Складской бизнес: новые технологии, оборудование и многое другое
20.03.2024 259 просмотров
В период пандемии логистика заняла «достойное» место в бизнесе по актуальности. В связи с этим появились новые технологии, которые ранее были не так сильно востребованы: например, цифровизация или автоматизация. Как раз о них и рассказал на вебинаре проекта GAZ Campus Николай Лобанов — логист с 30-летним практическим опытом и 15-летним опытом эксперта по логистике (проведение логистических аудитов и проектов складов).
Если раньше основной задачей склада было хранение товара, то современный склад превращается в некий производственный цех по переработке товара. Николай утверждает, что сегодня владельцы склада от общего дохода имеют лишь 10–15% за услуги хранения, остальное — за производственную обработку.
Классифицировать склады можно по двум типам — по назначению и по технологиям работы.
По назначению:
- Производственные (сырья и п/ф, готовой продукции);
- Торгово-розничные (склад-магазин);
- Оптовые;
- Распределительные центры (РЦ);
- Склады ответственного хранения (СОХ, 3PL-операторы);
- Резервные;
- Таможенные (СВХ).
По технологиям работы:
- Склад-автомат;
- Конвейерные;
- Мезонинные;
- Паллетные;
- Склад-холодильник;
- Кросс-докинговые.
Склад — это то, без чего не может существовать цепочка поставок, часть логистики. Поэтому спикер решил напомнить, что такое логистика. В общем смысле логистика — наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. Однако Николай Лобанов рассказал, что видел десятки определений логистики, но ему близко не было ни одно, поэтому он сформулировал свое: логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.
Базовые теории для логистики:
- Теория «узких мест» Голдрата или «слабого звена цепи» (рецепт доктора Голдратта о теории ограничений Элияху Голдратта (Theory of constraints; TOC). Краткая суть данной методологии в том, что вся работа компании представляется в виде бизнес-процессов и операций — «звеньев единой цепи». При этом склад является средней частью этой «цепи», представленной несколькими звеньями. В идеале «цепь поставок» должна быть «равнопрочной», тогда ресурсы, потребные для нее считаются оптимальными с точки зрения издержек. Все логистические процессы цепи должны быть четко увязаны, скоординированы, синхронизированы, регламентированы и нормированы.
- Правило Паретто. Иногда это Правило называют Закон 80/20. На базе Правила Паретто 80/20 строится целая отрасль математического анализа так называемый АВС–анализ, в основе которого лежит разделение объекта анализа на три группы по степени их важности и эффективности по определенному критерию. В складской логистике методика 80/20 и АВС являются аксиомами, так как очень хорошо работают в практическом применении. 20% товаров имеют 80% товарного запаса, 20% операций имеют 80% трудоемкости складской грузопереработки, 20% товаров имеют 80% обращений в заказах клиентов, 20% клиентов приносят 80% оборота компании. На основе АВС анализа по критерию «количество обращений к товару» строится стратегия размещения товара по адресным ячейкам склада. Вывод: оптимизацию складской логистики необходимо проводить, используя разделение товаров, контрагентов на классификационные группы по АВС с целью оптимального распределения ресурсов и издержек.
Эффективность функционирования склада определяется группами показателей:
- Производительность складских операций;
- Эффективность использования складских объемов и площадей;
- Рентабельность — экономичность складских затрат;
- Уровень сервиса - качество операций по обслуживанию контрагентов.
При оценке эффективности склада необходимо «увязать» 3 основных критерия: экономический, качественный, количественный, а также соблюсти баланс между уровнем издержек, уровнем сервиса и уровнем производительности.
Ключевые показатели эффективности склада:
Оборудование склада:
- Стеллажи;
- ПТО — подъемно-транспортное оборудование склада;
- ИТ — складская система учета и управления (WMS), ТСД, сканеры, принтеры.
— Сейчас строится много современных складов, и мы видим, что треть склада хранит воздух. Так делать не надо. Должны быть стеллажи, сверху — мезонин. Это верх неразумия с точки зрения складской логистики. Так делать не надо, — говорит эксперт.
Лобанов рекомендует сделать полный набор зон:
- Зона ПОЭ (приемо-отгрузочной экспедиции);
- Зона хранения;
- Зона отбора в заказы;
- Зона хранения отборов заказов;
- Зона маркировки отборов заказов;
- Зона контроля отборов заказов;
- Зона комплектации заказов;
- Зона хранения заказов готовых к отгрузке;
- Зона возвратов;
- Зона брака.
Зонирование по ВГХ (весогабаритным характеристикам):
- Зона хранения и отбора «мелкоштучки»;
- Зона полочного штучно-коробочного хранения и отбора (мезонин);
- Зона габаритного лёгкого товара;
- Зона габаритного тяжёлого товара;
- Зона НЕ габаритного товара.
В технологии складов большую роль играет стратегия.
Складские стратегии. Правила работы:
- Стратегия планирования работы склада;
- Стратегия выгрузки товара;
- Стратегия сортировки перед приемкой;
- Стратегия приемки;
- Стратегия размещения товара;
- Стратегия хранения, уплотнения, инвентаризации;
- Стратегия отбора товара в заказы;
- Стратегия комплектации заказов;
- Стратегия контроля, маркировки и упаковки;
- Стратегия отгрузки и загрузки товара.
Минимум складских технологий:
- Обеспечить учет на складе;
- Внедрить учет товара по ВГХ;
- Внедрить ш/код (цифровизация);
- Внедрить адресную систему хранения и отбора;
- Разработать и внедрить КПЭ;
- Описать технологию работы склада;
- Разработать оптимальную планировку;
- Механизировать работу сотрудников склада;
- Разработать систему нормирования;
- Внедрить систему мотивации.
Основные статьи бюджета склада:
- ФОТ – 40–45% от бюджета склада;
- Аренда – 20–25% от бюджета склада;
- Остальные затраты – 30–40% от бюджета склада.
Вывод: основные усилия оптимизации склада должны быть направлены на повышение производительности труда в бизнес-процессах и повышение утилизации — коэффициента использования складского объема.
Бережливая логистика склада:
- Простои – 30–40% времени нахождения сотрудника склада в рабочей зоне;
- Непроизводительные операции – 50% времени от момента получения задания до момента его выполнения;
- Только 20–25% времени сотрудник склада выполняет свою функцию/роль.
Вывод: основные усилия оптимизации склада должны быть направлены на борьбу с потерями рабочего времени применяя технологию 5c «бережливого производства».
60–80% трудоемкости работы всего склада составляет процесс комплектации заказов:
- Движение по маршруту сборки — 50% трудоемкости сборки заказов (30–40% от ФОТ, 20% от бюджета склада);
- Отбор в ТЕ — 25% трудоемкости сборки заказов;
- Идентификация товара — 25% трудоемкости сборки заказов.
Вывод: основные оптимизации склада должны быть направлены на процесс сборки заказов.
— Что мы должны с вами сказать о комплектации товаров: какая она бывает. Где товар — к человеку — это конвейеры. Может быть, в 10% складов у нас есть конвейеры, роботы. В основном, конечно, человек двигает товар. Я бы выделил три основные эффективные технологии: «волновая» комплектация, одновременный подбор по одному заказу несколькими сборщиками, одновременный подбор по нескольким заказам (кластерный). Последняя — наиболее востребованная технология.
Предпродажная подготовка товара на складе:
- Требования «Сетей»;
- Необходимость организации отдельного участка с большим уровнем ручного труда и высокой трудоемкостью работ;
- Дополнительный контроль качества;
- Сортировка;
- Маркировка, стикеровка;
- Упаковка;
- Комплектация «наборов»;
- Производственные операции;
- Собственные марки, рекламные акции.
Также спикер затронул и тему возвратной логистики. Он поделился, что сейчас на складах выделяется отдельное направление по возврату.
Масштабы возвратной логистики в общемировом масштабе огромны. Затраты на возвратную логистику составляют 4–6% общих логистических издержек. Конечно же, большую часть возврата продукции инициируют потребители. Если проанализировать данные из различных мировых источников, то можно вывести средний процент возврата потребителями своих покупок. Он составляет 7%.
Для некоторых отраслей процент возврата продукции может составлять:
- Книжная продукция — 10–15%;
- Компьютеры и комплектующие — 10–18%;
- Одежда — 30–40%;
- Продукция массового потребления — 5–15%;
- Товары, купленные через Интернет — 20–80%.
Из этих цифр вывод можно сделать только один – возвратная логистика является важной функцией цепи поставок и требует к себе особого отношения со стороны компании и ее логистического менеджмента.
На самом деле, автоматизация — не единственный способ решения складских задач.
Здесь можно пойти несколькими путями.
Во-первых, проанализировать работу склада с логистической точки зрения и что-то изменить, например, в схеме расположения стеллажей, в логике размещения товара, в организации складского технологического процесса.
Во-вторых, упростить работу склада за счет не связанных напрямую с внутренней логистикой склада организационных мер или с помощью модернизации корпоративной информационной системы (КИС). Например, упорядочить поток заявок на склад от менеджеров по продажам, сделав работу склада более равномерной. Или включить в КИС реквизиты авторизации выполнения складских операций для укрупненного анализа и контроля загруженности персонала.
В-третьих, обратиться и к услугам автоматизации.
WMS-решения, представленные на рынке СНГ, можно условно разделить на:
- стандартные «коробочные системы», ориентированные главным образом на небольшие и средние компании: небольшие оптовые склады, распределительные центры и коммерческие склады, не оказывающие дополнительные услуги;
- заказные системы, которые обычно внедряются на крупных складских комплексах со сложной технологией выполнения операций (основная цель внедрения систем данного класса заключается в необходимости учета специфических особенностей деятельности клиента);
- адаптируемые системы, ориентированные на средние и крупные предприятия со складами со сложным технологическим процессом, основанном на стандартных складских функциях.
Решаемые задачи:
- приемка товаров и материалов;
- складирование;
- автоматизация единовременной приемки и отгрузки товаров;
- гибкое управление заказами и группами заказов;
- пополнение заказов;
- комплектация заказов;
- погрузка;
- управление запасами;
- управление заданиями персоналу;
- планирование работы распределительного центра;
- управление контейнерами;
- управление хранением и производственными мощностями;
- управление человеческими ресурсами.
Качество внедрения WMS системы можно оценивать по трем критериям.
Успешное внедрение 5–7%:
- Внедрение прошло в планируемые сроки 6 месяцев +/- 20%;
- Внедрение прошло в планируемом бюджете +/- 20%;
- Внедрение прошло по планируемому функционалу по ТЗ.
Удовлетворительное внедрение, если по данным критериям есть превышение, но система работает 25–30%.
Провальное неудачное внедрение, если WMS не запущена: 50%.
Фулфилмент (fulfillment, англ. «воплощение заказа») — это комплекс логистических услуг, которые выполняются на аутсорсе.
Маркетплейс — это торговая площадка, которая продает товары и услуги разных продавцов через интернет.
Маркетплейс — FBO. Фулфилмент на стороне самого маркетплейса. В этой схеме продавец поставляет свою продукцию на склад платформы после соответствующей требованиям маркировки и упаковки, управляет ценовой политикой и продвижением.
Маркетплейс — FBS. Фулфилмент на стороне самого маркетплейса. В этой схеме продавец поставляет свою продукцию на склад платформы после соответствующей требованиям маркировки и упаковки, управляет ценовой политикой и продвижением.