Кредитный лимит: как компаниям справиться с кассовым разрывом

Кредитный лимит: как компаниям справиться с кассовым разрывом
Кредитный лимит: как компаниям справиться с кассовым разрывом

Всего 4% российских компаний удается избежать кассового разрыва, свидетельствуют данные банковских опросов. Причем почти половина опрошенных владельцев бизнеса в России сталкивались с недостатком денег на своих счетах для оплаты услуг персонала и поставщиков более трех раз за год. Предприниматели объясняют нехватку средств нестабильной ситуацией как в мире, так и в собственных финансовых делах. Как избежать дефицит оборотных ресурсов и что делать, если это уже произошло, — в материале Campus.

У абсолютного большинства российских компаний (96% опрошенных предприятий малого бизнеса) случаются кассовые разрывы, свидетельствуют данные совместного опроса сервиса «ПланФакт» и «Модульбанка». Чаще всего временную нехватку денег ощущают предприниматели из сферы услуг, торговли и производства. При этом около 40% фирм, которые сталкиваются с кассовыми разрывами, довольно крупные: их годовая выручка составляет порядка 100 млн рублей в год.

Недостаток средств для покрытия текущих расходов опрошенные владельцы предприятий связывали с последствиями санкций, волатильностью валют и геополитической напряженностью. Впрочем, предприниматели также признали, что зачастую нехватка денег для погашения их денежных обязательств обусловлена отсутствием четкого планирования.

Кассовый разрыв не говорит о том, что компания убыточна. Подобная проблема может возникнуть в очень крупном концерне. Часто такая ситуация случается из-за того, что деньги за оказанные услуги и проданный товар поступают позже, чем менеджменту нужно оплатить текущие операции. Например, нередки ошибки управляющего персонала, который может забыть заполнить платежный календарь и внести туда неверные даты. При этом компания может быть прибыльной, но из-за расхождения фактических дат платежей и поступлений средств от заказчиков может возникнуть нехватка денег. То есть в этом случае речь идет о технических ошибках при расчетах.

Часть компаний попадает в кассовый разрыв из-за неправильной оценки потребительского спроса. Маркетологи могут заказать много товара и не продать и половину из закупленного. С такими проблемами часто сталкиваются продавцы на маркетплейсах, когда делают ставку на продукт, к которому покупатели быстро теряют интерес. Со схожими трудностями имеют дело и продавцы сезонного товара. Не секрет, что продажи велосипедов и спортивного инвентаря летом намного выше, чем зимой.

Впрочем, есть и неочевидная причина, по которой компании оказываются в убытке. В попытках завоевать лояльность клиентов менеджеры предлагают партнерам рассрочку или отсрочку платежа. В результате может накопиться дебиторская задолженность, что приводит к невыплатам по расходам самой компании. Подобная практика характерна, в числе прочих, и для перевозчиков. При этом для логистического рынка кассовый разрыв очень быстро приводит к негативным последствиям и напрямую влияет на стабильность компании.оборотных денег, то у него тут же попадает возможность заплатить водителям, заправить грузовик и купить для него запасные детали.

В итоге машина с грузом не выходит вовремя в рейс, перевозчик постепенно теряет наработанную годами клиентскую базу. Это чревато перебоями с оплатой, а разница между выручкой и расходами лишь увеличивается. Кроме того, часто у транспортных компаний есть обязательства по платежам, которые нельзя отсрочить. Самая главная из них — оплата лизинга, просрочка по которому может привести к штрафам со стороны владельца машин и дальнейшему изъятию транспортного средства.

«Некоторые даже крупные компании с 2022 года старались побольше взять кредитов на развитие своего бизнеса. Они занимали средства, чтобы успеть взять заем на более выгодных условиях, поскольку ЦБ взял курс на ужесточение монетарной политики и повышал ключевую ставку. Причем на грядущем заседании в июне регулятор вновь увеличит показатель, что сделает кредиты, в том числе и для предпринимателей, еще дороже», — отметил в разговоре с Campus член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.

Топливо можно сделать практически из всего. Но будет ли оно экономически эффективным и экологически чистым — большой вопрос. Еще большая проблема — техническое воплощение идеи, то есть под топливо нужно создать двигатель, способный на нем работать. На практике существует несколько видов топлива, которые используются в современных автомобилях. Campus узнал, какие из них подходят легкому коммерческому транспорту. Электроэнергия и газомоторное топливо экономически выгодны и экологически чисты, особенно для коммерческого транспорта.

Доверительный заем

Вместе с тем использование кредитных средств приводит к дополнительным затратам для компании, так как справившись с кассовым разрывом, предприятию приходится закладывать деньги на оплату кредита вместе с процентами. Однако банки предлагают особый вид кредитования на оборотные средства. Ссуда оформляется на непродолжительное время, чтобы заемщик смог оперативно можно вложить в оборот компании недостающие деньги и быстро их вернуть. Стоит отметить, что такой кредит выдают в основном крупному бизнесу, ИП его получить довольно сложно.

Предприниматели также могут использовать факторинг. Его берут также для ухода от кассового разрыва. Однако факторинг доступен только для предприятий, которые при работе с клиентами принимают оплату с клиента с возможностью отсрочки платежа. Деньги в этом случае бизнесмен получает сразу, но возвращает их банку уже заказчик по завершению периода отсрочки. При этом комиссию при факторинге платит тот, кто брал кредит.

“Самый выгодный вариант - это заранее откладывать средства на непредвиденные расходы и держать их на вкладе. В этом случае их можно оперативно вынуть оттуда при необходимости и к тому же получать с них проценты. Но для этого компании нужно заранее сформировать финансовую подушку”, - подчеркнул Разуваев.

На фоне дефицита складов в Московском регионе выросло количество сделок по строительству складов в формате build-to-suit (BTS), когда компания строит склад под себя. В 2023 году доля BTS-сделок в регионе выросла до 38%, и этот тренд продолжается. Формат BTS позволяет создать склад, полностью соответствующий бизнес-процессам компании, но требует значительных инвестиций и времени на строительство. Это экономически выгодный вариант, особенно для компаний с нестандартными требованиями к складской логистике и оборудованию. Подробнее — на Campus.

Организовать денежный резерв компании могут за счет правильного планирования долговременного бюджета и учета графика платежей. Для перевозчиков есть еще одна хитрость, которая позволит как нарастить базу лояльных клиентов, так и не столкнуться с кассовым разрывом. Для этого можно предоставлять заказчикам скидки на доставку груза при оплате заранее. Такой подход поможет избежать нехватки денег в случае платежей, которые невозможно отодвинуть, и при этом выстроить более выгодное взаимодействие с клиентами.

Еще один инструмент оптимизации расходов — лизинг, который позволяет клиентам пользоваться автомобилем с минимальными первоначальными вложениями, предлагая гибкие условия и выгодные финансовые решения. Также программа «авто по подписке» предоставляет уникальную возможность смены автомобиля каждые несколько месяцев, освобождая клиентов от забот о техническом обслуживании и страховании. Узнать больше о лизинге и программе «авто по подписке» можно на сайте ГК «Современные транспортные технологии»: лизинг и авто по подписке.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка
Кейсы

Смена курса: как Amazon стал лидером рынка за счет внедрения инноваций в логистике

карточка
Повестка

Склад и шоурум в одном месте: что такое light industrial и почему он становится всё популярнее у бизнеса

карточка
Повестка

По своим маршрутам: в России запустят единую навигационную сеть для автотуристов

Как это поможет бизнесу

карточка
Повестка

Новые налоги: что изменится для логистики

карточка
Инструкции

Складская арифметика: как выгодно арендовать склад

карточка
Умные решения

Даркстор как логистическое плечо: как это работает

карточка
Инструкции

5 способов оптимизировать топливные расходы

карточка
Повестка

5 основных трендов в логистике в середине 2024 года

карточка
Умные решения

Самая-самая: популярная модель ГАЗ

карточка
Перевод

6 шагов к доверию: как бизнесу укрепить связь с клиентами

карточка
Перевод

Основные тенденции в сфере клиентского опыта в 2024 году: как удержать покупателя?

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка