Развитие городов через инвестиции в городскую мобильность

Развитие городов через инвестиции в городскую мобильность
Развитие городов через инвестиции в городскую мобильность

Городской транспорт важен, так как он обеспечивает доступ к рабочим местам, заведениям образования, здравоохранения и другим необходимым услугам. Всемирный банк поддерживает страны, инвестируя в проекты общественного транспорта. С 2012 года завершено 12 проектов метрополитена и автобусного скоростного транспорта (BRT), от которых получили пользу более 20 млн человек. Среди преимуществ этих проектов: снижение заторов, уменьшение времени и затрат на поездки, улучшение доступа к рабочим местам и услугам, социальная инклюзия, а также сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) и местного загрязнения воздуха. Campus публикует перевод отчета Всемирного банка об этих проектах.

Проблема

Развивающиеся страны сталкиваются с проблемами финансирования, строительства и управления городскими транспортными системами, что затрудняет достижение нескольких целей устойчивого развития (ЦУР). Без надежных и устойчивых транспортных систем молодые люди не могут посещать учебные заведения (ЦУР 4), женщины не имеют доступ к возможностям трудоустройства и самореализации (ЦУР 5), около 1,19 млн человек ежегодно гибнут или получают инвалидность в ДТП (ЦУР 3.6), а выбросы ПГ продолжают расти (ЦУР 13).

В развивающихся городах заторы и выбросы стремительно увеличиваются из-за роста использования частных автомобилей и мотоциклов. Загрязнение воздуха вызывает 7 млн преждевременных смертей ежегодно, в основном в развивающихся странах. В крупных городах менее 20% рабочих мест доступны в пределах одного часа пути на доступном транспорте из-за заторов и неэффективного общественного транспорта. Это особенно сильно влияет на низкооплачиваемых работников, которые часто тратят более трех часов в день на поездки и более 15% своего дохода на транспорт.

Подход

Проекты городского транспорта, поддерживаемые Всемирным банком, направлены на решение вышеуказанных проблем через инвестиции в транспортную инфраструктуру и услуги, поддержку политики и развитие институтов. Проекты адаптируются к демографическим, пространственным и экономическим изменениям, учитывая специфический контекст каждого города или страны. Всемирный банк поддерживает крупные проекты, такие как метрополитен, BRT и другие качественные системы общественного транспорта.

Они также включают системы управления движением, ориентированные на людей, и создание объектов для пешеходов и велосипедистов, которые быстрее строить и внедрять и которые более экономичны. Проекты разрабатываются с учетом социальной инклюзии, таких как универсальные функции доступности и гендерно-информированный дизайн. Операции массового транспорта нацелены на привлечение значительного частного финансирования и инвестиций в современные транспортные средства, оборудование и услуги, эксплуатацию и обслуживание. Внедряются новые технологии, такие как электромобильность и электронные платежные системы, когда это возможно.

Результаты

За последнее десятилетие Всемирный банк поддержал 28 проектов городского транспорта в 18 странах. Эти проекты были реализованы в таких городах, как Богота (Колумбия), Дакар (Сенегал), Сан-Паулу (Бразилия), а также в нескольких городах Китая и Индии. Более 20 млн человек получили пользу от 12 завершенных проектов BRT и метрополитена за последние 10 лет.

Основные результаты проектов Всемирного банка включают следующее:

 

  • Сокращение времени и затрат на поездки. Типичный проект массового транспорта может приносить пользу сотням тысяч пользователей ежедневно, а также людям, живущим в окрестностях улучшенных районов.
  • Бразилия (Сан-Паулу, метро линия 5). Сокращение времени поездок на 50%, перевозка 500 000 пассажиров ежедневно.
  • Нигерия (Лагос, проект Lagos Urban Transport Project 2). Снижение стоимости общественного транспорта на 30% для 200 000 пассажиров ежедневно.
  • Перу (система Metropolitano BRT). Перевозка более 700 000 человек в день, сокращение времени поездок на 34%.
  • Танзания (Дар-эс-Салам, проект Tanzania Dar es Salaam Urban Transport Improvement Project). Сокращение времени поездок на 50%, создание доступной и устойчивой транспортной системы.

 

Проекты Всемирного банка также привели к улучшению доступности и инклюзии. Сокращение заторов и улучшение общественного транспорта в 12 завершенных проектах позволили сделать доступными более 1,5 млн рабочих мест в пределах одного часа пути. Общественный транспорт чаще всего используют бедные и другие уязвимые группы населения, поэтому преимущества этих инвестиций приносят пользу именно этим пользователям. Например, из более чем 500 000 человек, ежедневно пользующихся линией метро 5 в Сан-Паулу, 56% — женщины, а 58% — из малообеспеченных семей.

Проекты Всемирного банка помогают снизить выбросы парниковых газов и других загрязнителей:

 

  • Бразилия (Сан-Паулу, линии метро 4 и 5). Снижение выбросов на 122 000 тонн в эквиваленте углекислого газа ежегодно.
  • Сенегал (Дакар, линия BRT). Сокращение выбросов на 1,2 млн тонн углекислого газа в эквиваленте за срок службы проекта.
  • Эквадор (Кито, линия метро 1). Снижение выбросов на 67 000 тонн углекислого газа в эквиваленте, экономия $50 млн на топливе ежегодно.

 

Городские транспортные проекты повышают безопасность мобильности. Общественный транспорт статистически безопаснее других видов дорожного транспорта. Например, с внедрением системы Metropolitano BRT в Лиме, Перу, серьезные дорожно-транспортные происшествия сократились на 54%.

Наконец, проекты Всемирного банка также помогают мобилизовать значительный частный капитал, что делает эти операции более устойчивыми и расширяет их влияние. Около $3,6 млрд частного капитала привлекается из девяти проектов массового транспорта Всемирного банка. Один из примеров мобилизации частного капитала — проект Dakar BRT в Сенегале, который, как ожидается, привлечет $144 млн частных инвестиций.

Что происходит в России?

Серьезная модернизация общественного транспорта прошла в 2023 году и в регионах России. 12 регионов получили 567 новых единиц городского пассажирского транспорта — современные автобусы марок ПАЗ, Волгабас, ЛИАЗ, а также трамваи и электробусы. Абсолютным лидером по итогам года стал Павловский автобусный завод, на него пришлось 39% российского рынка автобусов — на 17% больше, чем в 2022 году. Обновленный транспорт начал работать в Оренбургской, Нижегородской, Волгоградской, Амурской, Ростовской, Новосибирской, Калужской, Мурманской областях, Ставропольском и Пермском краях, Республике Башкортостан и Чеченской Республике. Из новинок выделяется CITYMAX 9 — современный низкопольный городской автобус среднего класса. Он вмещает до 84 пассажиров и имеет места для размещения детских и инвалидных колясок. В автобусе предусмотрено до 28 посадочных мест, что на 25% больше, чем у других моделей аналогичного класса. Расширенные дверные проемы увеличивают скорость посадки и высадки пассажиров. Высота уровня пола составляет 250 мм — это позволяет входить в автобус в один шаг, а самая большая площадь низкого пола в своем классе облегчает перемещение пассажиров по салону. Увеличенная до 60% площадь остекления дает великолепный обзор для водителя и пассажиров.

Директор по продажам пассажирского транспорта ГК «Современные транспортные технологии» Валерий Каленов отмечает: «Меры государственной поддержки стимулируют обновление подвижного парка общественного транспорта в регионах России. Это повышает качество и безопасность перевозок на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Низкий уровень пола автобусов обеспечивает доступность для всех категорий граждан, включая маломобильные группы населения. Кондиционеры в автобусах создают комфортный микроклимат, а системы видеофиксации обеспечивают безопасность. Системы информирования помогают пассажирам ориентироваться в маршрутах и интервалах движения. Государственная поддержка позволяет регионам переходить на новейшие модели отечественного производства, такие как Ситимакс 9. Эти автобусы имеют большие зоны остекления для обзора и удобную компоновку салона с двухстворчатыми дверями, что ускоряет посадку и высадку пассажиров. Современный дизайн автобусов улучшает облик наших городов, делая общественный транспорт их визитной карточкой».

В Нижнем Новгороде и Курске, которые участвуют во всех доступных федеральных программах, активно обновляется транспортный парк. В 2023 году поставлено 1658 транспортных средств, из которых 567 переданы в 12 регионов. В Астраханской области обновлено более 70% подвижного состава, а в Волгоградскую область поступают 50 новых автобусов для работы на маршрутах.

Объем федеральной поддержки транспорта на 2023–2025 годы составляет около 260 млрд рублей, что почти в 4 раза больше предыдущего периода. Введен механизм специальных казначейских кредитов для поддержки малых городов и сельских территорий. Также особое внимание уделяется транспортной интеграции новых регионов, для которых в 2023 году запланирована передача более 600 автобусов различных классов.

Наталья Плетникова

Валерий Каленов

Директор по продажам пассажирского транспорта ГК «Современные транспортные технологии»

«Меры государственной поддержки стимулируют обновление подвижного парка общественного транспорта в регионах России. Это повышает качество и безопасность перевозок на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Низкий уровень пола автобусов обеспечивает доступность для всех категорий граждан, включая маломобильные группы населения. Кондиционеры в автобусах создают комфортный микроклимат, а системы видеофиксации обеспечивают безопасность. Системы информирования помогают пассажирам ориентироваться в маршрутах и интервалах движения. Государственная поддержка позволяет регионам переходить на новейшие модели отечественного производства, такие как Ситимакс 9. Эти автобусы имеют большие зоны остекления для обзора и удобную компоновку салона с двухстворчатыми дверями, что ускоряет посадку и высадку пассажиров. Современный дизайн автобусов улучшает облик наших городов, делая общественный транспорт их визитной карточкой».

В Нижнем Новгороде и Курске, которые участвуют во всех доступных федеральных программах, активно обновляется транспортный парк. В 2023 году поставлено 1658 транспортных средств, из которых 567 переданы в 12 регионов. В Астраханской области обновлено более 70% подвижного состава, а в Волгоградскую область поступают 50 новых автобусов для работы на маршрутах.

Объем федеральной поддержки транспорта на 2023–2025 годы составляет около 260 млрд рублей, что почти в 4 раза больше предыдущего периода. Введен механизм специальных казначейских кредитов для поддержки малых городов и сельских территорий. Также особое внимание уделяется транспортной интеграции новых регионов, для которых в 2023 году запланирована передача более 600 автобусов различных классов.

Взгляд в будущее

Поддержка городского транспорта Всемирным банком приносит значительные выгоды для стран-клиентов, что вызывает высокий спрос со стороны крупных и средних городов. В целом этот портфель растет и имеет потенциал для масштабирования, включая уроки из предыдущих проектов, задокументированных в «Руководстве по развитию городского рельсового транспорта» и «Синопсисе проектов, финансируемых Всемирным банком BRT».

Будущие проекты городского транспорта могут принять более программный подход с более стандартизированными инструментами и успешными проектами, которые легче воспроизводить в других местах. Всемирный банк продолжит поддерживать финансовую и техническую помощь для программ городского транспорта в нескольких странах через различные тренинги, мероприятия по наращиванию потенциала, а также через сети обмена знаниями с правительствами и партнерами. Флагманская программа по наращиванию потенциала Всемирного банка «Лидеры в планировании городского транспорта» (LUTP) уже обучила более 2 300 клиентов из более чем 100 стран в 70+ глобальных и региональных семинарах с 2011 года.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка