Тренды внутригородской доставки: ПВЗ по-прежнему выигрывают

Тренды внутригородской доставки: ПВЗ по-прежнему выигрывают
Тренды внутригородской доставки: ПВЗ по-прежнему выигрывают

Тренды внутригородской доставки: ПВЗ по-прежнему выигрывают

С увеличением объемов рынка e-commerce растет и внутригородская доставка. Но основные каналы доставки переживают изменения. Лидируют, безусловно, ПВЗ, но у курьерской доставки и постаматов тоже есть перспективы.

По оценке Strategy Partners, количество обработанных e-commerce заказов в 2023 году по сравнению с 2022-м увеличилось на 42%. Аналитики Data Insight прогнозируют рост объема продаж по итогам прошлого года до 7,9 трлн рублей и увеличение количества заказов до 4,5 млрд. Точные данные появятся позже, но эксперты и участники рынка заявляют о существенном росте.


Последняя миля имеет значение

Весь этот немалый объем лег на плечи автомобильной логистики — более 2/3 всех грузов в России перевозится автомобилями. Аналитики рынка прогнозировали, что по итогам 2023 года российский сегмент автогрузоперевозок должен достичь 1,3 трлн рублей, а к в 2030 году — 3 трлн рублей.

«В современном городе с плотным дорожным движением и сложной ситуацией с парковками все сложнее подобрать коммерческий транспорт, который будет подходить под все административные и ситуационные ограничения. Он должен занимать парковочное место не больше легкового автомобиля, уметь легко разворачиваться в узком пространстве городской застройки и маневрировать в дорожном потоке, иметь приличный дорожный просвет для зимы или проезда через лежачих полицейских. Новое поколение водителей и курьеров сейчас воспитаны на комфортных легковых автомобилях, поэтому их рабочее место должно еще быть современным, функциональным и комфортным в любой сезон. И при всем этом коммерческий автомобиль должен вместить в себя все, что ждут в ПВЗ», — говорит начальник управления развития продаж ГК «Современные транспортные технологии» Наталья Плетникова.

Тем более последняя миля в доставке онлайн-заказов — это почти всегда внутригородская доставка автомобилем. Например, в сервисе «Грузовичкоф» количество e-commerce-заказов в 2023 году увеличилось на 64%.

«Роль внутригородской логистики выросла — сегодня она является базой для междугородных и международных перевозок. От того, насколько грамотно выстроена логистика по городу, зависят скорость и качество доставки между городами и странами, а значит, эффективность бизнеса и его прибыль», — отмечает исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров.


ПВЗ — на пике

Но внутри последней мили доли основных каналов доставки год от года меняются. Например, во время пандемии и режима самоизоляции компании DPD пришлось в два раза увеличить число курьеров. После отмены ограничений большинство покупателей стали предпочитать ПВЗ, тем более сети разных игроков рынка существенно выросли.

Доля доставки через пункты самовывоза растет уже несколько лет и, по данным Data Insight, осенью 2023 года составила уже 85% при доставке непродовольственных товаров.

Подавляющая доля ПВЗ объясняется аналогичным положением маркетплейсов на рынке e-commerce. В Data Insight подсчитали, что маркетплейсы сегодня забрали на себя более 80% онлайн-торговли. Именно крупные онлайн-площадки форсированно наращивают собственные сети пунктов выдачи, в рамках региональной экспансии и увеличения плотности покрытия в населенных пунктах. Для них самовывоз из ПВЗ — основной способ доставки.

Дело еще и в том, что покупатели ждут комфорта на всех этапах онлайн-шопинга: им нужна быстрая, своевременная доставка и простая система возврата товаров. Такой комфорт с возможностью получения заказа в любое удобное время обеспечивают ПВЗ.

Топ-7 регионов по преобладанию доставок через ПВЗ в 2023 году (Data Insight)

  • Мурманская область — 85,41%
  • Еврейская автономная область — 84,21%
  • Новгородская область — 84,17%
  • Архангельская область — 84,00%
  • Республика Марий Эл — 83,60%
  • Псковская область — 82,63%
  • Липецкая область — 82,18%

Курьерская доставка: второе дыхание

Но курьерская доставка также не сдает позиций. Аналитики Data Insight отмечают, что доля курьерской доставки последние два года растет, в том числе среди заказов, которые передаются на аутсорс сторонним транспортным компаниям. Предыдущие исследования компании показывали тренд на снижение доли курьерской доставки.

Курьерскую доставку стимулируют два основных фактора. Первый: большинство маркетплейсов начали работать с крупногабаритными заказами (КГТ) — мебелью, бытовой техникой и т. д. Такие заказы чаще всего курьеры доставляют на автомобиле. В сервисе «Грузовичкоф» подтверждают: в 2023 году наблюдался рост спроса на доставку различных непродовольственных товаров, в том числе негабаритных.

В большой тройке маркетплейсов для доставки КГТ Wildberries пользуется услугами небольших перевозчиков, Ozon в качестве логистического партнера привлек ПЭК, Яндекс Маркет предлагает собственную курьерскую доставку. Но есть и товары, которые селлеры доставляют самостоятельно.

«Я это не заказывал!» Кто виноват и что делать, если привезли не то?

Выпуск подкаста «Едем дальше» о об ошибках при доставке. Почему они вообще случаются? От них никто не застрахован или все-таки страховка может помочь? Кто должен платить за ошибки и выигрывает ли кто-нибудь, если приходится возвращать на склад то, что вы не заказывали? Об этом и многом другом поговорили с Никитой Лелиным, руководителем управления развития логистики и решений доставки компании Lamoda, и Артемом Ступенко, руководителем департамента по работе с высокотехнологичными партнерами Страхового дома ВСК.

Слушать выпуск.

Второй фактор: рост B2B-сегмента в доставке. Бизнес, как правило, отдает предпочтение курьерской доставке как более быстрой и качественной. В свою очередь, на рост сегмента повлиял рост доли рынка российских компаний в сегменте e-commerce в 2023 году.

«Наиболее ярко тренд прослеживается в сегменте fashion, так как уход международных брендов освободил емкие ниши для российских компаний, которые нарастили свое присутствие», — отмечает директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков.

Еще одной (возможно, менее очевидной) причиной возрождения курьерской доставки может быть запрос покупателей на разнообразные способы доставки на последней миле. В зависимости от ситуации один и тот же покупатель может выбрать тот или иной канал.

В результате в 69 регионах доля курьерской доставки в 2023 году выросла по сравнению с 2021 годом, а в 16 — снизилась. Это говорит о возвращении запроса покупателей на этот вид доставки. Исследования показывают, что курьерская доставка традиционно популярна среди жителей Москвы.

Топ-7 регионов, где преобладала курьерская доставка в 2023 году (Data Insight)

Республика Ингушетия — 58,75%
Чеченская Республика — 52,20%
Москва — 44,48%
Республика Тыва — 38,31%
Республика Бурятия — 38,16%
Забайкальский край — 36,28%
Красноярский край — 36,04%


Постаматы ушли в минус, но ненадолго

Постаматы — один из вариантов доставки на последней миле. В сентябре 2023 года в России их было 37 546 штук (в сентябре 2022 года — 39 025). За год число постаматов снизилось на 3,79%, на 1479 локера. Это данные ежегодного рейтинга Ecomhub.

Аналитики подчеркивают: сокращение парка постаматов произошло впервые за много лет. До этого, с 2017 года, рынок кратно рос. Но при этом доля локеров в общем объеме онлайн-заказов остается незначительной — чуть более 2% от общего количества онлайн-заказов.

В 2023 году рынок подкосил уход сразу двух игроков: крупнейшего оператора PickPoint и OmniCDEK. Сейчас, по данным Ecomhub, самое большое количество постаматов у СберЛогистики — 10 тысяч штук, но о приросте за 2023 год данных нет.

Основные игроки на рынке постаматов — маркетплейсы и логистические компании, но перспективы развития сетей эксперты видят в универсальном функционале локеров. Например, их уже используют для доставки банковских карт, забора товаров на первой миле, сбора одежды для нуждающихся, передачи ключей от застройщика покупателям квартир. Кроме того «Московский постамат» планирует подключить к сети субъекты МСП, которые смогут оказывать населению бытовые услуги с использованием постаматов. Например, ремонт обуви, гаджетов и техники, ателье, химчистка и т. д.

Но главным драйвером развития сетей постаматов будет все-таки онлайн-торговля. Локеры дают возможность предлагать покупателям больше вариантов доставки заказов, и именно на это есть запрос, считают эксперты.

По прогнозу Агентства инноваций города Москвы, количество постаматов в столице и стране в целом будет постепенно увеличиваться. Но темпы роста снизятся. Так, в 2030 году среднегодовой прирост будет составлять около 10%.

Роль людей на складе: изменения при автоматизации

На вебинаре Кирилла Казарцева, директора ООО «Инфотех», мы обсудили аспекты автоматизации в складской логистике: различия в ролях рабочих на традиционных и автоматизированных складах, влияние автоматизации на процессы и оборудование. 

Смотреть вебинар.


Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка