Чек-лист: пять шагов на пути развития e-com в логистике
20.03.2024 135 просмотров

Предприниматели вынуждены подстраиваться под современные тенденции и запросы клиентов. Как остаться «на плаву» при развитии технологий в онлайн-продажах? Как построить «богатую империю»? Как сократить вложения? Читайте!
Век развития технологий упорно диктует свои правила, и, чтобы всегда оставаться «на волне», предпринимателям приходится подстраиваться под современные реалии. В пандемию в России вырос спрос на онлайн-продажи. Сегодня быть конкурентноспособным в компании розничной торговли – это полная оптимизация технологий доставки, выдачи и возвратов товаров. На вебинаре GAZ Campus «Пять обязательных шагов для логистики при развитии e-commerce» Василий Демин — директор НОЦ-ТЛ МАДИ, заместитель директора Координационного совета по логистике, рассказал, как «провернуть» трансформацию логистики и отследить тренды, как стать «первым» на рынке и как снизить затраты.
Итак, пять шагов для логистики при развитии e-commerce:
- Определение форматов исполнения заказов/уровня клиентского сервиса в зависимости от региона обслуживания.
- Определение целевых форматов объектов Цепи Поставок исполнения заказов (ЦИЗ).
- Моделирование сети логистических объектов для выполнения клиентских обещаний и снижения операционных затрат.
- Проектирование/реинжиниринг объектов.
- Выбор технологии доставки, выдачи и возвратов.

Определение форматов исполнения заказов/уровня клиентского сервиса в зависимости от региона обслуживания
В первом пункте важно определить потребности и запросы клиентов или будущих клиентов и «дать им обещания», то есть определить формат исполнения заказов. Для это нужно сделать пару шагов:
- Расчет и бенч текущих KPI
Определение процента исполнения заказов, процента ошибок, времени исполнения и др. Проведение бенчмарка по отрасли (до 5 лидирующих компаний в профильных сегментах) с определением трендов развития рынка. - Определение обещаний клиенту
Определение целевых форматов исполнения заказов/уровня клиентского сервиса в зависимости от региона обслуживания на горизонты планирования от 1 до 3 лет, от 3 до 5 лет:
— Доставка на следующий день;
— Доставка по временным интервалам (1–2 часа);
— Доставка точно ко времени;
— Срочная доставка (20 мин, 1 час, 2 часа);
— ПВЗ.
- Маркетплейс
Проектирование архитектуры взаимодействия участников цепи поставок при развитии маркетплейса как нового канала продаж.
— Разработка целевых форматов исполнения заказов для клиента;
— Условия взаимодействия и предоставляемый сервис для поставщиков в зависимости от региона:- Модель FBM (Fulfillment by Marketplace, продажи с фулфилментом Marketplace): партнер самостоятельно поставляет товары на склады маркетплейса.
- Модель работы FBS (Fulfillment by Seller, продажи с фулфилментом поставщика): партнер обрабатывает и упаковывает заказы, затем отгружает в сортировочный центр или пункт приема.
- Др.
Определение целевых форматов объектов Цепи Поставок исполнения заказов (ЦИЗ)
«Второе, что важно сделать — это оценить возможности существующей цепочки поставок и объектов цепи исполнения заказов для того, чтобы выполнить клиентские обещание», - говорит Василий Демин.
- Драйверы, определяющие целевой формат объектов Цепи Поставок исполнения заказов:
— категория продукции;
— условия хранения;
— совместимость, сателлитность продукции;
— сезонность;
— регион обслуживания.
- Оценка возможностей существующей ЦП для исполнения заказов Анализ существующей структуры цепи поставок на макроуровне по России и в пилотном регионе (включая мощности магазинов, РЦ, ЦИЗ, ПВЗ) для определения возможностей исполнения заказов по зафиксированным в проекте параметрам.
- Концептуальная схема Цепи Поставок исполнения заказов: набор объектов и связей между ними. Требования к объектам (удаленность, инфраструктура, формат и пр.):
— Магазины с увеличенным запасом;
— ПВЗ;
— DarkStores;
— сезонность;
— Распределительные центры.
- Определение перечня SKU
Определение количественных показателей SKU (Stock Keeping Unit, в переводе — «складская учетная единица»), включая глубину запаса для каждой категории объектов.
Моделирование сети логистических объектов для выполнения клиентских обещаний и снижения операционных затрат
Главный критерий моделирования сети логистических объектов — минимизация транспортно-складских затрат с обеспечением целевого клиентского сервиса.
- Сценарии развития Цепи Поставок исполнения заказов:
В формате «What if». Например: формат исполнения заказов «на следующий день»/«весь заказ отгружается из одного объекта», формат исполнения заказов «на следующий день»/«комплектация и доставка с разных объектов» и другие сочетания. - Стратегическое моделирование:
Расположение объектов по территории страны в соответствии с ретроспективными данными и планами по экспансии с проведением GFA и BFA анализа. - Детальное моделирование последней мили в пилотном регионе:
Моделирование транспортных потоков при исполнении заказов с определением оптимального варианта, включая выбор из комбинаций:
— Все категории товаров одного заказа доставляются совместно;
— Заказы, содержавшие только легкие товары доставляются отдельно, также отдельно крупногабаритные;
— Легкие, крупногабаритные товары одного заказа доставляются совместно.
- Моделирование прямых и возвратных потоков товаров из комбинаций:
— ПВЗ – DarkStore – Магазин – РЦ
— Магазин – РЦ и др.

Проектирование/реинжиниринг объектов
- Анализ товарных потоков и запасов
— Размерность и структура потоков, заказов и запасов
— Неравномерность
— Оборачиваемость запасов
— Изменение количества SKU
— Условия хранения
— Партионность
- Требования бизнеса к логистическим объектам
— Состав выполняемых услуг и операций
— Обеспечение требуемых условий хранения
— Скорость и качество операций
— Стоимость хранения и грузообработки
- Анализ текущей инфраструктуры и процессов:
— Технологические процессы РЦ, DS, доставки
— Технологии хранения и грузообработки: M2G; G2M
- Разработка проекта:
— Проектирование Light технологии
— Проектирование мультитехнологичного объекта

«Несмотря на всю привлекательность роботизации, не для каждого бизнеса роботизация подходит. Иногда, все-таки, целесообразно оставаться на ручных технологиях», - отметил спикер.
Выбор технологии доставки, выдачи и возвратов
Здесь важно правильно рассчитать количество собственного и наемного транспорта.
- Определение минимальной гарантированной нагрузки для собственного транспорта в течение года по ABC, XYZ анализу
- Определение объемов категорий клиентов для обслуживания с логистическим сервисом (DIFOTAI) по классу «А»
- Расчет экономической модели использования собственного транспорта, сравнение с экономикой привлеченного транспорта с учетом:
— Полной загрузки
— Холостых пробегов
— ТОиР
— Начислений к ФОТ
— Аварий и инцидентов