Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации
Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

Вице-премьер Виталий Савельев назвал транспортную отрасль лидером по внедрению и использованию цифровых решений во всех направлениях. Campus узнал, какие инструменты используются в логистике и какие преимущества получают транспортные компании, внедряя «цифру».

 

Логистические компании активно внедряют цифровые решения для оптимизации своей деятельности, сокращения затрат и повышения эффективности.

«Логистика всё дальше двигается по пути цифровизации, ускоряясь в обмене информацией между клиентами, экспедиторами, перевозчиками и государственными структурами», — говорит генеральный директор ООО «Байкал-Сервис ТК» Владимир Толкачев.

«Такие инструменты помогают сокращать время и расстояния доставки, излишки и дефицит, оптимизировать складские площади, экономить топливо, отслеживать грузы в режиме реального времени, предоставлять доступ к информации для всех участников цепочки поставок. Интеграция с финансовыми системами улучшает контроль и ускоряет обработку платежей», — перечисляет преимущества «цифры» генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов.

«В нашей компании вся логистика и воронка продаж — цифровые. Используется цифровой двойник отправления, автоматизированы складские операции, используются финансовые технологии: различные способы безналичной оплаты, облачные кассы, интеграция с сервисами партнеров. Кроме того, мы активно осваиваем RPA на потоке финансового документооборота», — говорит директор по информационным технологиям Boxberry Станислав Чегодаев.

«Цифровизация для нас — это не просто удобный инструмент, а целое стратегическое направление, открывающее новые перспективы для компании. Ускорение работы, сокращение затрат и улучшение коммуникации позволяют повысить качество обслуживания наших клиентов», — рассказали в пресс-службе ГК «Деловые линии».

Сокращение сроков

«Сегодня клиенты ценят свое время, как никогда, поэтому требуют и выбирают скорость и качество. Причем не только в логистике, но и в информационном обмене», — поясняет Владимир Толкачев.

Например, скорость расчета стоимости и сроков перевозки конкретного груза по определенному направлению с сопутствующими услугами, такими как упаковка, страховка, спецтехника при заборе/доставке или погрузке/выгрузке. Когда-то такие расчеты, вспоминает генеральный директор компании, производились через заявку. Обработка могла занимать несколько часов, а иногда даже суток. Сейчас с помощью калькулятора перевозок на сайте компании «Байкал-Сервис ТК» расчет производится всего за 2 минуты.

В ГК «Деловые линии» переход на цифровые решения позволил вдвое ускорить обработку заказов и на 50–70% повысить производительность складов. WMS-система, благодаря которой компания управляет заказами на приемку и отгрузку, ведет прозрачное отслеживание груза по количеству, качеству и другим атрибутам, а также осуществляет интеграцию с системой клиента и формирует различные виды отчетности, например по ликвидности товара.

Кроме того, во время переезда терминала или открытия новых подразделений в ГК «Деловые линии» используют технологию цифрового двойника. Это позволяет смоделировать новый склад, рассчитать маршруты и необходимое количество сотрудников, проанализировать параметры и понять, какой объем груза сможет обработать этот склад и многое другое, вплоть до ширины складских ворот для одновременной разгрузки нескольких машин. Цифровой двойник склада помогает оценить окупаемость инвестиций, просчитать, как предполагаемые изменения и усовершенствования скажутся на операционных и финансовых показателях.

«Технология помогла нам сократить время на принятие решений на 50%, а сроки реализации продуктов — на 20%», — отметили в пресс-службе компании.

Экономия затрат

Безусловно, внедрение цифровых решений происходит для реальной оптимизации и экономии — в деньгах.

Как рассказали Campus в пресс-службе ГК «Деловые линии», электронный документооборот помогает сократить затраты на печать и обработку бумажных документов, а также снизить риск утери документов и ошибок, связанных с человеческим фактором.

По мнению Станислава Чегодаева, цифровизация грамотно выстроенных процессов курьерской доставки позволяет снизить нагрузку на диспетчера, оптимизировать маршрут курьера и снизить расходы на доставку. Внедрение современных форм безналичной оплаты способствует снижению комиссии и повышению безопасности финансовых операций.

«Использование мобильного приложения в качестве курьерского терминала помогает легко масштабировать бизнес при росте потока отправлений, а цифровизация контроля за транспортными операциями позволяет снизить риски фрода и штрафы по нарушению партнерских SLA благодаря повышению качества всех рабочих процессов», — перечисляет эксперт.

Как рассказал Сергей Чернов, системы управления складами (WMS) и цепями поставок (SCM) автоматизируют рутинные процессы, такие как приемка, отгрузка, учет и управление запасами. Это сокращает необходимость в ручной работе, снижает риск ошибок и повышает общую производительность. WMS также помогает лучше контролировать уровень запасов, предотвращая, как излишки, так и дефициты. Что способствует эффективному использованию складских площадей.

«Цифровые решения удешевляют логистику, хотя сложно дать точную оценку в процентах. Экономия может достигать 5–10% за счет оптимизации маршрутов, управления запасами, автоматизации процессов», — считает Сергей Чернов.

Современные решения для доставки на последней миле активно внедряют цифровые технологии для повышения эффективности. Автоматизация, анализ данных и оптимизация маршрутов помогают сократить время доставки, улучшить взаимодействие с клиентами и снизить затраты. Эти инновации становятся ключевыми для компаний, которые стремятся улучшать качество обслуживания и повышать свою конкурентоспособность. Узнайте больше о передовых технологиях в сфере доставки на Campus.

И другие выгоды

Использование цифровых инструментов позволяет компаниям получить не только прямые выгоды, но и косвенные.

«Электронный документооборот (ЭДО) и API-интеграции позволяют автоматизировать обмен данными и документами между всеми участниками цепочки поставок. Это сокращает время на оформление документов, минимизирует количество ошибок и улучшает взаимодействие между партнерами», — уточняет Сергей Чернов.

«Байкал-Сервис ТК» еще в 2017 году перешел на ЭДО. По словам Владимира Толкачева, это был шаг навстречу клиентам, которые хотят прозрачности и оперативности при получении документов.

«Только с начала текущего года сотрудниками компании было отправлено почти 2,5 млн документов, и до конца года прогнозируется дальнейший рост. В настоящее время все документы, в том числе электронные накладные, отправляются с помощью машиночитаемой доверенности (МЧД)», — отмечает Владимир Толкачев.

Сергей Чернов обращает внимание, что внедрение цифровых решений также повышает общую производительность и прозрачность процессов, что приносит косвенные выгоды, такие как улучшение качества обслуживания и сокращение времени на выполнение заказов.

Есть и еще один аспект внедрения цифровых решений, актуальный в связи со сложившимся на рынке кадровым дефицитом. Владимир Толкачев считает, что такие инструменты могут частично скорректировать ситуацию.

«Другая сторона — повышение требований к квалификации сотрудников, в том числе и на складе. На сегодняшний день специалистов с необходимыми знаниями и опытом на рынке мало», — подчеркивает эксперт.

Для решения проблемы в «Байкал-Сервис ТК» создан учебный центр, который разрабатывает программы для сотрудников разных направлений: от грузчиков и приемосдатчиков до работников офиса. Обучение проходит как на старте, сразу после приема на работу, так и в процессе трудовой деятельности.

Цифровизация логистики помогает компаниям автоматизировать процессы, улучшать управление запасами и повышать прозрачность цепочек поставок. Внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект и интернет вещей, позволяет сокращать затраты, ускорять обработку заказов и минимизировать ошибки. Эти решения дают бизнесу возможность эффективно адаптироваться к современным требованиям рынка. Узнайте больше о том, как цифровизация меняет подход к управлению логистикой, на Campus.

Кибербезопасность во главе угла

Сергей Чернов отмечает, цифровые решения предполагают и риски. Так, хакерские атаки на системы стали более частыми, особенно после введения санкций. Они могут приводить к утечке данных, сбоям в работе систем и нарушению цепочек поставок. Российские компании сталкиваются с необходимостью усиливать защиту, внедрять решения для предотвращения атак и защищать свои данные.

«Компании всё больше инвестируют в защиту своих решений. В рамках тренда и массовый переход на облачную инфраструктуру, в связи с дефицитом ресурсов под давлением санкций», — подчеркивает эксперт.

Например, по информации Владимира Толкачева, с июля 2024 в компании «Байкал-Сервис ТК» была усилена безопасность аккаунтов для пользователей.

«Нам важно, чтобы клиенты при использовании дистанционных сервисов были гарантированно защищены от действий мошенников. Для этого постоянно внедряются решения, направленные на усиление безопасности личных данных. Теперь пользователям доступна дополнительная защита личного кабинета — двухфакторная аутентификация и сообщения о входе в личный кабинет», — поясняет генеральный директор компании.

Самые популярные и востребованные цифровые решения в логистической отрасли

  • TMS: оптимизация маршрутов, планирование перевозок, контроль транспорта
  • SCM: комплексное управление потоками — от закупок до доставки клиентам
  • WMS: учет товара, оптимизация складских операций, автоматизация процессов приемки/отгрузки
  • МП: доступ к информации о грузах, отслеживание, оформление документов
  • API-интеграция и ЭДО: быстрая и бесшовная система обмена информацией и документами
  • Искусственный интеллект: прогнозирование спроса, оптимизация маршрутов, автоматизации задач
  • Блокчейн: повышение прозрачности и безопасности логистических операций
  • IoT (Internet of Things): применение датчиков и сенсоров для сбора данных о грузах, транспортных средствах и складских помещениях

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Как московские диаметры ускорят доставку

карточка
Умные решения

Большой брат для логистики «ГосЛог»: первые итоги эксперимента

карточка
Перевод

Встречайте стартап Scoobic: электромобили для чистого города и быстрой доставки

карточка
Повестка

Больше и быстрее: пункты пропуска на границе с Китаем

карточка
Инструкции

Как внедрить систему управления автопарком (и что это дает)

карточка
Перевод

Устойчивые доставки: как города и компании могут изменить логистику

карточка
Повестка

Один на двоих: единый автомобиль для Союзного государства

карточка
Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка