Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть
Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

Почти 40% автосервисов в 2024 году сталкиваются с подделками оригинальных запчастей. Россию накрыл фейковый пик, сравнимый с ситуацией 2007 года. Причины понятны, но как отремонтировать автомобиль и не потерять деньги уже на новом ремонте? Campus изучил ситуацию и подготовил инструкцию.

 

Ничто не вечно, поняли люди еще в древности. Однажды любая вещь требует ремонта, в том числе грузовики — особенно те, что используют в коммерческих перевозках. Для того чтобы логистика была эффективной, автомобили не должны простаивать, поэтому нагрузка на них серьезная. И это делает важным вопрос ремонта, включая замену неисправных запчастей и плановую — расходных материалов.

Но на пути к идеальному рабочему состоянию автопарка перевозчиков ждут подводные камни — фальшивые запчасти. Аналитическое агентство Gruzdev Analyze выяснило, что отечественный рынок автозапчастей буквально накрыл сильнейший за последние 17 лет фейковый пик.

Фейк или не фейк — вот в чем вопрос

Исследователи опросили более тысячи станций постпродажного обслуживания в 27 городах России. Результаты не радуют: свыше 37% СТО в 2024 году столкнулись с поддельными запчастями. А чаще всего контрафактными оказываются масла и ГСМ — 54%.

На втором месте по частоте фальсификации — фильтры: таких на рынке более трети (34%). Почти столько же выявлено поддельных свечей зажигания (33%). На непочетном третьем месте — детали подвески и рулевого управления: среди них подделки встречаются в 19% случаев.

Как отметил операционный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Орехов, контрафактные запчасти часто встречаются в категориях, где спрос на дешевые аналоги высокий.

Ситуация тем более тревожная, что использование фейковых запчастей и расходников приводит к более серьезным поломкам и, как следствие, увеличению расходов на ремонт. На этом фоне страховые компании, работающие в сфере автострахования, уже предложили Минфину и ЦБ внести изменения в порядок ремонта автомобилей по ОСАГО. Дело в том, что сейчас в 95% случаев клиент после ДТП получает денежную выплату, а не ремонт автомобиля. Но этой суммы может не хватить на восстановление.

По словам Сергея Орехова, контрафактные запчасти могут представлять серьезную проблему, поскольку они часто не соответствуют стандартам качества и безопасности, в результате это может стать причиной аварий и поломок.

Например, контрафактные свечи зажигания могут привести к поломке двигателя и дорогостоящему ремонту, поддельные фильтры — снизить эффективность работы двигателя и увеличить потребление топлива, фейковые лампы — иметь более низкую силу света, срок полезного использования и отклоняться от стандартов светоотдачи. Наконец, детали кузова, изготовленные из некачественных материалов, быстро приходят в негодность.

Цифровизация логистики меняет подходы к управлению цепочками поставок, повышая их прозрачность и эффективность. Внедрение современных технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн и автоматизация процессов, помогает снизить затраты и ускорить доставку товаров. Подробнее читайте на Campus.

В результате не только ремонт после ДТП, но и текущее обслуживание могут стать причиной дополнительных расходов для перевозчика. Как этого избежать — в нашей инструкции.

1. Покупаем запчасти самостоятельно

Как правило, транспортные компании выбирают один из двух вариантов: либо создают собственное ремонтное подразделение, либо заключают контракт на обслуживание автомобилей со специализированной организацией или официальным дилером.

В собственном ремонтном цехе все заботы по приобретению необходимых запчастей и расходных материалов ложатся на плечи самой компании. В принципе, проблем с дефицитом нет. Несмотря на уход многих западных брендов из России, можно купить или заказать практически любую необходимую деталь. Правда, возникает вопрос сроков и цены, но это другая история.

Производители запчастей защищают свою продукцию, используя дорогостоящие защитные элементы, например голограммы, брендированные канистры и коробки и т. д. Приобретая запчасть или моторное масло, сотрудник транспортной компании проверяет наличие этих элементов, чтобы убедиться в подлинности изделия.

Увы, сегодня злоумышленники научились подделывать даже голограммы, как показало исследование агентства Gruzdev Analyze. Это значит, что ни наличие голограммы и других защитных знаков, ни фирменная упаковка не гарантируют, что вы приобретете оригинальную запчасть или расходник.

Отличить подделку по упаковке невозможно, если это не грубый фейк. По внешнему виду самой детали (или моторного масла) обнаружить отличия тоже не всегда возможно даже профессионалам.

Выход: для решения проблемы нужно проводить обучение персонала по выбору и установке запчастей, а также использовать онлайн-сервисы подбора запчастей. Такие реализованы на некоторых специализированных маркетплейсах.

P. S. Среди российских Левшей и Кулибиных есть специалисты, которые интуитивно определяют подделки, все-таки Россия страна талантливых людей. Но этот метод, работающий при ремонте личного автомобиля, вряд ли срабатывает при обслуживании автопарка из 100 автомобилей или даже 40.

2. Ремонтируем грузовик на аутсорсе

Обслуживание автопарка в сторонней специализированной организации — вполне рабочая схема, которая позволяет транспортной компании экономить на содержании собственных сотрудников, аренде помещений и т. д.

Тем более это выгодно компаниям, которые занимаются магистральными перевозками в различных регионах страны. Если контракт на обслуживание и ремонт заключен с сервисом, имеющим разветвленную сеть станций техобслуживания в разных городах, в случае поломки грузовик будет отремонтирован на месте и сможет продолжить рейс.

Выход: выбрать компанию, которая не только проведет ремонт фуры даже на Дальнем Востоке или Юге России, но и работает с проверенными поставщиками запчастей и расходников или покупает их напрямую у производителя, что исключает любую возможность установки поддельных деталей на грузовик.

P. S. К сожалению, у специализированных компаний не всегда есть прямые контракты с производителями, поэтому им приходится закупать необходимые запчасти на рынке. А это не исключает приобретение фейков. Это подтверждают результаты опроса, который проводился на станциях постпродажного обслуживания.

Дарксторы — это важный элемент современной логистики, обеспечивающий быструю доставку товаров напрямую от складов к клиентам. Такие объекты функционируют без физической розничной торговли, но играют ключевую роль в оптимизации цепочек поставок и сокращении времени доставки. Они помогают компаниям быстрее реагировать на онлайн-заказы, обеспечивая высокую скорость и точность выполнения заказов. Узнайте, как дарксторы работают и помогают улучшить логистические процессы на Campus.

3. Обращаемся к дилеру

Третий вариант — обслуживать автомобиль у официального дилера, который получает все запчасти, детали и расходники непосредственно от производителя, поэтому на 100% защищен от фейков.

Собственно, до 2022 года многие транспортные компании предпочитали именно этот вариант, несмотря на то, что обслуживание у дилеров всегда стоило дороже. После ухода западных автопроизводителей с российского рынка многие дилеры потеряли прямые контракты с брендами. А логисты — быстрый доступ к оригинальным запчастями, хотя параллельный импорт, несомненно, работает.

Выход: таких проблем не возникло с автомобилями российского производства. Например, сервисно-сбытовая сеть ГК СТТ, которая работает с ведущим производителем коммерческого транспорта в России, объединяет магазины запасных частей, станции технического обслуживания и дилерские шоурумы. Вся сеть работает с широким выбором услуг, едиными высокими стандартами клиентского сервиса и только с оригинальными запчастями.

P. S. Статистика продаж показывает, что всё больше российских перевозчиков выбирает отечественные автомобили. Так, в первом полугодии 2024 года продажи автомобилей Газель, Газон, Соболь и других выросли на 13,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Самые популярные оригинальные запчасти к этим автомобилям - детали двигателя, подвески, тормозной системы, трансмиссия и рулевое управление.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка