Единый полис ОСАГО для России и Беларуси: зачем нужен и как поможет рынку грузоперевозок

Единый полис ОСАГО для России и Беларуси: зачем нужен и как поможет рынку грузоперевозок
Единый полис ОСАГО для России и Беларуси: зачем нужен и как поможет рынку грузоперевозок

Единый полис ОСАГО для России и Беларуси: зачем нужен и как поможет рынку грузоперевозок

В конце прошлого года для обсуждения опубликован законопроект о единой системе полисов ОСАГО для России и Беларуси. Авторы проекта собираются запустить его к 1 октября 2024 года. Зачем понадобилось такое нововведение и как оно отразится на работе рынка логистики, разбираемся в нашем материале.


Зачем понадобилась единая система ОСАГО между Россией и Беларусью и как она будет работать

Из-за западных санкций привычные экспортно-импортные коридоры оказались закрыты. Государству и бизнесу пришлось искать альтернативы.

Авторы идеи (Парламентское собрание Союза России и Беларуси) сообщают, что мотивация для создания единого ОСАГО между двумя странами серьезная. Уже сейчас действует «Синяя карта» — единая система международного страхования, запущенная вместо «Зеленой карты», откуда РФ и РБ были исключены из-за санкций.

Сейчас российским водителям при въезде на территорию Республики Беларусь каждый раз необходимо приобретать «Синюю карту». Такая же ситуация с белорусскими автомобилистами, выезжающими в Россию. Совместный полис страхования призван устранить эту проблему и снизить затраты на поездки между двумя странами. 

Единая система ОСАГО — очередной шаг к интеграции России и Беларуси в Союзное государство. «Единый полис ОСАГО сделает передвижение по всей территории Союзного государства более удобным», — комментирует председатель российской Госдумы Вячеслав Володин.

Такая система должна упростить и удешевить оформление страхового полиса для выезда на территорию Республики Беларусь и сделать жизнь водителей комфортнее, сообщает Марина Эльцер, советник по юридическим вопросам транспортной компании «Скиф-Карго».

«Если автовладелец в силу личных или профессиональных интересов регулярно пересекает границу между РФ и РБ, то он сможет сразу учесть это при оформлении ОСАГО, включив в полис расширение на территорию Беларуси», — поясняет Марина Эльцер.

Авторы инициативы не исключают в будущем добавление совместных полисов ОСАГО между Россией и государствами Евроазиатского экономического союза — Азербайджаном, Арменией и Казахстаном.


Как будет реализована единая система ОСАГО и какой будет эффект

Введение единого полиса ОСАГО позволит владельцам ТС покупать страховку, которая будет защищать их имущество на всей территории Союзного государства. При этом стоимость оформления не увеличится. Наоборот, единый полис будет дешевле, чем два отдельных.

Марина Эльцер из «Скиф-Карго», объясняет: «Единый полис избавит автовладельцев от необходимости каждый раз оформлять “Зеленую карту”, а значит, сэкономит время. Покупка полиса с дополнительной опцией всегда дешевле, чем оформление отдельного полиса. Соответственно, единый полис позволит сэкономить и деньги. Кроме того, действительность полиса можно будет проверить в режиме онлайн, что позволит добросовестным участникам дорожного движения своевременно выявить мошенника, например при ДТП, и принять необходимые в такой ситуации меры».

Приобрести единый ОСАГО можно у страховых компаний. Их сотрудники внесут сведения о расширенном действии полиса на территорию Союзного государства.

Благодаря этому российские водители смогут пересекать границу Беларуси на застрахованном авто без каких-либо проблем. Информация в базе данных о единых полисах ОСАГО будет доступна сотрудникам белорусской погранслужбы и ГАИ.

Если водитель из России попадет в ДТП, то выплачивать страховку пострадавшим будет белорусское бюро, а российская страховая компания позже компенсирует эту сумму.

Аналогичная ситуация и с белорусскими автовладельцами. В случае аварии покрытием убытков пострадавшему займется Российский союз автомобилистов вместе уполномоченными страховыми компаниями.


Как введение единого страхового полиса отразится на российских грузоперевозках

Масштабы пользы от единого ОСАГО на две страны разные. Участники рынка считают, что внедрение общего полиса позволит сэкономить время, бюджеты и своевременно выявлять мошеннические схемы.

Сейчас есть проблема, когда водители предъявляют поддельные полисы ОСАГО при приеме на работу или в случае ДТП. Теперь проверить подлинность документа можно будет онлайн. Это поможет выявить недобросовестного участника рынка до того, как с ним будет заключен договор. При аварии онлайн-проверка даст возможность собрать необходимую информацию для возможного самостоятельного взыскания  ущерба через суд. В реестре будут доступны паспортные данные, адрес регистрации водителя. Там же можно будет сделать копии ПТС, СТС и фальшивого полиса.

Это позволит компаниям не попасть в ловушку злоумышленников и снизить издержки на осуществление рейсов.

Также единая система ОСАГО позволит расширить зону покрытия услуг российских логистических компаний на территорию Беларуси. Бюрократические процедуры станут проще и будут проводиться в автоматизированном режиме. А отсутствие бюрократии помогает развитию бизнеса.

Марина Эльцер сообщает, что нововведение позволит участникам рынка извлечь и побочные выгоды: «Трудозатраты на оформление ОСАГО снизятся, соответственно, компании смогут задействовать сотрудников в более необходимых и нужных бизнесу процессах».


Как оформить единый ОСАГО

  1. Обратиться в страховую компанию.
  2. Заключить договор на покрытие страховых случаев на территории двух стран — России и Беларуси.
  3. Дождаться внесения сведений о расширенном действии полиса на территорию Союзного государства.

Как работает единый ОСАГО

  1. Информация в базе данных о единых полисах ОСАГО становится доступна сотрудникам белорусской погранслужбы и ГАИ.
  2. Российские водители с действующим общим полисом могут пересекать границу Беларуси на застрахованном авто без каких-либо проблем.
  3. Если российский водитель попадет в ДТП, то выплачивать страховку пострадавшим будет белорусское бюро, а российская страховая компания позже компенсирует эту сумму.
  4. В случае с белорусскими автовладельцами ситуация аналогичная. При аварии покрытием убытков пострадавшему будет заниматься Российский союз автомобилистов вместе с уполномоченными страховыми компаниями.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка