Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис
17.10.2024 196 просмотров
То, о чем давно говорили, наконец свершилось. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который распространяет действие российского полиса ОСАГО на территорию Беларуси. Campus узнал, как работает современное ОСАГО, что изменится с расширением действия полиса на территорию Беларуси и в какие еще страны может продолжиться его экспансия.
ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, введенное Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Полисы ОСАГО хорошо знакомы всем российским водителям. До недавнего времени без этого документа нельзя было выехать на дорогу, не рискуя получить штраф.
Теперь можно предъявлять электронный полис — при его наличии водителя запрещено штрафовать, согласно действующему законодательству, даже если у него нет бумажного документа.
Полис ОСАГО гарантирует выплаты до 400 тысяч рублей на ремонт чужого автомобиля при ДТП. Если в аварии пострадали люди, максимальная выплата за причинение вреда жизни и здоровью составит 500 тысяч рублей.
Как правило, полис ОСАГО приобретается один раз в год, хотя есть варианты страхования ответственности на другие периоды. Стоимость формируется с учетом нескольких факторов. Например, категория ТС, территория местонахождения (прописки) собственника ТС, стаж и возраст водителей, мощность двигателя — для легковых автомобилей и разрешенная максимальная масса — для грузовых, цель использования ТС и безаварийность, то есть были ли ДТП в предыдущем периоде страхования.
Оформить полис ОСАГО можно онлайн. Например, при помощи сервиса онлайн-страхования ГК СТТ совместно с «Ингосстрахом».
Полисы ОСАГО позволяют экономить на выплатах в случае ДТП. Так, по данным Банка России, в 2023 году выплаты по ОСАГО составили 161,6 млрд рублей с ростом 1,1%. Выплаты продолжают расти. Например, только с 30 сентября по 13 октября «Ингосстрах» выплатил своим клиентам по ОСАГО более 1,7 млрд рублей. Самые крупные суммы компания выплатила в Москве (более 1 млрд рублей), Санкт-Петербурге (свыше 52 млн рублей), Челябинской области (45 млн рублей), Приморском крае (39 млн рублей), Республике Башкортостан (33 млн рублей).
Автоперевозчики решают отраслевые проблемы, внедряя цифровые технологии, автоматизируя процессы и оптимизируя маршруты. Компании повышают квалификацию водителей и находят решения для сокращения затрат на топливо. Эти шаги помогают справляться с кадровыми и экологическими вызовами, улучшая работу автопарков и повышая их эффективность. Узнайте, как компании адаптируются к новым условиям и продолжают развивать свой бизнес, на Campus.
«Синяя» вместо «Зеленой»
Но всё это — на территории России. Для проезда по территории Беларуси российским водителям нужно оформить так называемую «Синюю карту».
Как рассказал Campus начальник отдела активных продаж, филиала СПАО «Ингосстрах» в Нижегородской области Дмитрий Орловский, это страховой сертификат, который подтверждает наличие у автовладельца страхования его автогражданской ответственности на период зарубежных поездок. С 1 июля 2024 года «Синяя карта» заменила действовавшую ранее «Зеленую карту».
У «Синей карты» есть несколько особенностей. Документ можно оформить как офлайн, так и онлайн, но всё равно нужно получить бумажный вариант. В электронном виде полис не действует. Оформить «Синюю карту» можно не ранее чем за 30 дней до даты пересечения границы, минимальный срок действия — 15 дней. Увеличить срок можно до 1 года, сократить — не получится.
Цена полиса зависит от типа ТС (легковой или грузовой автомобиль), а также срока действия договора. Например, по тарифам на 14 октября на грузовик Валдай 45 полис со сроком действия 1 год будет стоить 11,2 тысячи рублей. Если автомобиль пересекает границу с прицепом, потребуется полис и на него: 2,24 тысячи рублей.
Если водитель с российской «Синей картой» станет виновником ДТП в Беларуси, страховое возмещение потерпевшему будет произведено по этому полису.
Как пояснил Дмитрий Орловский, «Синюю карту» оформляют в России в офисах страховых компаний, имеющих лицензию на этот вид страхования. Также перед пересечением границы можно купить белорусский полис ОСАГО приграничного страхования.
Оформление водителя-иностранца в транспортной компании требует соблюдения ряда процедур, таких как получение разрешения на работу, оформление трудового договора и проверка действительности водительских прав. Также важно учитывать миграционное законодательство и обеспечить прохождение медицинских осмотров. Правильное оформление помогает избежать штрафов и обеспечивает соблюдение всех норм для легального трудоустройства. Узнайте больше о том, как оформить водителя-иностранца на работу, на Campus.
ОСАГО расширится на Беларусь
Уже около двух лет разрабатывался законопроект, который распространит действие российских полисов на территорию всего Союзного государства, то есть документ будет действовать и в Беларуси. В сентябре 2024 года проект закона был принят Госдумой в первом чтении. Ожидалось, что уже с 1 октября можно будет оформлять единый полис. Но этого не произошло. Законопроект № 695231-8 будет дорабатываться.
В варианте, принятом в первом чтении, проект закона предусматривает создание единой системы Союзного государства по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страховать ответственность водителей смогут как российские, так и белорусские страховщики. Условие: автомобиль должен быть зарегистрирован на территории России или Беларуси.
При пересечении автомобилем границы для проверки факта страхования будет проводиться обмен сведениями между всеми включенными в процесс организациями: оператором автоматизированной информационной системы, таможенными органами, МВД, профессиональным объединением страховщиков. Информация будет доступна в режиме реального времени.
По мнению главы российского правительства Михаила Мишустина, появление единого полиса облегчит грузовые перевозки в соседнюю страну.
Что касается цены, в «Ингосстрахе» считают, что стоимость расширения российского полиса ОСАГО на территорию Беларуси не будет отличаться от цены «Синей карты».
Минфин России ведет переговоры о расширении действия российского полиса ОСАГО со странами ЕАЭС. Об этом заявил заместитель главы ведомства Иван Чебесков. Подробности и сроки пока неизвестны.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».