Утильсбор: платят все

Утильсбор: платят все
Утильсбор: платят все

Утилизационный сбор действует в России с 2012 года. Это механизм, с помощью которого государство стимулирует те или иные сегменты авторынка, поэтому правила и ставки утильсбора регулярно пересматриваются. С 1 апреля 2024 года вступают в силу очередные корректировки. В чем их суть, кого коснутся изменения и как считать утильсбор по-новому — в нашей статье.

Понятие «утилизационный сбор» введено в российское законодательство в 2012 году. Смысл сбора довольно прост: это сумма, которую нужно уплатить за автомобиль, ввезенный в РФ или произведенный на территории страны. Взамен после выхода ТС из эксплуатации оно будет бесплатно (для собственника) утилизировано. Это прописано в статье 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Документ: «Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора» определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291.

Кто платит утильсбор

В правилах прописано, что уплачивают утильсбор производители транспортных средств, если ТС выпускаются в России. А также импортеры, которые ввозят ТС из-за границы. Если утильсбор с таких ТС не уплачен, то заплатить его придется покупателю в России — физическому или юридическому лицу. Задумка хорошая, но пока означает лишь увеличение цены при покупке.

Есть исключения. Не платят утильсбор некоторые категории граждан. Например, беженцы, вынужденные переселенцы и участники госпрограммы по добровольному переселению соотечественников. Освобождены от сбора посольства, консульствами, международные организации и их сотрудники. Также не нужно платить утильсбор за ТС, которые старше 30 лет и отреставрированы до оригинального состояния. Условие: такие ТС не должны использоваться в коммерческих целях. Также исключение сделано для машин не старше трех лет в Калининградской области.

Таким образом утильсбор платят все покупатели ТС. Но на практике с ним сталкиваются те, кто ввозит автомобиль из-за границы. При продаже в России, в том числе ТС отечественного производства, утильсбор включен в конечную цену.

Что изменится с 1 апреля 2024 года

Для государства утильсбор дает возможность влиять на авторынок, в том числе импорт новых и подержанных авто из-за рубежа. С 1 апреля Правила расчета утилизационного сбора будут действовать с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 13.02.2024 № 152.

Изменения коснутся автомобилей, которые были растаможены в одном из государств ЕАЭС по местным таможенным ставкам. Как правило, они ниже, чем действующие в России, поэтому такой автомобиль обойдется покупателю дешевле. Такие серые схемы получили распространение после ухода из России иностранных брендов, с активным использованием схем параллельного импорта.

Также заработает единая система управления рисками (СУР). Это позволит уравнять тех, кто ввозит ТС в Россию из стран ЕАЭС и с территории других государств. В СУР будут видны суммы таможенных платежей, которые были уплачены за ТС в странах ЕАЭС. Останется доплатить разницу. Ее включат в сумму утильсбора — в случае ввоза авто как физлицами, так и организациями.

Как рассчитывается утильсбор

Для расчета утильсбора будет использоваться формула, которая учитывает возможные доначисления таможенной пошлины, НДС и акциза, рассчитанные на основе данных СУР.

Утилизационный сбор =  УСед + Ктп + Кндс + Ка, где:

УСед — базовая ставка утильсбора*

Ктп — разница между таможенной пошлиной, рассчитанной на основе данных Минпромторга, и уплаченной таможенной пошлиной

Кндс — разница между НДС, опубликованным на сайте Минпромторга, и уплаченным НДС

Ка — разница между акцизом, определенным в соответствии с мощностью автомобиля, указанной в документах (ОТТС, СБКТС), и уплаченным акцизом.

*  Сумма утильсбора, рассчитанная по постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291.

Самые либеральные правила из стран ЕАЭС — в Киргизии. Таможенная пошлина составляет 15%. Для сравнения: в России она достигает 20–25% в зависимости от года выпуска ТС. Поэтому для экономии средств ТС часто растаможивали в Киргизии. С 1 апреля эта лазейка закроется.

Например, в Киргизии за автомобиль было уплачено €3 тысячи таможенной пошлины. По российской тарифной сетке за ТС необходимо было заплатить €12 тысяч. Разница €9 тысяч будет добавлена к сумме утилизационного сбора. Дополнительно таможенные органы могут начислить неуплаченные НДС и акциз. Легализовать машину в России будет возможно только после уплаты всей суммы.

Важно: изменения не затрагивают физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые растаможивают ТС в России.

Ставки утильсбора

Ставки утилизационного сбора с 1 апреля не изменятся. Для грузовых машин они по-прежнему зависят от возраста и массы транспортных средств. Например, для ТС массой до 2,5 тонны младше трех лет ставка составляет 447 тысяч рублей, старше трех лет — 649,5 тысячи рублей.

Сбор за прицепы и полуприцепы оплачивается, если они весят более 10 тонн. Для транспортных средств младше трех лет сумма составляет 600 тысяч рублей, старше — 2 025 тысяч рублей.

Важно: нивелировать сумму утильсбора при покупке отечественного ТС могут помочь льготные программы. Например, ГК «Современные транспортные технологии» участвует в программе гослизинга (постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2020 № 649 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018–2026 годах»). По гослизингу пассажирская автомобильная техника категории D будет стоить дешевле до 10%. Скидка составляет до 500 тысяч рублей, при этом авансовый платеж равен 10–50%, а минимальный срок — 12 месяцев.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка