Складской бизнес: новые технологии, оборудование и многое другое

Складской бизнес: новые технологии, оборудование и многое другое
Складской бизнес: новые технологии, оборудование и многое другое

В период пандемии логистика заняла «достойное» место в бизнесе по актуальности. В связи с этим появились новые технологии, которые ранее были не так сильно востребованы: например, цифровизация или автоматизация. Как раз о них и рассказал на вебинаре проекта GAZ Campus Николай Лобанов — логист с 30-летним практическим опытом и 15-летним опытом эксперта по логистике (проведение логистических аудитов и проектов складов).

марта 2022
02

Если раньше основной задачей склада было хранение товара, то современный склад превращается в некий производственный цех по переработке товара. Николай утверждает, что сегодня владельцы склада от общего дохода имеют лишь 10–15% за услуги хранения, остальное — за производственную обработку.

Классифицировать склады можно по двум типам — по назначению и по технологиям работы.

По назначению: 

  • Производственные (сырья и п/ф, готовой продукции);
  • Торгово-розничные (склад-магазин);
  • Оптовые;
  • Распределительные центры (РЦ);
  • Склады ответственного хранения (СОХ, 3PL-операторы);
  • Резервные;
  • Таможенные (СВХ).

По технологиям работы:

  • Склад-автомат;
  • Конвейерные;
  • Мезонинные;
  • Паллетные;
  • Склад-холодильник;
  • Кросс-докинговые.

Склад — это то, без чего не может существовать цепочка поставок, часть логистики. Поэтому спикер решил напомнить, что такое логистика. В общем смысле логистика — наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. Однако Николай Лобанов рассказал, что видел десятки определений логистики, но ему близко не было ни одно, поэтому он сформулировал свое: логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.


Базовые теории для логистики:


  • Теория «узких мест» Голдрата или «слабого звена цепи» (рецепт доктора Голдратта о теории ограничений Элияху Голдратта (Theory of constraints; TOC). Краткая суть данной методологии в том, что вся работа компании представляется в виде бизнес-процессов и операций — «звеньев единой цепи». При этом склад является средней частью этой «цепи», представленной несколькими звеньями. В идеале «цепь поставок» должна быть «равнопрочной», тогда ресурсы, потребные для нее считаются оптимальными с точки зрения издержек. Все логистические процессы цепи должны быть четко увязаны, скоординированы, синхронизированы, регламентированы и нормированы.
  • Правило Паретто. Иногда это Правило называют Закон 80/20. На базе Правила Паретто 80/20 строится целая отрасль математического анализа так называемый АВС–анализ, в основе которого лежит разделение объекта анализа на три группы по степени их важности и эффективности по определенному критерию. В складской логистике методика 80/20 и АВС являются аксиомами, так как очень хорошо работают в практическом применении. 20% товаров имеют 80% товарного запаса, 20% операций имеют 80% трудоемкости складской грузопереработки, 20% товаров имеют 80% обращений в заказах клиентов, 20% клиентов приносят 80% оборота компании. На основе АВС анализа по критерию «количество обращений к товару» строится стратегия размещения товара по адресным ячейкам склада. Вывод: оптимизацию складской логистики необходимо проводить, используя разделение товаров, контрагентов на классификационные группы по АВС с целью оптимального распределения ресурсов и издержек.

Эффективность функционирования склада определяется группами показателей:


  • Производительность складских операций;
  • Эффективность использования складских объемов и площадей;
  • Рентабельность — экономичность складских затрат;
  • Уровень сервиса - качество операций по обслуживанию контрагентов.

При оценке эффективности склада необходимо «увязать» 3 основных критерия: экономический, качественный, количественный, а также соблюсти баланс между уровнем издержек, уровнем сервиса и уровнем производительности.

Ключевые показатели эффективности склада:

Оборудование склада:



  • Стеллажи;
  • ПТО — подъемно-транспортное оборудование склада;
  • ИТ — складская система учета и управления (WMS), ТСД, сканеры, принтеры.

— Сейчас строится много современных складов, и мы видим, что треть склада хранит воздух. Так делать не надо. Должны быть стеллажи, сверху — мезонин. Это верх неразумия с точки зрения складской логистики. Так делать не надо, — говорит эксперт.

Лобанов рекомендует сделать полный набор зон:

  • Зона ПОЭ (приемо-отгрузочной экспедиции);
  • Зона хранения;
  • Зона отбора в заказы;
  • Зона хранения отборов заказов;
  • Зона маркировки отборов заказов;
  • Зона контроля отборов заказов;
  • Зона комплектации заказов;
  • Зона хранения заказов готовых к отгрузке;
  • Зона возвратов;
  • Зона брака.

Зонирование по ВГХ (весогабаритным характеристикам):

  • Зона хранения и отбора «мелкоштучки»;
  • Зона полочного штучно-коробочного хранения и отбора (мезонин);
  • Зона габаритного лёгкого товара;
  • Зона габаритного тяжёлого товара;
  • Зона НЕ габаритного товара.

В технологии складов большую роль играет стратегия.

Складские стратегии. Правила работы:

  • Стратегия планирования работы склада;
  • Стратегия выгрузки товара;
  • Стратегия сортировки перед приемкой;
  • Стратегия приемки;
  • Стратегия размещения товара;
  • Стратегия хранения, уплотнения, инвентаризации;
  • Стратегия отбора товара в заказы;
  • Стратегия комплектации заказов;
  • Стратегия контроля, маркировки и упаковки;
  • Стратегия отгрузки и загрузки товара.

Минимум складских технологий:

  • Обеспечить учет на складе;
  • Внедрить учет товара по ВГХ;
  • Внедрить ш/код (цифровизация);
  • Внедрить адресную систему хранения и отбора;
  • Разработать и внедрить КПЭ;
  • Описать технологию работы склада;
  • Разработать оптимальную планировку;
  • Механизировать работу сотрудников склада;
  • Разработать систему нормирования;
  • Внедрить систему мотивации.

Основные статьи бюджета склада:



  • ФОТ – 40–45% от бюджета склада;
  • Аренда – 20–25% от бюджета склада;
  • Остальные затраты – 30–40% от бюджета склада.

Вывод: основные усилия оптимизации склада должны быть направлены на повышение производительности труда в бизнес-процессах и повышение утилизации — коэффициента использования складского объема.

Бережливая логистика склада:



  • Простои – 30–40% времени нахождения сотрудника склада в рабочей зоне;
  • Непроизводительные операции – 50% времени от момента получения задания до момента его выполнения;
  • Только 20–25% времени сотрудник склада выполняет свою функцию/роль.

Вывод: основные усилия оптимизации склада должны быть направлены на борьбу с потерями рабочего времени применяя технологию 5c «бережливого производства».

60–80% трудоемкости работы всего склада составляет процесс комплектации заказов:

  • Движение по маршруту сборки — 50% трудоемкости сборки заказов (30–40% от ФОТ, 20% от бюджета склада);
  • Отбор в ТЕ — 25% трудоемкости сборки заказов;
  • Идентификация товара — 25% трудоемкости сборки заказов.

Вывод: основные оптимизации склада должны быть направлены на процесс сборки заказов.

— Что мы должны с вами сказать о комплектации товаров: какая она бывает. Где товар — к человеку — это конвейеры. Может быть, в 10% складов у нас есть конвейеры, роботы. В основном, конечно, человек двигает товар. Я бы выделил три основные эффективные технологии: «волновая» комплектация, одновременный подбор по одному заказу несколькими сборщиками, одновременный подбор по нескольким заказам (кластерный). Последняя — наиболее востребованная технология.

Предпродажная подготовка товара на складе:



  • Требования «Сетей»;
  • Необходимость организации отдельного участка с большим уровнем ручного труда и высокой трудоемкостью работ;
  • Дополнительный контроль качества;
  • Сортировка;
  • Маркировка, стикеровка;
  • Упаковка;
  • Комплектация «наборов»;
  • Производственные операции;
  • Собственные марки, рекламные акции.

Также спикер затронул и тему возвратной логистики. Он поделился, что сейчас на складах выделяется отдельное направление по возврату.

Масштабы возвратной логистики в общемировом масштабе огромны. Затраты на возвратную логистику составляют 4–6% общих логистических издержек. Конечно же, большую часть возврата продукции инициируют потребители. Если проанализировать данные из различных мировых источников, то можно вывести средний процент возврата потребителями своих покупок. Он составляет 7%.

Для некоторых отраслей процент возврата продукции может составлять:

  • Книжная продукция — 10–15%;
  • Компьютеры и комплектующие — 10–18%;
  • Одежда — 30–40%;
  • Продукция массового потребления — 5–15%;
  • Товары, купленные через Интернет — 20–80%.

Из этих цифр вывод можно сделать только один – возвратная логистика является важной функцией цепи поставок и требует к себе особого отношения со стороны компании и ее логистического менеджмента.

На самом деле, автоматизация — не единственный способ решения складских задач.


Здесь можно пойти несколькими путями.


Во-первых, проанализировать работу склада с логистической точки зрения и что-то изменить, например, в схеме расположения стеллажей, в логике размещения товара, в организации складского технологического процесса.


Во-вторых, упростить работу склада за счет не связанных напрямую с внутренней логистикой склада организационных мер или с помощью модернизации корпоративной информационной системы (КИС). Например, упорядочить поток заявок на склад от менеджеров по продажам, сделав работу склада более равномерной. Или включить в КИС реквизиты авторизации выполнения складских операций для укрупненного анализа и контроля загруженности персонала.


В-третьих, обратиться и к услугам автоматизации.

WMS-решения, представленные на рынке СНГ, можно условно разделить на:

  • стандартные «коробочные системы», ориентированные главным образом на небольшие и средние компании: небольшие оптовые склады, распределительные центры и коммерческие склады, не оказывающие дополнительные услуги;
  • заказные системы, которые обычно внедряются на крупных складских комплексах со сложной технологией выполнения операций (основная цель внедрения систем данного класса заключается в необходимости учета специфических особенностей деятельности клиента);
  • адаптируемые системы, ориентированные на средние и крупные предприятия со складами со сложным технологическим процессом, основанном на стандартных складских функциях.

Решаемые задачи:

  • приемка товаров и материалов;
  • складирование;
  • автоматизация единовременной приемки и отгрузки товаров;
  • гибкое управление заказами и группами заказов;
  • пополнение заказов;
  • комплектация заказов;
  • погрузка;
  • управление запасами;
  • управление заданиями персоналу;
  • планирование работы распределительного центра;
  • управление контейнерами;
  • управление хранением и производственными мощностями;
  • управление человеческими ресурсами.

Качество внедрения WMS системы можно оценивать по трем критериям.
Успешное внедрение 5–7%:

  • Внедрение прошло в планируемые сроки 6 месяцев +/- 20%;
  • Внедрение прошло в планируемом бюджете +/- 20%;
  • Внедрение прошло по планируемому функционалу по ТЗ.

Удовлетворительное внедрение, если по данным критериям есть превышение, но система работает 25–30%.

Провальное неудачное внедрение, если WMS не запущена: 50%.

Фулфилмент (fulfillment, англ. «воплощение заказа») — это комплекс логистических услуг, которые выполняются на аутсорсе.

Маркетплейс — это торговая площадка, которая продает товары и услуги разных продавцов через интернет.

Маркетплейс — FBO. Фулфилмент на стороне самого маркетплейса. В этой схеме продавец поставляет свою продукцию на склад платформы после соответствующей требованиям маркировки и упаковки, управляет ценовой политикой и продвижением.

Маркетплейс — FBS. Фулфилмент на стороне самого маркетплейса. В этой схеме продавец поставляет свою продукцию на склад платформы после соответствующей требованиям маркировки и упаковки, управляет ценовой политикой и продвижением.

Читайте также

Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка