Улучшаем батареи и увеличиваем продажи: электромобили в мире
03.06.2024 68 просмотров
Продажи электромобилей растут, основные рынки — в Китае, Европе и США. Улучшение батарейных технологий увеличивает запас хода и сокращает время зарядки, делая «электрички» еще более привлекательными. К тому же, правительственные субсидии и налоговые льготы снижают их стоимость. Мы публикуем все самое интересное из текста Международного энергетического агентства о развитии рынка электромобилей в 2024 году.
Электромобили в мире в цифрах
Около 14 миллионов электромобилей продали в мире в 2023 году. 95% этого объема пришлись на Китай, Европу и США. Всего на дорогах сейчас 40 миллионов электромобилей, что на 3,5 миллиона больше, чем в 2022 году. Ежегодный рост составил 35%. Эта динамика в шесть раз выше, чем в 2018 году.
- 18% всех проданных автомобилей в 2023 году — электромобили
- 14% эта доля составляла в 2022 году
- 2% — в 2018
Основная часть новых регистраций электромобилей в 2023 году пришлась на Китай (60%), Европу (25%) и США (10%). В других странах, включая Японию и Индию, продажи остаются ограниченными. В Китае в 2023 году зарегистрировано 8,1 миллиона новых электромобилей, что на 35% больше, чем в 2022 году. В США продажи составили 1,4 миллиона, увеличившись более чем на 40%.
В России растет интерес к электромобилям, что подтверждается увеличением числа запросов и покупок таких транспортных средств, свидетельствуют данные агентства Автостат. Однако основные причины, по которым люди отказываются от приобретения электромобилей, включают недостаток зарядных станций, ограниченный запас хода и сложность процесса зарядки. Чтобы стимулировать дальнейший рост рынка, необходимо расширение инфраструктуры зарядных станций, увеличение запаса хода и снижение стоимости электромобилей.
В 2023 году в Европе зарегистрировали почти 3,2 миллиона новых электромобилей, что на 20% больше по сравнению с 2022 годом. В Европейском Союзе продажи составили 2,4 миллиона. Германия достигла значимого рубежа, зарегистрировав полмиллиона новых электромобилей за год, что составляет 18% от общего числа продаж автомобилей.
Однако прекращение субсидий на покупку электромобилей в Германии замедлило общий рост. Субсидии на гибриды прекратились в начале 2023 года, а в декабре — на все электромобили, что привело к снижению доли их покупок с 30% в 2022 году до 25% в 2023 году. В других странах Европы, таких как Франция, Великобритания, Нидерланды, Швеция и Норвегия, продажи электромобилей продолжали расти, достигая высоких долей на рынке.
Новые модели «электричек»
В 2023 году количество доступных моделей электромобилей в мире увеличилось на 15% и достигло 590. Автопроизводители активизировали планы по выпуску собственных электромоделей, стремясь привлечь растущую потребительскую базу. Количество моделей с двигателями внутреннего сгорания сокращается на 2% в год. К 2028 году число новых моделей электромобилей может достигнуть 1000, а к 2030 году может сравняться с количеством моделей автомобилей с ДВС.
При этом доля малых и средних моделей электромобилей уменьшается, две трети новых моделей — внедорожники, пикапы или крупные автомобили. В США 25% продаж электромобилей приходилось на малые и средние модели, по сравнению с 40% в Европе и 50% в Китае. Внедорожники и крупные модели стали доминировать из-за выгодных норм выбросов и высокой маржи для автопроизводителей. Это создает стимул продвигать крупные модели, которые пользуются спросом у потребителей из-за большего запаса хода и вместимости. Переход на электромобили в сегменте внедорожников может значительно снизить выбросы CO2 и улучшить качество воздуха.
Сколько стоит владение
Решения о покупке автомобилей обычно включают учет розничной цены, доступных субсидий и текущих эксплуатационных расходов: топливо, страхование, техническое обслуживание и амортизация. Когда стоимость владения электромобилем и автомобилем с ДВС сравняется, появятся важные стимулы для перехода на электромобили для всех водителей.
В 2023 году розничные цены на электромобили в целом были выше, чем на автомобили с двигателем внутреннего сгорания, что увеличивало общую стоимость владения ими. Однако высокая топливная эффективность и низкие затраты на обслуживание позволяли снизить общую стоимость владения электромобилем. Амортизация также играет важную роль: электромобили теряют свою стоимость быстрее, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Тем не менее, ускоренная амортизация может способствовать развитию вторичного рынка.
К тому же, тенденция к быстрой амортизации электромобилей может измениться. Потребители начинают больше доверять сроку службы батарей, что повышает остаточную стоимость электромобилей. Высокий спрос и положительный имидж некоторых моделей могут способствовать более медленной амортизации. Повышение цен на топливо и введение зон с низким уровнем выбросов могут привести к более быстрой амортизации автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Субсидии помогают снизить общую стоимость владения электромобилей относительно автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Субсидии на покупку снижают первоначальную розничную цену, что уменьшает амортизацию капитала и снижает финансовые расходы. В Германии, например, средневзвешенная цена на электромобиль в 2022 году была на 10-20% выше, чем на автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, но через 5 лет электромобиль стал дешевле по совокупным затратам владения благодаря экономии на топливе и техническом обслуживании.
Электромобили стали главным трендом автоиндустрии благодаря спросу на экологичность. В Европе рынок легких коммерческих автомобилей демонстрирует устойчивый рост, обусловленный увеличением онлайн-продаж и доставкой последней мили. Электромобили выгодны для бизнеса благодаря снижению эксплуатационных расходов и меньшему воздействию на окружающую среду. Для успеха важно учитывать гибкость платформы, потребности бизнеса и инфраструктуру зарядки. Подробнее о драйверах, проблемах и тенденциях электрификации коммерческого транспорта — на Campus.
Рынок электромобилей с пробегом набирает обороты
Вторичный рынок играет ключевую роль в массовом распространении электромобилей, особенно если новые электромобили остаются дорогими, а подержанные дешевеют. Как и с автомобилями с ДВС, покупка подержанных электромобилей часто является основным способом их приобретения как в развивающихся, так и в развитых экономиках. В Евросоюзе восемь из десяти граждан покупают электромобиль с пробегом, причем среди низко- и среднеоплачиваемых групп этот показатель достигает 90%. В США около семи из десяти проданных автомобилей — подержанные, и лишь 17% домохозяйств с низким доходом покупают новые автомобили.
Цены на подержанные электромобили:
$30 000 — более половины подержанных электромобилей в США стоят менее этой суммы.
$25 000 — средняя цена подержанных электромобилей в США, что делает их конкурентоспособными по сравнению с новыми и подержанными автомобилями с ДВС.
€15 000 - €25 000 — подержанные электромобили в Европе.
€30 000 — подержанные гибриды в Европе.
€2 000 — субсидии на подержанные электромобили в Нидерландах.
€1 000 — субсидии на подержанные электромобили во Франции.
CNY 75 000 ($11 000) — средняя цена подержанного электромобиля в Китае в 2023 году.
Высокие или низкие цены перепродажи оказывают важное влияние на развитие вторичного рынка электромобилей и его вклад в переход к электрическому транспорту. Высокие стоимости перепродажи в первую очередь выгодны потребителям новых автомобилей и автопроизводителям, а также лизинговым компаниям, минимизирующим амортизацию. Влияние лизинговых компаний на вторичный рынок велико, так как они владеют большим количеством автомобилей на короткий срок (до трех лет, по сравнению с 3-5 годами для частных домохозяйств).
Старение парка электромобилей на развитых рынках приведет к увеличению международной торговли подержанными электромобилями, при условии совместимости технологий. Импорт подержанных автомобилей представляет собой возможность для потребителей в развивающихся странах, которым новые модели могут быть недоступны из-за высокой цены или отсутствия на их рынках.
Политика на более зрелых рынках также влияет на возможные торговые потоки. Например, текущие рамки политики Евросоюза по циркулярности батарей могут предотвратить вывоз электромобилей и батарей за пределы Евросоюза, что ограничивает возможность повторного использования. В развитых странах и развивающихся экономиках необходимо укреплять сотрудничество для облегчения торговли подержанными электромобилями, одновременно обеспечивая адекватные стратегии по утилизации.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»