Больше и быстрее: пункты пропуска на границе с Китаем
18.11.2024 60 просмотров
Международные автомобильные пункты пропуска (МАПП) расширят и модернизируют, а время на досмотр одной машины снизится до 10 минут. Это в перспективе, а пока перевозчикам пришлось вспомнить октябрь 2022 года, когда очередь на границе достигала тысячи грузовиков. В чем проблема, как она решается и что уже сделано — Campus решил разобраться.
На государственной границе России сегодня открыты около 400 специально оборудованных пунктов, через которые разрешено перемещение товаров и/или транспортных средств. Из них на российско-китайской границе протяженностью более 4,2 тысячи км работают 9 автомобильных пунктов пропуска — многосторонних и двусторонних, еще 8 — смешанных автомобильных и речных пунктов пропуска (СПП), 2 — автомобильных и железнодорожных СПП, в том числе многосторонний пункт пропуска в Забайкальске (Читинская область), и 2 — железнодорожных.
Не все из них работают постоянно. Например, по данным Дальневосточного таможенного управления, по состоянию на 14 ноября 2024 года два речных пункта пропуска не функционируют из-за завершения сезона навигации, еще в двух движение остановлено на период межсезонья. СПП «Сковородино» открывается нерегулярно, только по заявкам участников ВЭД, а двусторонний автомобильный пункт пропуска (ДАПП) «Марково» закрыт на реконструкцию.
Получается, работающих пунктов всего 17 — один на каждые 250 км границы. Справедливости ради нужно сказать, что не все пункты пропуска одинаково востребованы для грузовых перевозок. За сутки с 9 утра 13 ноября до 9 утра 14 ноября текущего года через МАПП «Забайкальск» проследовали 275 грузовиков — на въезд в Китай, еще 336 — в обратном направлении. За этот же период через ДАПП «Турий Рог» прошли 34 грузовика в Китай и 26 въехали в Россию. На СПП «Благовещенск» вообще не было ни грузовиков, ни легковых авто, ни автобусов.
💡 Примите участие в опросе!
Давайте вместе узнаем, как устроена логистика в России в 2024. Все участники получат чек-лист для подготовки к новогоднему пику заказов, а 10 компаний смогут пройти персональную консультацию с экспертом по бережливой логистике Екатериной Журавлевой.
Почему это важно
«Качество трансграничных транспортных услуг во многом определяет возможности дальнейшего наращивания товарооборота между Россией и Китаем», — говорится в докладе Российского совета по международным делам.
Это и понятно. Товарооборот между странами по итогам 2022 года вырос на 29,3% год к году, до $190 млрд, в 2023-м — на 26,3%, до $240,1 млрд. А с января по октябрь 2024 года, по данным Главного таможенного управления КНР, он стал больше на 2,8% относительно аналогичного периода по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составил $202,2 млрд.
По данным РЖД, по итогам 2023 года железнодорожные перевозки между Россией и Китаем увеличились на 36% по сравнению с уровнем 2022-го, до рекордных 161 млн тонн. Количество проехавших через три крупных КПП — «Маньчжурия», «Суйфэньхэ» и «Тунцзян» — контейнерных поездов из Китая в Европу выросло до 5,9 тысячи составов, что эквивалентно примерно 35% от общего количества поездов по этому направлению.
Автомобильные перевозки тоже растут. Аналитики InfraNews подсчитали, что в январе — мае 2024 года через двусторонние пункты пропуска между Китаем и Россией прошли 194 тысячи груженых автомобилей в обе стороны. Из Китая в Россию — 108 тысяч, из России в Китай — 86 тысяч. В целом перевозки через автомобильные погранпереходы между Россией и Китаем за первые 5 месяцев 2024 года выросли в 1,5 раза.
Существенный рост эксперты объясняют восстановлением работы нескольких АПП, ранее закрытых на реконструкцию. Например, через модернизированный погранпереход «Нижнеленинское» в январе — мае прошли 1,9 тысячи грузовиков.
Но основным автомобильным пунктом пропуска остается МАПП «Забайкальск». За 5 месяцев 2024 года на него пришлось 40% автоперевозок между Китаем и Россией. Это 76 тысяч фур, что почти в 2 раза больше, чем проектная мощность МАПП.
«В этом году объем грузоперевозок на автомобильном транспорте между Россией и Китаем вырос вдвое по сравнению с 2023 годом. Большую часть грузов обрабатывает МАПП “Забайкальск”, который всегда был и остается крупнейшим погранпереходом между Россией и Китаем. Через него проходит основной поток грузов из Китая», — подтверждает генеральный директор компании «Шатл-Логистик» Никита Казаринов.
В России внедряется система дистанционного контроля за транспортом, которая позволяет отслеживать загрузку, соблюдение маршрутов и правила эксплуатации в режиме реального времени. Один из ключевых ее элементов — автоматическое выявление нарушений, таких как перегруз или несоблюдение норм, с последующим начислением штрафов. Такой подход повышает ответственность перевозчиков, улучшает безопасность на дорогах. Узнайте больше о работе системы и ее преимуществах на Campus.
Сегодня
За последние два года ФТС России увеличила штатную численность таможенных органов на Дальнем Востоке на одну тысячу человек. Дополнительные сотрудники направлены в пограничные пункты пропуска. Сегодня МАПП «Забайкальск» переведен на круглосуточный режим работы.
Тем не менее в конце сентября, в преддверии роста ставок на утилизационный сбор, на МАПП «Забайкальск» опять скопились очереди из грузовиков. По информации Никиты Казаринова, ожидать разрешения пересечь границу приходилось до 14 дней.
«Благодаря действиям местных властей и таможенных служб очереди удалось сократить. Были предприняты меры по увеличению пропускной способности МАПП, введена электронная очередь», — уточняет гендиректор «Шатл-Логистик».
Сейчас перевозчик может заранее самостоятельно выбрать дату и время заезда. Это улучшает ситуацию на границе в разы.
Также в круглосуточном режиме работают МАПП «Хэйхэ — Благовещенск» и «Суйфэньхэ — Пограничный», что помогает увеличивать грузопоток через эти погранпереходы и сокращать время ожидания для грузоперевозчиков.
«Сегодня на этих погранпереходах максимально сокращены сроки ожидания для грузоперевозчиков. В среднем они составляют от 2 до 5 дней», — комментирует ситуацию Никита Казаринов.
В перспективе
Россия планирует к 2030 году увеличить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска на границе с Китаем в 7 раз по сравнению с 2021 годом. Об этом рассказал первый замминистра транспорта РФ Валентин Иванов на Международном таможенном форуме. По данным Минтранса РФ, до 2027 года планируется модернизировать 11 пунктов пропуска на границе с КНР.
Наращивать пропускную способность будут не только экстенсивно, то есть за счет увеличения числа досмотровых туннелей, но и сокращая длительность осмотра ТС. В поручении президента России говорится, что необходимо снизить время осмотра грузового транспортного средства в пункте пропуска через госграницу до 10 минут.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».