Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет
Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

В ПВЗ крупнейших маркетплейсов по всей стране не хватает сотрудников. Что на самом деле происходит с онлайн-торговлей и почему, несмотря на рост объемов, ПВЗ все-таки закрываются. Campus поговорил с владельцами пунктов выдачи и получил информацию из первых рук.

 

E-commerce в России растет, причем быстро. По данным Data Insight, в 2023 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 7,8 трлн рублей и 5,03 млрд заказов. Количество заказов увеличилось на 78%, а объем рынка в денежном выражении вырос на 44%. Годом ранее показатели роста составили 65% и 38% соответственно, а в 2021 году — 104% и 52%.

Это выше, чем прогнозировали эксперты. В 2020 году в Data Insight считали, что к 2024 году рынок вырастет до 7,2 млрд рублей. Учитывая, что в 2018 году объем онлайн-продаж не превышал 1,3 млрд рублей, за 5 лет рынок вырос в 6 раз.

И это не предел. Аналитики считают, что по итогам года объем e-commerce превысит 10,2 млрд рублей с темпом роста 30%.

«Болезни роста»

Чтобы доставить и выдать покупателям такое количество заказов, потребовалось как минимум 38 тысяч ПВЗ. Это данные сервиса 2ГИС на июль 2024 года, учитывающие только пункты выдачи в городах-миллионниках. При этом крупнейшие маркетплейсы делают ставку на региональную экспансию, усиливая присутствие в небольших населенных пунктах.

По информации из того же источника, заказы доставляются через постаматы, которых все еще, несмотря на сокращение, более 17 тысяч. А также курьерами. Спрос на их услуги, согласно исследованию Авито Услуг, в 2024 году вырос более чем вдвое (+123%).

«Болезни роста» при таком бурном развитии неизбежны. Масштабы нехватки кадров в ретейле огромны. В офлайн и онлайн-торговле сегодня не хватает 1 млн человек, и это даже не максимальная оценка. Причины известны — аналогичная ситуация и в других отраслях: строительстве, сельском хозяйстве, ЖКХ. Так выглядит ситуация на макроэкономическом фоне.

В марте 2024 года внутренняя доставка товаров в городах показала важные изменения — пункты выдачи заказов (ПВЗ) продолжают лидировать как наиболее удобный способ получения товаров. Такой формат выигрывает за счет гибкости и экономии времени, предоставляя клиентам возможность самостоятельно забирать заказы в удобное время. Тенденция к использованию ПВЗ растет, что делает их ключевым элементом в сфере городской логистики. Узнайте больше о трендах в доставке на Campus.

Меньше работы, больше денег — и наоборот

Некоторые клиенты маркетплейсов столкнулись с ситуацией, когда заказали товар в удобный ПВЗ, но получить его с первой попытки не смогли. В комментариях на маркетплейсах возмущенные покупатели пишут, что не могут получить свой заказ, так как пункт выдачи оказался закрыт.

Campus спросил у владельцев ПВЗ Ozon, Wildberries, Boxberry в Москве, Московской области, что мешает им работать. Выяснилось, дело не только в недостатке кадров. Безусловно, сотрудников не хватает, но не всё так просто.

«Когда ПВЗ начали открываться, работу в ПВЗ рассматривали как постоянную. Стремились, учились, даже дорожили, не хотели потерять. Сейчас в ПВЗ работают молодые люди. Студенты, приезжие, которые пока не нашли работу по специальности. Они рассматривают пункт выдачи как временное место, соответственно и отношение», — говорит Павел, владелец ПВЗ двух маркетплейсов.

Его коллега по деятельности Андрей видит проблему в другом: растет конкуренция, что на фоне дефицита кадров означает только одно — необходимость повышать зарплату.

«Ни один бизнес не может поднимать заработную плату сотрудникам 4 раза в год. Даже Газпром или компании Илона Маска. А у нас довольно скромные доходы, учитывая налоги, аренду и те же зарплаты. Приходилось сталкиваться с шантажом со стороны сотрудника: не поднимешь оплату, уволюсь. Но это тупиковый путь», — уверен предприниматель.

«Мой ПВЗ открылся одним из первых в нашем районе. Можно сказать, что я прошел все этапы развития с маркетплейсом. Сначала я мог предложить сотрудникам зарплаты выше рынка. А работы на тот момент было немного, привычка делать онлайн-заказы еще не была такой распространенной. Сейчас всё изменилось. Число заказов росло, но открылись ПВЗ-конкуренты рядом. Доходы от пункта выдачи растут не так быстро, а работы для сотрудника по сравнению с тем, что было 5 лет назад, стало гораздо больше. Трудиться больше за меньшие деньги не хочет никто», — поясняет Николай, владелец ПВЗ в ближнем Подмосковье.

Согласен с этой точкой зрения Артем, который открыл пункты выдачи заказов двух маркетплейсов в Новосибирске. По его словам, первыми ушли самые опытные сотрудники, когда объем заказов начал расти. Сейчас работники меняются каждые 2–3 месяца.

«Находишь нового сотрудника, обучаешь, а через месяц он уходит. И нужно начинать всё сначала. Качество работы ПВЗ снижается. Заказы теряются, больше времени требуется на выдачу, в вечерний час пик в пункте образуется очередь, клиенты не довольны», — перечисляет Артем.

В итоге требуется много времени и внимания собственника. Артем выставил оба ПВЗ на продажу как готовый бизнес. Один ПВЗ пока работает, другой закрыт, возможно, временно.

Как рассказал Campus Кирилл, владелец еще одного ПВЗ в Московской области, секрет высоких зарплат сотрудников крылся, в числе прочего, в субсидиях маркетплейсов, которые выдаются на открытие ПВЗ в определенных городах, населенных пунктах или локациях. Например, Wildberries разработал карту, на которой цветом выделены области, где выгодно открывать новые пункты, а где нет. Аналогичный сервис есть у Ozon. Сумма гарантированного дохода за полгода составляет до 3 млн рублей, если ПВЗ находится в самых многолюдных местах Москвы, 2,1 млн рублей в Санкт-Петербурге и до 1,3 млн рублей — в крупных городах.

«Если в определенном районе не хватает ПВЗ, маркетплейс может выдать субсидию на открытие пункта. Плюс есть другие плюшки, например вознаграждение за превышение оборота, тариф за переупаковку и т. д. На первых порах это позволяет владельцам ПВЗ нанимать сотрудников на бОльшую зарплату. Но субсидия заканчивается, увеличить оборот получается не всегда. В итоге платить выше рынка не получается, и сотрудники уходят», — делится Кирилл собственным опытом.

Пункты выдачи заказов (ПВЗ) играют важную роль в современной логистике, предоставляя клиентам удобные способы получения товаров. Они позволяют сократить время ожидания и минимизировать затраты на доставку для бизнеса. ПВЗ особенно популярны среди покупателей, предпочитающих гибкость и возможность самостоятельно забрать заказ в удобное время. Такие пункты продолжают укреплять свои позиции как эффективное решение для городской логистики. Узнайте больше о роли ПВЗ в доставке на Campus.

Под лежачий камень

И все-таки ПВЗ маркетплейсов остаются стабильным и прибыльным бизнесом. В Москве есть жилые комплексы, где ПВЗ одного и того же маркетплейса открываются в каждом доме. Так что большинство владельцев не спешат с ними расставаться. А кадровый вопрос решают по-разному. Если сотрудник уволился, в отпуске или на больничном, владелец сам выдает заказы. Или привлекает членов своей семьи.

По словам Николая, владеющего ПВЗ в Московской области, он регулярно заменяет сотрудников ПВЗ, а с недавних пор во второй половине дня ему на помощь приходит сын-старшеклассник. Это дает Николаю возможность развивать другой свой бизнес — представительство страховой компании. ПВЗ и офис расположены в одном бизнес-центре.

Второй способ — совмещать ПВЗ двух маркетплейсов в одном помещении. Это позволяет экономить на аренде, а сотрудникам платить больше.

Также Ozon разрешил открывать в пункте другой бизнес, как и наоборот, открывать ПВЗ в помещении, где уже работает другой бизнес. Принцип тот же: арендная плата снижается, владелец зарабатывает дополнительно и сохраняет ПВЗ.

Как и в любом бизнесе, не все проекты успешны, некоторые ПВЗ действительно закрываются. Но, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), их доля не превышает 1% от 120 тысяч ПВЗ, работающих на территории России.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка
Перевод

Доставка с помощью дронов: новый уровень для ретейла и логистики

карточка
Перевод

Как гиганты логистики упускают шанс кардинально изменить сферу доставки

карточка
Умные решения

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

карточка
Повестка

Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис

карточка
Повестка

Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров

карточка
Повестка

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

карточка
Повестка

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

карточка
Повестка

Единый коридор на море: как в России развивают автотуризм

карточка
Кейсы

Не только доставка: как СДЭК стал транспортной экосистемой с собственной торговой площадкой товаров из-за рубежа

карточка
Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка