Сила тока: правительство планирует расширить условия льготного лизинга для ряда коммерческих автомобилей

Сила тока: правительство планирует расширить условия льготного лизинга для ряда коммерческих автомобилей
Сила тока: правительство планирует расширить условия льготного лизинга для ряда коммерческих автомобилей

В Минпромторге обсуждают увеличение скидки по программе льготного лизинга до 2 млн рублей для электрических легких и среднетоннажных грузовиков и автобусов. Сейчас дисконт для электромобилей российского производства составляет 35%, но не более 925 тысяч рублей. Расширение льготных условий должно привести к росту изготовленных в России транспортных средств данного типа, уверены эксперты.

 

Минпромторг РФ планирует увеличить скидку по программе льготного лизинга для электрических легких и среднетоннажных грузовиков и автобусов. Если предложение получит поддержку правительства, то максимальный дисконт составит 2 млн рублей. Об этом в ходе круглого стола в Совете Федерации рассказал временно исполняющий обязанности директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного транспорта Минпромторга РФ Алексей Цылев.

«Сейчас в Минпромторге по поручению Андрея Рэмовича Белоусова находится в проработке вопрос по увеличению размера предельной скидки в рамках нашей меры по увеличению спроса: льготный лизинг до 2 млн рублей в отношении электрических транспортных средств категорий N1, N2 и M2. Это легкие грузовики, среднетоннажные грузовики и автобусы категории M2», — сказал Алексей Цылев.

Отметим, что на текущий момент с помощью программы бизнес может сэкономить до 35% стоимости автомобиля, но не более 925 тысяч рублей. Акция распространяется на электрокары российского производства. Получить субсидию могут все предприятия, которые зарегистрированы в России. При этом количество договоров по лизингу неограниченно. В рамках программы государством субсидируется авансовый платеж по договору.

Эта мера, безусловно, будет стимулировать спрос на эти транспортные средства и должна ускорить электрификацию коммерческого транспорта в России. Такое мнение в беседе высказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, электромобили имеют ряд преимуществ перед автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, в том числе более низкие эксплуатационные расходы, меньшие выбросы вредных веществ и более тихую работу.

«Однако их высокая стоимость — основное препятствие для их широкого распространения. Потому повышение скидки по программе льготного лизинга сделает электромобили более доступными для российских потребителей и предприятий, что может привести к увеличению спроса на эти транспортные средства и помочь преодолеть экологический кризис», — подчеркнул эксперт.

Переход на отечественный ток

По данным агентства «Автостат», в России в период с января по апрель 2024 года было зарегистрировано свыше 8,7 тысячи электромобилей, что более чем втрое превышает аналогичный показатель 2023 года. По данным на май текущего года, в среднем по стране колесят около 50 тысяч электрокаров. Как полагают аналитики консалтинговой компании Strategy Partners, спрос на такие автомобили в ближайшее десятилетие будет прибавлять по 38% ежегодно. В результате уже к 2033 году количество электромашин в России может достигнуть 340 тысяч единиц.

Покупка авто на токе дает его владельцу ряд дополнительных льгот. До конца 2024 года водители могут проезжать по платным федеральным трассам страны бесплатно. Более того, в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге им не нужно платить за парковку.

«Преимущества электрических автомобилей в том, что они имеют более низкие эксплуатационные расходы, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания, поскольку электричество дешевле бензина и дизельного топлива. Кроме того, электромобили не требуют замены масла и других регулярных технических обслуживаний, связанных с двигателями внутреннего сгорания», — отмечает Деев.

Одним из локомотивов перехода на «электрички» может стать логистический бизнес. Уже сегодня крупные транспортные компании тестируют их в региональных и дальнемагистральных перевозках. Например, продуктовый ретейлер «Магнит» уже протестировал доставку товаров из распределительного центра по розничным магазинам на электрогрузовиках. Впрочем, потенциал использования электрокаров в логистике может быть гораздо шире, если учитывать мировой опыт. Так, Amazon начал использовать грузовые фургоны на электрическом токе для доставки своих товаров потребителям еще в 2021 году, а в весной 2024-го заявил о создании парка полностью электрических тяжелых грузовиков.

Постепенно переходит на электричество и общественный транспорт.

Наиболее яркий пример — электробусный парк в Москве, который насчитывает 1,5 тысячи штук. При этом по столице курсируют не только большие электробусы, но и их собратья малого класса. В мае прошлого года по одному из маршрутов города власти запустили Газель e-City. Электрокар вмещает около 16 пассажиров, а прокатиться на нем можно на западе Москвы.

Другие российские города также стараются не отставать от тренда на «электрички». В 2023 году власти Ростова-на-Дону купили 20 электрических автобусов. На покупку ТС и строительство шести зарядных станций было потрачено 1,58 млрд рублей, но основную часть средств город получил в виде субсидии из федерального бюджета.

По итогам 2023 года доля произведенных на российских заводах электромобилей достигла 21%. Вместе с тем еще год назад показатель составлял всего 7%. Во многом позитивная динамика связана с активным импортозамещением в отрасли на фоне ухода иностранных игроков с рынка.

«В результате санкций эта ниша освободилась, и логично, что отечественные автоконцерны решили развиваться в данном направлении. Российские производители вкладывают значительные средства в разработку и производство электромобилей, поэтому доля наших авто в этом сегменте будет год от года расти. Не исключаю, что к 2030 году производителям удастся представить свои новинки и на международных площадках», — отметил Деев.

Сегодня производством коммерческого транспорта на токе занимаются сразу несколько крупных российских концернов. Например, КАМАЗ планирует к середине 2025 года выпустить линейку электромобилей, включая легкие и среднетоннажные грузовики, а также автобусы. Электрические проекты есть и у ГАЗа. В их числе — ГАЗель e‑NN — первый российский серийный коммерческий автомобиль на электротяге. Полная масса авто — 4,6 тонны, а грузоподъемность — до 2,5 тонны. Запас хода на одной зарядке составляет примерно 120 км, при этом в машине есть опция быстрой зарядки до 80% емкости за 30 минут.

Вместе с тем рост популярности электротранспорта пока сдерживает нехватка сопутствующей инфраструктуры. По данным сервиса 2Chargers, в 2023 году в России насчитывалось около 4,5 тысячи электрозаправок, из которых почти 780 имеют функцию быстрой зарядки. Установку таких станций частично финансирует государство, компенсируя до 60% стоимости зарядки и до 30% техприсоединения к электросети. В планах властей — нарастить число электрозаправок к 2030 году до 150 тысяч единиц. 

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка
Кейсы

Смена курса: как Amazon стал лидером рынка за счет внедрения инноваций в логистике

карточка
Повестка

Склад и шоурум в одном месте: что такое light industrial и почему он становится всё популярнее у бизнеса

карточка
Повестка

По своим маршрутам: в России запустят единую навигационную сеть для автотуристов

Как это поможет бизнесу

карточка
Повестка

Новые налоги: что изменится для логистики

карточка
Инструкции

Складская арифметика: как выгодно арендовать склад

карточка
Умные решения

Даркстор как логистическое плечо: как это работает

карточка
Инструкции

5 способов оптимизировать топливные расходы

карточка
Повестка

5 основных трендов в логистике в середине 2024 года

карточка
Умные решения

Самая-самая: популярная модель ГАЗ

карточка
Перевод

6 шагов к доверию: как бизнесу укрепить связь с клиентами

карточка
Перевод

Основные тенденции в сфере клиентского опыта в 2024 году: как удержать покупателя?

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка