Под присмотром человека: какие выгоды для бизнеса сулит интеграция роботов на производстве и складе

Под присмотром человека: какие выгоды для бизнеса сулит интеграция роботов на производстве и складе
Под присмотром человека: какие выгоды для бизнеса сулит интеграция роботов на производстве и складе

Под присмотром человека: какие выгоды для бизнеса сулит интеграция роботов на производстве и складе

Наиболее популярная «вакансия» для автономной техники — сотрудник склада. Согласно статистике Международной федерации робототехники (IFR) World Robotics, в 2019 году на складских помещениях в мире использовали 75 тысяч роботов, а в 2020 году их число возросло до 114 тысяч. Глобальный объем рынка в сфере роботизации складов в 2021-м достиг $6,21 млрд. По оценкам исследовательского центра Next Move Strategy Consulting, если рынок будет расти примерно на 10% в год, то к 2030-му показатель может увеличиться до $14,73 млрд. О самых интересных кейсах внедрения роботов на производстве — в материале Campus.


Трудности бизнеса

Вводимые с 2022 года западные санкции оказали влияние на работу более 48% компании в России. Для трети представителей бизнеса негативным эффектом стала невозможность купить для организации новое оборудование, внедрить технологии из-за ограничений по ввозу товаров и услуг. Еще 14,6% предпринимателей испытывают трудности с нахождением новых поставщиков и логистикой. Об этом свидетельствуют данные специализированного опроса предпринимателей Российского союза промышленников и предпринимателей.

Бизнесмены стараются инвестировать в инновации, которые экономически выгодны и помогут оптимизировать затраты. В частности, отечественные предприниматели стали чаще полагаться на зарубежный опыт внедрения искусственного интеллекта и роботов на производстве. Суммарный объем инвестиций компаний США в промышленных роботов за прошлый год достиг $2,38 млрд, прибавив за год 18%.


Без сна и простоя

Популярность роботов у компаний в последнее время связана с быстрым развитием этого сегмента. Автономная техника уже способна полноценно заменить живого сотрудника на складе и работать без перерыва на отдых. Логистические роботы могут автоматизировать процесс хранения и транспортировки продукции.

Чаще это роботизированные машины, способные отсортировывать товары из конвейеров по заданному заранее человеком алгоритму. Американская сеть Walmart заявила, что с 2024 года около трети ее магазинов начнут получать заказы с роботизированного склада, управление которым частично отдано искусственному интеллекту.

Также автоматизированные манипуляторы часто применяют для перемещения и доставки продукции на территории складского комплекса. Подобные беспилотники работают по заданным траекториям и в круглосуточном режиме перевозят товары на отгрузку и последующее хранение. Amazon смог снизить расходы на содержание складов на 20%, внедряя такие инновации. 

В глобальной практике встречаются роботы и в сегменте розничной торговли. Подобные автоматизированные помощники могут оценивать количество запасов на полках в режиме онлайн. Роботы встречаются и в лабораториях. Их используют для доставки медикаментов и анализов между поликлиниками и научными центрами. Например, в одной из больниц Британии уже работает робот-пингвин, развозящий лекарства пациентам.


Робот с российской пропиской

Отечественный рынок также демонстрирует уверенные темпы роста. По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), по итогам 2022 года выручка компаний, которые внедрили робототехнические комплексы на своих предприятиях, выросла почти на 40% — до 5,6 млрд рублей. В пятерке лидеров по «приему» роботов на работу — Московская область, Москва, Татарстан, Санкт-Петербург и Челябинская область.

Одним из первых инициативу по роботизации склада в 2021 году реализовал косметический бренд Faberlic с помощью компании Ronavi Robotics. Робот-платформа занимается транспортировкой палет с продукцией от точки приема до места хранения на высотных стеллажах, а оттуда — до зоны отгрузки. Платформа за 12 часов работы может проезжать более 40 км, что позволяет повысить эффективность работы форклифтов (вид специального складского напольного транспорта) в 4 раза, подсчитали в компании.

Также компания Ronavi Robotics инициировала автоматизацию процессов склада «Газпромнефти» в Новом Уренгое. Во время рабочей смены спецодежда вахтовиков и их личные вещи хранились в отдельном помещении. 7–8 роботов обеспечивали сбор и выдачу одежды на 10-ярусном складе, а также отвечали за отправку ее в химчистку. Роботы ускорили процедуру выдачи вещей сотрудникам: время подвоза контейнера с одеждой составляло от 30 секунд до 5 минут в зависимости от удаленности места хранения.

Помимо Ronavi Robotics, разработкой складских помощников занимается и госкорпорация «Ростех». Летом 2022 года компания заявила о запуске в серийное производство линейки российских логистических роботов, которые способны перевозить грузы до 20 тонн. Разработка похожа на автоматизированный управляемый транспортер с электроприводом, который передвигается по заданному оператором маршруту. Основная функция роботов заключается в доставке товаров из одной точки в другую. Их ключевая особенность — перевозка крупногабаритных грузов.

Среди самых громких проектов интеграции автономной техники на производстве — центр робототехники для тестирования складских роботов от Яндекса. В апреле 2023 года корпорация объявила о начале работы полигона площадью 1,7 тысячи м² вблизи метро «Аминьевская» в Москве. Склад разделен на две части: офис и специальное пространство около 1000 м² с тестовым полигоном, имитирующим склад со стеллажами.

На полигоне также есть помещения, в которых для роботов проводят «инструктаж», сборку и ремонт машин. Ожидается, что инициатива поможет компании оперативно тестировать прототипы, отрабатывать гипотезы, конструировать новые машины и «нанимать» их на работу на склады. В компании отмечают, что использование роботов позволит снизить издержки маркетплейса на содержание товаров на складах и оптимизировать работу в сфере складской логистики.

Несмотря на удачные кейсы, роботизация рабочих процессов в стране пока находится в стадии развития. Труд кладовщика в некоторых случаях обходится компаниям дешевле, чем покупка роботов. Наконец, часть складских помещений заточены под работу реальных людей и технически не приспособлены под интеграцию технологий искусственного интеллекта.

Между тем российские власти стараются способствовать популяризации роботизированных технологий в стране. В частности, Владимир Путин предложил создать федеральный проект по развитию российской робототехники. В планах кабмина — утвердить правовые, налоговые и иные нормы, которые касаются масштабирования сборки и интеграции продуктов искусственного интеллекта на предприятиях. 

Согласно прогнозам правительства, благодаря этой инициативе в стране ежегодно будет снижаться отставание от среднемирового уровня по такому показателю, как количество роботов на 10 тысяч производственных рабочих мест. По оценкам Всемирного экономического форума, к 2025 году доля рабочих часов, приходящихся на роботов в мире, достигнет половины.

В 2021 году на 10 тысяч работников в России приходилось 6 роботов при среднемировом показателе 126. В 2022 году, согласно отчету World Robotics Report, среднемировой показатель достиг 141. В лидерах среди стран по роботизации производств — Корея, Сингапур, Япония, Германия и Китай.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Электротранспорт в 2024 году: цепочка поставок, сеть зарядки и рынок аккумуляторных материалов

карточка
Умные решения

Кто на новенького: каким топливом выгодно заменить бензин в коммерческом транспорте

карточка
Повестка

Куда едет логистика: тренды 2024 года

карточка
Перевод

Три тенденции в логистике электронной коммерции, которые меняют розничную торговлю прямо сейчас

карточка
Повестка

В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем

карточка
Повестка

Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход

карточка
Умные решения

Инфографика: Переход на роботизированную логистику склада

карточка
Повестка

Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам

карточка
Инструкции

Майские путешествия: как подготовить бизнес к наплыву туристов

карточка
Умные решения

Долго или дорого: платные трассы для логистики

карточка
Повестка

Какие дороги и развязки построят в Москве в 2024 году

карточка
Повестка

Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка