По порядку становись: придорожный сервис хотят упорядочить
20.03.2024 141 просмотр
По порядку становись: придорожный сервис хотят упорядочить
На федеральном портале нормативных актов опубликован законопроект, который Минтранс разработал с целью упорядочить размещение объектов дорожной инфраструктуры (ОДС) вдоль российских дорог. В ведомстве считают, что принятие закона позволит обеспечить комплексное развитие сервисной инфраструктуры. В том числе за счет того, что проект закона предлагает упростить процедуры размещения ОДС для инвесторов.
Законопроект: «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Опубликован: 23 января 2024 года
Статус: оценка регулирующего воздействия
Что прописано в проекте закона
Разберем законодательную инициативу Минтранса по пунктам.
- Законопроект содержит определение объектов дорожного сервиса. К ОДС относятся автозаправочные станции, автовокзалы, гостиницы, мотели, кафе и рестораны, станции технического обслуживания, стоянки транспортных средств и другие подобные объекты, расположенные в границах полосы отвода, придорожных полос автомобильной дороги. Доступ на территорию ОДС обеспечивается через примыкание к автомобильной дороге.
- При этом к ОДС не будут относиться кемпинги, поскольку они предполагают отдельный вид отдыха. В целом предлагается причислять к ОДС только те объекты, которые соответствуют двум условиям. Первое: доступ на территорию объектов осуществляется через примыкание к автодороге. Второе: объекты должны быть расположены в полосе отвода и/или в придорожной полосе автодороги. Это позволит исключить случаи, когда к ОДС могут отнести объекты, которые не связаны с обслуживанием участников дорожного движения, не расположены по пути их следования и не имеют доступа к автодороге.
- Также проект закона предлагает регулировать размещение мобильных ОДС, к которым относятся фудтраки и мобильные АЗС. Сейчас действующим законодательством не предусмотрена их парковка на площадках отдыха у дорог. Минтранс предлагает ее разрешить мобильным точкам услуг, чтобы расширить удобства для автомобилистов. Ведомство аргументирует разрешение еще и тем, что мобильные ОДС позволяют малому и среднему бизнесу работать без капитальных затрат на строительство и обустройство как самих объектов, так и примыканий к автодороге.
- Впрочем, законопроект предусматривает, что владельцы автодорог получат возможность обустраивать многофункциональные зоны дорожного сервиса (МФЗ) примыканиями и площадками отдыха. Такой подход снизит финансовую нагрузку на инвесторов при создании ОДС. Например, если регион заинтересован в притоке туристов, в том числе на автомобильном транспорте, из регионального бюджета могут быть выделены средства на создание мультифункциональных зон рядом с популярными туристическими объектами.
Согласно законопроекту, вдоль автомобильных дорог первой категории, для которых характерна высокая интенсивность движения, предлагается размещать объекты дорожного сервиса исключительно в составе МФЗ.
Многофункциональная зона дорожного сервиса — формат комплексных услуг и сервисов, собранных на одной территории для водителей и пассажиров. В такой зоне размещаются парковки, АЗС, заведения общепита, магазин, аптека, комната матери и ребенка, туалеты и душевые, то есть здесь можно отдохнуть, перекусить, заправить машину и т. д. В каждой такой зоне должны быть не менее двух сервисных объектов, например АЗС и магазин.
В пределах МФЗ могут размещаться не только площадки отдыха, но и специализированные объекты, такие как автостоянки служб эвакуации транспортных средств, вертолетные площадки, площадки для размещения аварийно-спасательных служб и медицинские пункты и другие объекты сервиса для участников дорожного движения.
Это позволит сократить число примыканий к дорогам с интенсивным трафиком и высокими разрешенными скоростями. Водителю-профессионалу или автолюбителю достаточно будет заехать в такую зону, а не останавливаться несколько раз, например, чтобы заправиться и купить бутылку воды. В результате пропускная способность автодорог вырастет, а аварийность, напротив, снизится.
Суть законодательной новеллы в том, что многофункциональная зона дорожного сервиса — это относительно новый формат, и до сих пор законодательством вопрос их формирования не был урегулирован. - В России набирает популярность автотуризм, поэтому появление МФЗ на трассах, уверены в Минтрансе, будет также способствовать развитию туристического потенциала регионов, расширяя возможности для автотуристов.
Что говорят дальнобойщики
По мнению профессиональных водителей, комплексных зон отдыха на российских дорогах действительно не хватает. Вокруг мегаполисов достаточно и АЗС, и кафе, и магазинов, но чем дальше от крупных городов, тем меньше площадок для отдыха и даже заправочных станций.
Например, дальнобойщик Андрей, работающий на дальневосточных трассах, рассказал Campus, что на трассе между автомобильным пунктом пропуска в поселке Пограничный и Хабаровском (порядка 250 км) расположены около 50 АЗС различных операторов. Точек общепита меньше, но, учитывая небольшое расстояние, водители редко останавливаются здесь перекусить.
Другая ситуация на трассе Р-297 «Амур» Чита — Хабаровск протяженностью 2 165 км. Дорога не проходит через населенные пункты, и заправок на ней немного. Например, между АЗС в Чернышевске и следующей расстояние составляет 117 км, а между АЗС у Сбеги и в Семиозёрном — 170 км. Между Благовещенском и Хабаровском заправки расположены чаще — примерно каждые 60 км. Автосервисы и шиномонтажные мастерские тоже встречаются через каждые 200–300 км. Как и общепит, и места для ночевок.
Трасса М-5 «Урал», по словам опрошенных Campus дальнобойщиков, более обжитая. Дорога соединяет Москву, Коломну, Рязань, Пензу, Самару, Уфу, Челябинск и Екатеринбург. Ее общая протяженность 2 019 км.
На М-5 большое количество заправочных станций, в том числе крупных сетей, включая «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Татнефть», Teboil, «Башнефть» и «Нефтьмагистраль». Но, например, на участке от Самары до Уфы заправки встречаются не чаще, чем раз в 30 км.
С общепитом на М-5 нет проблем, тем более она проходит через крупные города, между которыми ехать с соблюдением скоростного режима от 2,5 часа до 6,5 часа. Самое известное место находится на расстоянии 430 км от Москвы в Мордовии: в поселке Умёт когда-то работали 500 заведений общепита, сейчас их около 70.
На трассе Р-402 между Тюменью и Омском есть 100-километровые участки, на которых не встречаются АЗС крупных сетей. А между Омском и Новосибирском на 650 км практически нет никакой инфраструктуры, вплоть до самых пригородов.
Строительство нового моста через Транссибирскую магистраль в Амурской области станет ключевым решением для логистических проблем Дальнего Востока. Из-за изолированности этого региона, устаревшей инфраструктуры и сложности в перевозках новый мост обещает значительное снижение издержек на транспортировку грузов и улучшение связи между населенными пунктами. Этот проект не только ускорит доставку товаров, но и повысит экономическую эффективность региональных перевозок, способствуя развитию Дальнего Востока. Читайте подробнее на Campus.
Что планирует государство
Учитывая неравномерное развитие придорожной инфраструктуры, закон, который упорядочит ее размещение, установит единые нормы, правила и требования, дорогам не повредит.
Но одних правил мало. Чтобы бизнес, в основном малый и средний, приходил в придорожный сервис, нужны стимулирующие меры. Тем более государство в этом заинтересовано. Так, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отмечает, что создание скоростных и безопасных автомагистралей и надежной инфраструктуры вокруг них всегда имело стратегическое значение для обеспечения связанности территорий, ведения эффективного бизнеса и повышения качества жизни граждан.
Подвижки в этом направлении есть. Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко в 2023 году говорил, что поручит Минэкономразвития и Минфину проработать возможность предоставления субсидий для возведения придорожной инфраструктуры. Предлагался и другой инструмент. Член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский выступал с инициативой внедрения аналогов промышленной ипотеки для малого бизнеса на цели создания придорожной инфраструктуры. Но до принятия закона, в котором будут прописаны все понятия и подходы к организации придорожного сервиса, стимулирующие меры вряд ли будут приняты.
Сейчас проект закона проходит этап оценки регулирующего воздействия. После подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия законопроект передадут на рассмотрение правительства. Пока даже предварительные сроки его рассмотрения Госдумой неизвестны.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».