Цифровая трансформация: ключевые тренды в транспортной логистике в 2025 году
25.12.2024 129 просмотров
Транспортный логистический рынок стремительно развивается, адаптируясь к новым вызовам и запросам клиентов. В 2025 году индустрия продолжит свою цифровую трансформацию, которая повлияет на все аспекты отрасли: от складских операций до грузоперевозок. Основные направления развития включают дальнейшую автоматизацию и роботизацию, внедрение алгоритмов машинного обучения, усиление прозрачности цепочек поставок, а также ориентацию на экологическую устойчивость и азиатские рынки. Подробнее о каждом тренде — в материале Campus.
Тренд 1. Роботы на складах и дорогах
По данным аналитиков из Mordor Intelligence, уже в 2030 году мировой рынок роботизации и автоматизации логистики превысит отметку $120,6 млрд, прирастая ежегодно на 10%. На текущий момент показатель находится на уровне $75,24 млрд. Как полагают эксперты, индустрия будет увеличиваться столь быстрыми темпами за счет роста популярности напольных роботов среди участников логистического рынка. Основная причина — глобальное старение населения, на фоне которого отрасли не хватает квалифицированных кадров.
Если говорить о России, то к этому времени рынок цифровизации транспорта и логистики может вырасти в 7 раз и составить 626,6 млрд рублей. При этом уже в следующем году инвестиции бизнеса в автоматизацию только в сегменте складских процессов вырастут до 20 млрд рублей. Компании будут активно интегрировать автоматизированные системы управления складом (WMS) и робототехнику, стремясь оптимизировать расходы и повысить точность обработки заказов. В среднем использование роботизированных решений позволяет снизить трудозатраты до 30% и сократить ошибки при сборке заказов на 40%, свидетельствуют данные свежего отчета McKinsey.
«Внедрение цифровых решений и роботизации в транспортной и складской логистике станет одним из ключевых драйверов повышения эффективности и снижения издержек для бизнеса. Это позволит отчасти снизить дефицит рабочих и ослабить кадровый голод в индустрии», — рассказал Campus аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев.
В 2025 году ожидается увеличение количества тестирований беспилотных грузовиков. Такие глобальные компании, как Waymo и TuSimple, уже внедряют автономные транспортные средства, способные перевозить грузы без участия водителя. Российские автопроизводители тоже не отстают: тесты полностью беспилотного крупнотоннажного транспорта прошли на трассе М-11 «Нева» осенью 2024 года. Подобные эксперименты планируется распространить и на трассы М-12 «Восток» и М-4 «Дон». По оценкам правительства, к 2030 году автономный транспорт будет курсировать на свыше чем 19 тысячах км российских дорог.
«ГосЛог» — экспериментальная платформа, которая объединяет государственные заказы на перевозки в единую систему. Первые итоги показывают, что это решение упрощает логистику, делает процессы прозрачнее и повышает конкурентоспособность перевозчиков. Платформа помогает оптимизировать маршруты и снижать затраты, создавая новые возможности для рынка. Подробнее о результатах эксперимента читайте на Campus.
Тренд 2. Интеграция машинного обучения в анализ данных
Машинное обучение (ML) позволяет анализировать большие объемы данных для оптимизации процессов и прогнозирования спроса. Алгоритмы ML обрабатывают информацию о продажах, сезонных тенденциях и внешних факторах, предсказывая будущие модели спроса и оптимизируя управление запасами.
ML помогает прогнозировать потребности клиентов, что позволяет эффективно управлять запасами и снижать издержки. Например, Amazon уже сегодня активно проводит автоматизацию складских операций с использованием технологий машинного обучения. Благодаря технологии они смогли сократить время обработки заказа с 60 до 15 минут и операционные расходы на 20%.
Кроме того, алгоритмы умеют проводить анализ данных о трафике и погодных условиях. Ориентируясь на эту информацию, транспортные компании могут выбирать наиболее быстрые и эффективные пути доставки. Это ярко доказывает пример DHL: оптимизация маршрутов доставки с помощью алгоритмов искусственного интеллекта помогла транспортной компании сократить время в пути на 15% и снизить эксплуатационные расходы на 10%.
Тренд 3. Рост прозрачности цепочек поставок
Объем глобального рынка цифровой логистики в 2024 году достиг почти $30 млрд. Ежегодно показатель будет расти на 16% и к 2029 году достигнет $63,55 млрд. Таких прогнозов придерживаются эксперты Mordor Intelligence.
Цифровизация логистики обеспечивает прозрачность и отслеживаемость на всех этапах цепочки поставок. Использование таких технологий, как блокчейн и интернет вещей (IoT), позволяет в режиме реального времени получать информацию о местоположении грузов, состоянии товаров и других ключевых параметрах. Это повышает доверие между участниками рынка и улучшает качество обслуживания клиентов. По данным компании DCLogic, в 2025 году ожидается рост применения технологии в бизнес-аналитике на 40%, что способствует цифровизации логистических процессов.
На практике блокчейн-технологии будут применяться для обеспечения прозрачной фиксации всех транзакций и перемещений товаров в цепочке поставок. Согласно оценке Всемирного экономического форума, внедрение блокчейн-технологий в цепочки поставок помогает бизнесу снизить барьеры, что позволяет увеличить продажи глобальных игроков в среднем на 15%.
Тренд 4. Курс на экологичность
Компании в мире всё активнее внедряют решения, исходя из зеленой повестки. По прогнозам Global Market Insights, рынок экологических технологий и устойчивого развития вырастет с $14,3 млрд в 2022 году до $83,0 млрд к 2032 году.
Среди наиболее заметных примеров экологических решений выделяются два основных подхода. Первый — развитие электротранспорта. Крупные международные компании DHL, Amazon и UPS активно расширяют свои парки электрических грузовиков. Например, Amazon планирует использовать более 100 тысяч электрических фургонов Rivian к 2030 году, полагая, что они в значительной мере сократят выбросы углекислого газа.
Зеленые склады у глобальных игроков в сфере логистики также набирают популярность. Ожидается, что в 2025 году каждый десятый склад в России станет зеленым, то есть на этих объектах будут применяться возобновляемые источники энергии и технологий энергосбережения, что должно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Более того, компании будут всё активнее сокращать долю пластиковых материалов при упаковке товаров для транспортировки.
Придорожный сервис в России планируют упорядочить, создавая единые стандарты для зон отдыха, заправок и кафе вдоль дорог. Эта инициатива направлена на повышение комфорта для водителей и улучшение качества инфраструктуры. Новый подход поможет сделать поездки удобнее и безопаснее, а также привлечь инвестиции в развитие дорожного сервиса. Подробнее о планах и перспективах читайте на Campus.
Тренд 5. Укрепление позиций на Востоке
В 2022 году российский бизнес начал оперативно перестраивать торговые потоки на восточные рынки на фоне ограничений со стороны западных стран. В результате довольно быстро ключевым партнером РФ стал Китай. Только в 2023-м товарооборот между Россией и КНР вырос до рекордного уровня $240,11 млрд, а за первую половину текущего года объем продаж между двумя государствами составил $116,87 млрд. В 2025 году в пуле внешнеторговых партнеров России, помимо Китая, свои позиции также усилят Индия, Турция, Иран и Казахстан. Эти регионы обеспечивают высокий спрос на российские энергоносители, сырьевые товары и продукцию сельского хозяйства, отметил Кирилл Климентьев.
В результате смещения логистических потоков с Запада на Восток всё более важную роль начинают играть мультимодальные перевозки. Яркий пример — расширение логистических коридоров через Казахстан и Китай, которые приобретают стратегическое значение для внешнеэкономической деятельности России.
«Развитие логистики в новых условиях будет идти в нескольких направлениях. Это и Азиатский коридор, и Северный морской путь, и развитие инфраструктурных проектов. Усилится роль транспортных коридоров через Центральную Азию (Казахстан) и Китай в рамках инициативы “Один пояс — один путь”. Важным будет расширение арктической логистики для транспортировки энергоносителей и контейнерных грузов в Азию. И конечно, потребуется модернизация автомобильных и железных дорог, портов и складов для увеличения пропускной способности», — добавил аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».