Представитель агентства «АВТОСТАТ» назвал самый популярный легкий коммерческий автомобиль
20.03.2024 80 просмотров
Рынок коммерческих автомобилей динамически развивается. Если вы решили начать собственный бизнес и не знаете, какой автомобиль подобрать, или стоите перед выбором обновить имеющийся парк компании сейчас или чуть позже, стоит ознакомиться с основными его тенденциями. Это позволит спрогнозировать изменение цен, а также выявить наиболее востребованные модели. Консалтингово-образовательный проект GAZ CAMPUS пригласил исполнительного директора аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергея Удалова для оценки состояния и прогнозирования развития LCV рынка в России.
Развитие рынка легковых коммерческих автомобилей
Для оценки текущего состояния рынка рекомендуется рассмотреть процесс его развития в течение долгосрочного периода. Пика своего развития он достиг в 2012-2013 годах, в этот период уровень продаж легких коммерческих автомобилей достиг 165,7 тыс. единиц. В 2015 году произошло существенное падение на 34%, уровень продаж составил 93 тыс. единиц. В течение последних 6 лет наблюдается плавный стабильный прирост. Он же ожидается и в 2022 году. Базовая оценка развития рынка прогнозирует рост в 1%, при оптимистическом сценарии он составит 5%.
Доля юридических лиц среди общего количества заключаемых сделок по купле-продаже автомобилей составляла примерно 69%. Однако в 2021 году их количество несколько выросло – до 71%. Причиной этого, по мнению спикера Сергея Удалова, стало развитие электронной коммерции, каршеринга. Именно эти довольно новые сектора экономики и обеспечили в 2020 году прирост рынка коммерческих легковых автомобилей.
Марочная и модельная структура рынка
По маркам на рынке легковых коммерческих автомобилей лидирующие позиции занимает отечественный производитель ГАЗ. На его долю в 2020-2021 годах пришлось 44% от общего объема рынка. Уровень роста продаж был даже выше, чем в целом прирост по рынку. На втором месте среди марок находится Ford. Его доля на рынке составляет 14%. Однако за период 2020-2021 года марка показала на рынке высокий рост – 48%. Автопроизводитель УАЗ занимает третье место на рынке, его доля составляет 12%. Однако прирост в 2020-2021 годах был не так велик, он составил 21%. Наилучший уровень прироста объема продаж в этот период показала марка Peugeot, он составил 105%. Однако в общем по рынку на ее долю приходится лишь 5%.
Если говорить о моделях, то в пятерку наиболее популярных легковых коммерческих автомобилей вошли:
GAZ GAZelle Next – доля на рынке равна 24%, прирост в 2020-2021 году составил 39%;
Ford Transit - доля на рынке равна 14%, прирост в 2020-2021 году составил 49%;
GAZ 3302 - доля на рынке равна 10%, прирост в 2020-2021 году составил 41%;
LADA Largus VU - доля на рынке равна 9%, прирост в 2020-2021 году составил 23%;
UAZ 3909 - доля на рынке равна 5%, прирост в 2020-2021 году составил 4%.
Если рассматривать рынок LCV по типам кузовов и надстроек, то наиболее популярными являются цельнометаллические фургоны, на них приходится до 28% рынка. Уровень продаж автомобилей в этом кузове в 2020-2021 году вырос на 57%. Объясняется это тем, что он лучше всего подходит для развоза небольших партий грузов и активно применяется в сфере e-commerce.
Текущая структура парка легковых автомобилей
На июль 2021 года объем парка легковых коммерческий автомобилей, по оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ», насчитывал 4,18 млн автомобилей. Возраст машин распределяется следующим образом:
На автомобили старше 15 лет приходится самая большая доля – 47%;
Модели возрастом 8-15 лет – 34%;
Автомобили возрастом 4-7 лет – 10%;
Доля авто младше 3 лет составляет всего 8%.
Средний возраст парка легковых коммерческих автомобилей – 15,9 лет. Общий объем иномарок равен 38%. Основная доля приходится на отечественные автомобили, на GAZ приходится 41,6%, на UAZ – 15,3%.
Большая часть действующего парка приходится на цельнометаллические фургоны (их доля составляет 27%). На бортовые автомобили и шасси приходится 26%, на микроавтобусы – 25%.
Самыми крупными держателями парка в России являются компании «Почта России», РЖД, «РОСТЕЛЕКОМ», Сбербанк, «РОСИНКАС». При этом у многих даже крупных компаний значительная доля приходится на довольно старые автомобили, которые в ближайшем будущем потребуют замены.
Таким образом, сложившаяся ситуация, а также структура парка позволяет прогнозировать в будущем рост рынка легкового коммерческого автотранспорта. Развитие сферы e-commerce позволяет прогнозировать значительный прирост уровня продаж в будущем.