чем на 7%. В компании рост спроса на грузоперевозки объясняют развитием промышленности и модернизацией производств, подъем которых стимулирует импортозамещение.

Операционный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Орехов отмечает, что объемы грузоперевозок могут варьироваться в зависимости от региона и сектора. В целом внутренние автомобильные перевозки прибавили 4% в количественном и 12% в денежном выражении. Растут перевозки и другими видами транспорта. Среди причин роста объемов грузоперевозок эксперт называет восстановление экономической активности, импортозамещение.

«Российские компании продолжают активно искать альтернативные источники поставок, что увеличивает объемы внутренних перевозок. Кроме того, работают госпрограммы поддержки грузоперевозок, продолжается активное развитие новых транспортных коридоров, например Север — Юг. Ожидается, что Россия продолжит наращивать экспорт, это стимулирует рост перевозок», — перечисляет эксперт.

Автомобильные перевозки драйверит в основном онлайн-торговля, которая продолжает расти высокими темпами. По итогам 9 месяцев 2024 года ГК «Деловые линии» отмечают рост спроса на доставку в маркетплейсы на 8%. Это связано с увеличением потребительской активности и количества покупок через онлайн-площадки.

Газель остается самой популярной среди коммерческих автомобилей в России. Универсальность, надежность и возможность адаптировать ее под различные задачи делают Газель лидером в продажах. Она используется как для городских перевозок, так и в сложных условиях. Эта модель предлагает множество модификаций — от фургонов до пассажирских версий — и продолжает быть важным инструментом для малого и среднего бизнеса. Узнайте больше о причинах популярности модели на Campus.

Продажи грузовиков падают, но не все

При этом динамика продаж нового грузового автотранспорта, как выяснилось в том же исследовании ГТЛК, с апреля 2024 года стала отрицательной. Снижение составило около 5% по сравнению с показателями 2023 года. В мае и июне падение продаж даже ускорилось — на 15 и 16% соответственно по сравнению с маем и июнем прошлого года. По итогам первого полугодия были проданы около 61,4 тысячи грузовых автомобилей, что на 2,2% ниже, чем годом ранее.

По информации агентства АВТОСТАТ, рынок снижается шестой месяц подряд. Так, в сентябре продажи составили 10,3 тысячи грузовиков, что почти на четверть ниже прошлогодних показателей. А также на 6% ниже, чем в августе. В первую пятерку по числу продаж входит Газон NEXT.

В сегменте легких коммерческих автомобилей ситуация другая. По данным АВТОСТАТ, в сентябре 2024 года продажи составили более 9 тысяч новых LCV-автомобилей. Это на 16% больше, чем годом ранее.

«Если говорить про внутригородские перевозки, то одним из главных драйверов их роста выступает электронная торговля, которая требует всё больше автомобилей для внутригородской доставки», — подчеркивает первый заместитель генерального директора «Байкал-Сервис ТК» Александр Зарецкий.

Более половины рынка LCV-автомобилей в стране остается за автомобилями Нижегородского автозавода. Только в сентябре продано 4 730 таких авто. По мнению Александра Зарецкого, этим объясняется лучшее положение сегмента по сравнению с рынком в целом: «Сектор LCV — практически единственный на российском авторынке, где превалируют машины отечественной сборки». Но тренд на понижение коснулся и этого сектора: продажи в сентябре на 3,3% ниже, чем в августе 2024 года.

Газель продолжает удерживать лидерство на рынке легких коммерческих автомобилей (LCV) в России. Благодаря своей надежности и широкому выбору модификаций эта модель остается востребованной среди бизнеса. Газель успешно справляется с задачами как в городских условиях, так и на сложных маршрутах, что делает ее ключевым игроком в сегменте LCV. Узнайте, почему Газель остается важным выбором для российских предпринимателей и как развивается рынок LCV, на Campus.

Нет лизинга, нет авто

Эксперты называют несколько причин снижения продаж грузовых автомобилей. Одна из них — высокая база 2023 года, когда продажи росли из-за отложенного спроса. Как следствие — насыщение рынка. Например, в прошлом году компания «Байкал Сервис» на 30% увеличила свой автопарк, который состоит из грузовиков отечественного производства.

«В последние годы мы унифицировали автопарк компании за счет отечественных автомобилей, тем самым оптимизировав обслуживание и ремонт. Это позволило сократить время доставки и повысить качество предоставляемых услуг для наших клиентов по всей филиальной сети. Новые автомобили Газель NEXT, Газон NEXT и МАЗ уже вышли на маршруты по всей филиальной сети», — уточняет Александр Зарецкий.

В 2024 году в планах компании — только обновление в рамках замены выработавшего свой ресурс автотранспорта. В основном это легкие коммерческие грузовики, работающие по городу.

Аналогичная ситуация — в федеральной транспортной компании «Скиф-Карго». Как рассказал Campus Сергей Орехов, автопарк компании обновляется по мере необходимости и амортизации транспортных средств. До конца 2024 года намечена закупка автомобилей в объеме 5–10% от общего объема автопарка.

«Мы планируем закупить автомобили Горьковского автомобильного завода — Газон NEXT и Газели NEXT. На данный момент это самые бюджетные и соответствующие по цене/качеству автомобили с высокой зоной покрытия сервисов, удобством обслуживания и наличием запчастей в большинстве магазинов и дилеров на территории России», — отмечает операционный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго».

Вторая причина снижения спроса в том, что действующие программы лизинга не отвечают требованиям транспортных компаний. По мнению Александра Зарецкого, высокие ставки вынуждают многие компании отказываться от приобретения новых машин и надеяться на продление сроков эксплуатации имеющейся техники.

 Эксперт подчеркивает, что несвоевременная реновация автопарка увеличивает затраты на содержание техники, а это отражается на рентабельности. В результате наблюдается «старение» автопарка и удорожание услуг, а это неизбежно сказывается на конечном потребителе.

«Если в ближайшее время не будет решен вопрос поддержки лизинга малотоннажного транспорта, рынок неизбежно ждет дальнейшее старение автопарка, а с ним и подорожание услуг для конечного потребителя», — уверен первый заместитель генерального директора «Байкал-Сервис ТК».

Третья причина — кадровые проблемы логистики. Компании «Байкал-Сервис ТК» удалось укомплектовать штат водителей, но сроки закрытия вакансий, как и в среднем по России, выросли на 30–40%.

«Например, в Москве вакансия закрывается в среднем за 5–10 рабочих дней, иногда дольше. Зарплатные ожидания у кандидатов выросли также на 30–40%», — уточняет эксперт.

Сергей Орехов добавляет в список проблем отрасли геополитическую напряженность, санкции, которые ограничивают доступ к западным грузовикам и запчастям, а также рост цен на ГСМ и запчасти. Всё это вместе делает автомобильные перевозки менее выгодными. А значит, и продажи грузовиков снижаются.

Прогнозы

«На российском рынке автоперевозок сейчас сложилась беспрецедентная ситуация. С одной стороны, спрос на услуги транспортных компаний растет, с другой — есть факторы, существенно сдерживающие развитие», — говорит Александр Зарецкий.

В результате, по мнению Сергея Орехова, продажи LCV-автомобилей в 2024 году будут снова снижаться на уровне 2–3%.

«Это обусловлено продолжающимся дефицитом грузовиков, ростом цен и экономической неопределенностью. Но зависимость между объемом грузоперевозок и продажами LCV-автомобилей остается непрямой», — считает эксперт.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка
Перевод

Доставка с помощью дронов: новый уровень для ретейла и логистики

карточка
Перевод

Как гиганты логистики упускают шанс кардинально изменить сферу доставки

карточка
Умные решения

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

карточка
Повестка

Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис

карточка
Повестка

Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров

карточка
Повестка

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

карточка
Повестка

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка