Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие
Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

Российская логистика сталкивается с дефицитом линейного складского персонала. Опрос сервисов Работа.ру и СберПодбор, проведенный в начале 2024 года, показал, что более 20% российских компаний сталкиваются с нехваткой грузчиков, более 30% — разнорабочих. Сократить потребность в рабочих руках могут помочь складские гаджеты. Campus узнал, какие отечественные разработки уже используются на российских складах.

 

Работодатели, в том числе в сфере логистики, всё чаще сталкиваются с проблемой нехватки сотрудников для складских работ: комплектовщиков, упаковщиков, грузчиков, водителей погрузчиков и т. п. Так, 21% не могут закрыть вакансии грузчиков. Участники рынка также оценивают нехватку комплектовщиков в 20–30%, кладовщиков — в 20%. Логистике не хватает около 15% водителей погрузчиков.

Около 95% опрошенных Работа.ру и СберПодбор компаний пытаются удержать сотрудников, предлагая конкурентную заработную плату. В результате уже к концу лета зарплаты грузчиков в Московском регионе выросли на 17%. Это данные EBC Real Estate. Причем самые высокие зарплаты грузчикам предлагают маркетплейсы — 117 тысяч рублей в месяц. Производственно-складские предприятия платят в среднем по 96 тысяч рублей, а ретейлеры — по 74 тысячи рублей.

В этой ситуации бизнес всё чаще обращается к помощи роботов, которым, в отличие от сотрудников, не нужно платить и регулярно повышать зарплату. При этом рабочий день робота может составлять более 20 часов — на подзарядку времени нужно немного.

Экзоскелет в помощь грузчику

Начнем обзор складских гаджетов с экзоскелетов. Это механизм, который работает на основе системы различных технологических решений от электродвигателей до механики и гидравлики. Он представляет собой внешний каркас, который надевается поверх спецодежды. Экзоскелеты используются в различных областях — от военных целей до медицины.

На складе экзоскелет — это средство разгрузки рабочего. Механизм увеличивает возможности человека, но при этом снижает физическую нагрузку на него. Человек, работающий в экзоскелете, может поднимать больше и нести дальше, меньше уставая и не получая физических травм.

В России производством экзоскелетов занимаются Роснано, Ростех (дочерняя компания EKZO Solutions) и другие. В линейках экзокостюмов есть комплектации, ориентированные на различные виды работ, нагрузки и другие условия. Так, в 2024 году Роснано запустила серийное производство мощных экзоскелетов, полностью изготовленных из отечественных комплектующих. До конца года планируется начать производство облегченных версий.

Разница не только в мощности конструкций, но и в функционале. Например, Ростех ранее представил экзокостюм для доставщиков воды.

На складе работник выполняет широкий спектр задач: от погрузочно-разгрузочных работ до сортировки и упаковки и распаковки сложных грузов. Это не однотипные процессы, поэтому их сложнее автоматизировать. И здесь на помощь приходит экзоскелет, который позволяет выполнять разные функции и снижает нагрузку в 2 раза. Например, при погрузочно-разгрузочных работах, когда сотрудникам необходимо поднимать и перемещать тяжелые предметы, вес в 30 кг с экзоскелетом ощущается как 15 кг. Поэтому применение экзоскелетов помогает снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника и мышцы спины грузчика.

Российский экзоскелет позволяет выполнять до 11 различных функций. При собственном весе 1–3,7 кг экзоскелет помогает поднимать до 50 кг. И при этом российское оборудование стоит дешевле иностранных аналогов. Так, цена экзокостюма начинается от 11 тысяч рублей.

Роботизированная логистика стремительно набирает популярность, предлагая новые решения для автоматизации складов и оптимизации транспортных процессов. В инфографике на Campus представлены основные преимущества таких технологий, включая сокращение затрат, повышение точности и скорости выполнения операций. Роботы помогают в погрузке, сортировке и доставке грузов, минимизируя человеческий фактор.

Робот-инвентаризатор

Это робот, который сканирует QR-коды на товарах и передает их в ИИ-систему на обработку. Причем благодаря встроенному оборудованию робот считывает информацию одновременно со всех уровней стеллажей с обеих сторон прохода. Это позволяет проводить моментальную инвентаризацию на складе, при необходимости корректировать расположение товара, а также иметь полное представление об общей вакантности, необходимости пополнить запасы того или иного товара и т. д.

Такой робот был внедрен в 2024 году на складе «ВкусВилла» в Домодедово. Разработан компанией «Автомакон». Пока купить его не получится, но в перспективе компания рассматривает возможность коммерциализации технологии. Робот оснащен телескопической мачтой высотой 12 м, на которой закреплены камеры. Это позволяет ему сканировать QR-коды на всех полках стеллажей, вплоть до самых верхних самых, без участия человека. Ранее инвентаризацию на складе «ВкусВилла» проводили 50 сотрудников и 15 ричтраков с водителями.

Робот может перемещаться при помощи любой складской техники, в том числе вилочного погрузчика или робота-палетоперевозчика. Питается от AGM-аккумулятора или внешнего источника, плюс установлен резервный аккумулятор емкостью 45 тысяч мА·ч, что гарантирует 2 часа автономной работы.

Роботы-инвентаризаторы Spectro в 2023 году внедрил Яндекс в логистическом центре в подмосковном Софьино. Они различают метки на палетах и могут инвентаризировать зону хранения за 1,5 часа. В Яндексе подсчитали, что для этого пяти сотрудникам потребуется около месяца. Кроме того, во время сканирования роботы находят товары, которые хранятся не на своих местах.

Современные логистические процессы активно используют автоматизацию и роботизированные системы, но при этом ключевые решения остаются за человеком. Важную роль играют специалисты, контролирующие и корректирующие работу алгоритмов. Такое взаимодействие позволяет сочетать высокую точность машин с гибкостью и опытом людей, что улучшает эффективность логистических операций. Роботы выполняют рутинные задачи, а человек вмешивается при необходимости для принятия сложных решений. Читайте подробнее на Campus.

Робот-транспортировщик

Роботы помогают не только с инвентаризацией, но и с перемещением грузов внутри склада. Учитывая, что площадь склада может составлять несколько тысяч квадратных метров, это серьезная задача. Обычно для внутрискладского перемещения используются электрические или газовые погрузчики, перевозчики палет и тележки. Управляют всем этим оборудованием сотрудники, которых сегодня не хватает. Поэтому на помощь приходят специальные роботы.

Например, российская компания Ronavi Robotics (занимается производством роботов для внутрискладской логистики) в 2024 году представила новую линейку логистических роботов для разных бизнес-задач. В том числе робота H2000 грузоподъемностью 2 тонны и модель H1500, которая может перевозить до до 1,5 тонны единовременно.

Также роботы Ronavi Robotics позволяют реализовать метод сборки заказов «Товар к человеку». В этом случае не комплектовщик обходит склад, собирая нужные товары, а роботы на мобильных стеллажах подвозят товары к месту сборки. В компании подсчитали, что использование роботов позволяет увеличить плотность хранения на складе в 2 раза. Скорость сборки заказов возрастает в 10 раз.

Аналогичный по функционалу робот работает на складе Яндекс Маркета в Софьино с 2023 года. Робот Dilectus забирает коробки с товарами со стеллажей из зоны хранения на складе и перемещает их в зону комплектации. По данным компании, робот может поднимать вес до 35 кг, за один раз он может перевезти 9 коробок.

Dilectus оснащен специальным механизмом захвата — грабером. Благодаря ему он может снимать со стеллажей коробки, причем не только расположенные на первой линии, но и в следующих рядах.

Еще один робот — Motus — перемещает на складе Яндекс Маркета тяжелые грузы. Он работает 7 дней в неделю, с 9:00 до 3:30, а оставшееся в сутках время заряжается. По информации компании, ежедневно на складе в Софьино перемещается около 8 тонн грузов, из них 5 тонн перевозит робот.

Мы рассказали не обо всех возможностях роботов. Сегодня их функционал гораздо шире. Так, существуют и уже используются на отечественных складах роботы-штабелеры, роботы-сортировщики и роботы-манипуляторы.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка
Кейсы

Смена курса: как Amazon стал лидером рынка за счет внедрения инноваций в логистике

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка