Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили
Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

За первые 8 месяцев 2024 года около 9 тысяч автолюбителей проехали бесплатно по платным федеральным трассам. По сравнению с аналогичным периодом 2023-го показатель вырос на 85%. Привилегия бесплатного проезда по «платникам» доступна для владельцев автокаров, причем количество поездок для них не лимитировано. По оценкам властей, такая инициатива не только стимулирует россиян приобретать электромобили, но и позитивно влияет на развитие автотуризма в стране.

 

С начала 2024 года порядка 9 тысяч автомобилистов не платили за проезд по самым популярным платным трассам России. Речь идет о скоростных магистралях М1 «Беларусь», включая «Обход Одинцова», М3 «Украина», М4 «Дон», М11 «Нева», М12 «Восток», а также на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). Опция льготного бесплатного движения по данным дорогам доступна только для электроавтомобилей.

«Акция не распространяется на Северный дублер Кутузовского проспекта (проспект Багратиона, Москва), Московский скоростной диаметр (Москва), Западный скоростной диаметр (Санкт-Петербург)», — говорится в сообщении «Автодора».

Отметим, что данная инициатива стартовала еще в 2023 году. Тогда в рамках акции предложение активировали почти 5 тысяч человек. За 12 месяцев владельцы электрокаров проехали бесплатно более 315 тысяч раз. В этом году автолюбители стали еще активнее пользоваться льготой — с января по август водители воспользовались правом бесплатного проезда по платным федеральным трассам 436 тысяч раз.

«Бесплатный проезд по федеральным трассам мотивирует водителей пересесть на электромобили и позволяет повысить популярность автотуризма. Акция действует до конца года», — подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Для того чтобы воспользоваться опцией бесплатного проезда, автолюбители должны прежде всего купить или арендовать транспондер T-pass. Далее водителю нужно обратиться в один из центров поддержки и обслуживания «Автодора». Нужны паспорт, СТС и ПТС для заполнения заявления. Офисы госкомпании находятся на каждой федеральной трассе и в крупных городах страны. Всего насчитывается более 40 пунктов помощи автолюбителям, в которых можно оформить опцию льготного проезда, отмечают в организации. Кроме того, все документы можно отправить дистанционно на сайте организации во вкладке «Программы лояльности».

Необходимо учесть, что инициатива доступна только для физических лиц. Таким образом, такси, каршеринг и коммерческие перевозки не попадают под действие акции. Кроме того, автомобиль должен быть оснащен исключительно электрическим двигателем, гибридные модели не могут воспользоваться предложением. Машина должна быть поставлена на учет на территории России.

Несмотря на привилегию бесплатного проезда, баланс транспондер T-pass не должен быть нулевым. Дело в том, что на некоторых магистралях действует авансовая система платежей. Так, на платных участках М-1 «Северный обход Одинцова» и М-11 «Нева» с транспондера списываются средства в соответствии с тарифами. Затем автомобиль проходит идентификацию, а деньги возвращаются на лицевой счет. Если во время поездки баланс будет нулевой, то шлагбаум не откроется. Переставлять транспондер на другой электрокар также нельзя. В случае выявления нарушения с участника акции спишут полную стоимость проезда. Оформлять более одной машины на одного собственника тоже запрещается.

Туристическая отрасль в 2024 году демонстрирует устойчивый рост, чему способствуют внутренний туризм и государственная поддержка. Увеличение числа туристов связано с улучшением инфраструктуры и расширением туристических маршрутов. Это позволяет развивать новые направления и стимулировать интерес к различным регионам страны. Узнайте больше о том, какие факторы способствуют этому росту, на Campus.

Попутный ветер

Согласно данным «Автодора», в 2023 году транспортный поток по всем скоростным платным дорогам страны превысил 285 млн проездов. За год показатель вырос почти на 18%. Как полагают в компании, отчасти позитивная динамика связана с рекордным вводом новых участков. Всего таких в 2023-м было открыто 800 км.

При этом наибольший дорожный трафик специалисты зафиксировали на трассе М-4 «Дон», которая позволяет объехать Ростов-на-Дону и Краснодар по пути на морские курорты страны. Так, по магистрали в прошлом году проехали 145 млн россиян на личных автомобилях. В 2024-м положительный тренд лишь укрепился: самой популярной у автопутешественников этим летом вновь стала дорога к Черному морю. Трафик в пиковые летние месяцы вырос втрое, а в августе по сравнению с февралем поток легковых машин увеличился почти в 6 раз. Второе место по популярности среди автолюбителей получила трасса М-11 «Нева». Летом на скоростной дороге от Москвы до Санкт-Петербурга рост трафика составил 200%, а количество транспорта выросло втрое.

Россияне в отпуске всё чаще стали делать выбор в пользу автопоездки по внутренним направлениям. При этом ради своего комфорта и сокращения времени в пути они готовы ехать по «платникам», отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. В целом автотуризм выходит на 30–40% дешевле, чем путешествия по пакетным турам с ж/д или авиабилетами, особенно для семей с детьми, говорит эксперт.

По данным опроса ВЦИОМ, в течение прошлого года около 32% россиян совершили автопутешествие по стране. В основном туристы отправлялись в него на неделю (81% от числа опрошенных). При этом около половины респондентов еще не были в автопоездке (48%), но хотели бы попробовать такой формат отдыха. Среди наиболее желаемых направлений граждане называют Краснодарский край, Республику Алтай и Крым.

Для поездок по стране россияне всё чаще присматриваются к электрическим автомобилям. По данным ВЦИОМ, около 12% автолюбителей привлекают электрокары, хотя цифра пока уступает автомобилям с бензиновым двигателем, но она всё равно выше в сравнении с машинами на газу. Как прогнозируют эксперты консалтинговой компании Strategy Partners, интерес к «электричкам» будет постепенно возрастать. По их оценкам, ежегодно рынок легковых электрокаров в России будет прибавлять по 38%, а к 2033 году продажи в этом сегменте превысят 300 тысяч единиц.

За первую половину 2024-го водители поставили на учет 52 тысяч легкового транспорта на электротяге, что почти на треть превышает аналогичное значение по итогам прошлого, отмечают в Минэкономразвития. По данным министерства, за два последних года российские производители выпустили более 11 тысяч электромобилей.

Всего россияне с января по июнь приобрели 10,3 тысячи новых «электричек». Это в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, подсчитали аналитики «Автостата». За это же время автолюбители купили 5,2 тысячи электрокаров с пробегом. За год продажи таких транспортных средств увеличились на 10%. Несмотря на планомерный рост покупок электрокаров, число таких машин в основном сконцентрировано в 10 регионах страны. Так, первое место занимает Москва, далее следуют Приморский край, Иркутская область, Красноярский Край и Московская область.

Примечательно, что Московская область входит в число регионов, где транспортный налог не начисляется. Акция продлится до 2027 года. «Налоговые льготы, бесплатный проезд — всё это снижает эксплуатационные расходы для владельцев электромобилей, делает их более привлекательными для покупателей и способствует переходу на экологически чистый транспорт», — подчеркнул председатель комитета Мособлдумы по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям Олег Гаджиев.

Также налог не платят владельцы электрокаров в Санкт-Петербурге и Москве. Причем в двух столицах и Новороссийске они освобождены и от оплаты парковочных мест. 

Тематические поездки и автотуризм открывают новые возможности для туристов и предлагают уникальные маршруты, позволяют погружаться в культуру и природу регионов, исследовать малоизвестные уголки страны по индивидуальным планам. Они подходят как для одиночных путешествий, так и для семейного отдыха. Узнайте больше о тематических поездках и автотуризме на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка