Седельный тягач: на стыке эффективности и высоких технологий

Седельный тягач: на стыке эффективности и высоких технологий
Седельный тягач: на стыке эффективности и высоких технологий

Автоматизация, электрические и гибридные двигатели, системы управления и контроля — инновации грузового автомобилестроения, которые у всех на слуху. Но тягач прежде всего должен быть эффективным и надежным. Поэтому производители работают над снижением эксплуатационных расходов, увеличением грузоподъемности и эргономичностью кабины (рабочего места водителя).

Дизель vs электричество

Начнем с самого главного. Несмотря на многочисленные попытки создать грузовик с электродвигателем как продукт массового производства, пока большинство тягачей в мире остаются дизельными. Конечно, ведущие автоконцерны разрабатывают электрические седельные тягачи, предвещая новую эру в грузовых перевозках.

Основная проблема — в отсутствии аккумулятора такой емкости, чтобы груженая фура могла проходить в день достаточное расстояние без подзарядки. Иначе перевозка теряет рентабельность. Особенно это актуально для России с ее длинными дорожными перегонами, порой совершенно лишенными инфраструктуры.

Дело в том, что для грузового транспорта тяговые аккумуляторы в качестве источника энергии не подходят из-за их больших массы и габаритов, которые снижают полезную нагрузку. Время зарядки тоже имеет значение, сокращая ежесуточный пробег автомобиля.

Например, Mercedes-Benz в прошлом году показал электрический грузовик eActros 600, который может проезжать до 1000 км с одной подзарядкой. Но пока это предсерийный вариант электрического магистрального тягача с полуприцепом. Для сравнения: два топливных бака общей емкостью 840 л седельного тягача «Валдай 45» обеспечивают запас хода до 3 000 км.

На встрече в феврале 2024 года с рабочими в челябинском индустриальном парке «Станкомаш» президент России Владимир Путин подчеркнул, что батареи новейшего троллейбуса холдинга «Синара — Транспортные Машины» требуют доработки. Но это справедливо и для электротягачей. А пока логистика, торговля, промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг продолжают эксплуатировать предсказуемые дизельные тягачи.

Снижение снаряженной массы

Это еще одна задача, над которой работают автопроизводители разных стран. Что вполне объяснимо: чем меньше этот показатель, тем больше груза может перевезти автопоезд. Сама же грузоподъемность не может вырасти выше определенных пределов, ведь на законодательном уровне установлен целый ряд массогабаритных ограничений к большегрузному транспорту. В частности, строго лимитированы допустимая нагрузка на оси и полная масса автопоезда, которая складывается из собственной массы тягача с прицепом и веса груза. В итоге снаряженная масса влияет на эффективность перевозки, а это основной показатель для транспортных компаний. Например, российский тягач «Валдай 45» без груза весит всего 8 040 кг — при допустимой полной массе 18 тонн. А это значит, что нагрузка на седло у него достигает 10 тонн, что больше, чем у многих конкурентов. Причем благодаря сбалансированной геометрии и оптимальной развесовке высокая грузоподъемность обеспечивается без риска перегруза ведущей оси. Кроме того, «Валдай 45» по своим геометрическим параметрам совместим с большинством полуприцепов. Это увеличивает возможности его использования для любого вида грузоперевозок.

Адаптация к климатическим условиям

Россия — страна с разнообразным климатом, но большая ее часть все-таки находится в холодных климатических зонах. Например, зима 2023/2024 оказалась аномально морозной во многих регионах. По данным Росгидромета, средняя температура воздуха в январе 2024 года была на 8–12 градусов ниже нормы. Поэтому большое значение имеет адаптация тягачей к работе в условиях низких температур.

Представители отрасли даже считают необходимым разработать и ввести «российский пакет» в комплектации автомобилей. Это комплекс технологических решений, позволяющих автомобилю эффективно работать в морозы, таких как обогрев топливной системы (топливозаборника, топливной магистрали и фильтра грубой очистки топлива), предпусковой подогрев впускного коллектора, утепление кабины и установка в ней дополнительных систем отопления, например 4-киловаттного автономного отопителя, как у «Валдая 45». В результате двигатель тягача прогревается быстрее, машина на ходу не глохнет при низких температурах из-за замерзшего топлива или масла, а водителю тепло в кабине даже в сильные морозы.

В 2024 году вступят в силу новые законодательные инициативы, затрагивающие сферу логистики. Среди них — продление запрета на перевозку грузов по территории России для транспортных средств из стран, недружественных России. Важным нововведением станет административная ответственность за нелегальные перевозки, предусматривающая штрафы как для физических, так и для юридических лиц.


Читайте подробнее на Campus.

Комфорт для водителя

Кстати, комфорт для водителя — это не роскошь. Каким бы эффективным и технологичным ни был тягач, пока фура не может перевозить грузы без участия водителя. Даже в эксперименте на трассе М-11 «Нева» в кабине беспилотных автомобилей находится человек. И это определяет еще одно направление работы инженерной мысли при разработке новых моделей тягачей. Так, европейские автоконцерны стремятся улучшить эргономические свойства кабин грузового транспорта. Например, серию грузовых машин ХD от DAF отличают экономичность и комфортные условия для водителей. В числе прочего кабины грузовиков оснащены увеличенным ветровым стеклом и большими боковыми окнами, которые улучшают обзор.

По этому пути идут и отечественные автопроизводители. В новой линейке седельных тягачей «Валдай» (пока выпускается первый в серии — «Валдай 45») предусмотрены высокая просторная кабина (внутренняя высота 190 см) с ровным полом, комфортное кресло водителя, регулируемое по 10 параметрам, два спальных места (размеры нижнего — 2,3 х 0,88 м) и климат-контроль. Также под нижним спальным местом есть выдвижная полка с холодильником, а над ветровым стеклом — полки для вещей. На крыше расположены люк с антимоскитной сеткой и два светильника.

Топливная экономичность

Снижение эксплуатационных расходов — важное преимущество для тягача. В первую очередь, это экономия топлива. На него работают такие технологические решения, как обтекаемая форма кабины, эффективный двигатель и низкие потери в силовой линии (коробка передач, карданная передача, задний мост).

Все элементы постоянно совершенствуются. В результате седельные тягачи становятся всё более экономичными. Например, у Scania R540 Highline средний расход топлива составляет в среднем 25,14 л/100 км при средней скорости 80 км/ч; у Volvo FH460 — 22,7 л/100 км.

У «Валдая 45» экономию топлива обеспечивает дизельный двигатель Евро-5 мощностью 470 л. с. с системой впрыска XPI, продуманная аэродинамика (форма кабины обеспечивает низкий коэффициент аэродинамического сопротивления) и специальное программное обеспечение 12-ступенчатой роботизированной коробки передач, гарантирующей топливную экономичность.

Безопасность

Не меньше внимания, чем эффективности, автопроизводители уделяют системе управления тягачами, в том числе в критической ситуации. Must have современного тягача — электронная система курсовой устойчивости (ESP). Она снижает риск заноса или опрокидывания.

Блок управления системы получает информацию с датчиков и производит оценку дорожной ситуации несколько раз в секунду. Если возникает вероятность опрокидывания и нештатного поведения грузового автомобиля, ESP уменьшает крутящий момент двигателя или выборочно замедляет вращение колес. В результате снижается скорость движения, и автопоезд выравнивается. Помимо системы ESP, затормозить многотонный автопоезд помогает вспомогательный тормоз. Например, у «Валдая 45» его мощность составляет 295 кВт.

Защиту водителя в случае ДТП обеспечивает конструкция кабины, а избежать аварии помогает большая площадь остекления и продуманная система зеркал: хороший обзор без слепых зон и удобство при маневрировании.

Еще один прием для улучшения обзора — установка аэродинамического обвеса. Он защищает от загрязнения фары, стекла, зеркала и двери во время движения. Это, кстати, позволяет реже загонять автомобиль на мойку, что снижает эксплуатационные расходы.

Сервисное обслуживание

Снизить расходы на эксплуатацию автомобиля можно также за счет более редкого обслуживания, увеличенной гарантии без ограничения пробега и функции самодиагностики. Например, трехлетняя гарантия при неограниченном пробеге на «Валдай 45» защищает владельца от затрат на ремонт основной части узлов и агрегатов автомобиля. А функция самодиагностики и отображения кода ошибок на приборной панели позволяет быстро реагировать на неисправности, даже в пути.

Важный момент — доступность ремонта в различных регионах России. Преимущество отечественного производителя — в возможности исправить поломку в том же регионе, где она произошла, в рамках сервисного контракта. На территории РФ и СНГ расположены более 300 сервисных центров, где «Валдай 45» отремонтируют профессионально, в короткие сроки, так как не придется ждать доставки запчастей или комплектующих, по гарантированной цене и на единых условиях обслуживания от производителя.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка