От автомобиля до упаковки: подробный гайд транспортировки еды

От автомобиля до упаковки: подробный гайд транспортировки еды
От автомобиля до упаковки: подробный гайд транспортировки еды

От автомобиля до упаковки: подробный гайд транспортировки еды

Особенности транспортировки продуктов питания — важный вопрос для перевозчика, ведь нужно не только подобрать подходящий автомобиль, но и знать требования по упаковке продуктов, температурному режиму в кузове, санобработке и другим нюансам. Рассказываем о них подробнее.


Виды продуктов питания

Есть множество способов классификации продуктов для перевозки, один из самых важных — разделение на скоропортящиеся и нескоропортящиеся продукты.

Продукты долгого хранения. Это крупы, макароны, соль и сахар, консервы, соки, спиртные напитки, некоторые виды кондитерских изделий. Сроки хранения этой группы товаров могут составлять несколько месяцев, их можно не хранить в холодильнике. Срочности в доставке тоже нет.

Скоропортящиеся продукты. Ягоды, овощи и фрукты, мясо, рыба, молочные изделия, колбаса, сыр, масло и многие другие товары, полный перечень вы можете найти в списке от Минтранспорта РФ.


Температурный режим

Независимо от типа продуктов важно соблюдать правильный температурный режим в кузове, предусмотренный законодательством для каждого товара. Например, даже консервы нужно перевозить при правильной температуре: икру от –10 до –8 градусов, мясные консервы от 0 до 15 градусов, пресервы от –6 до 8 градусов. Как правило, эти данные можно найти на заводской упаковке.

Важно соблюдать не только минусовой, но и плюсовой терморежим, иначе продукты испортятся или потеряют свои свойства, отмечает заместитель директора по развитию транспортной компании «Скиф-Карго» Виктория Авгулевич-Дорошенко.

Скоропортящиеся товары по температурному режиму можно разделить на вентилируемые, охлаждаемые, охлажденные и замороженные. Для вентилируемых продуктов, например картофеля или бананов, кузов надо вентилировать, но соблюдение особых параметров влажности и температуры не требуется. Для охлаждаемых продуктов нужно поддерживать определенную температуру. А вот для охлажденных и замороженных продуктов, помимо правильной температуры, чаще всего нужно холодильное оборудование — рефрижераторы.

«Если это замороженные или охлажденные товары, то важен специальный режим хранения — в машине должен быть рефрижератор. Например, мы занимаемся замороженными продуктами, и температура должна быть не выше –12 градусов», — рассказывает основательница производства выпечки «Другой хлеб» Виктория Дудковская. По ее словам, дело не только в качестве: многие ретейлеры и магазины проверяют температуру при приемке, и если она оказывается выше, то они не принимают поставку — товар приходится возвращать на склад.

Кроме того, для рефрижераторов можно предусмотреть регистраторы температуры, чтобы видеть, как меняется показатель в течение определенного промежутка времени. «Часто возникают спорные ситуации. К примеру, если поставку вернули, и тогда водитель может возразить: “Нет, это вы отправили теплые продукты”», — рассказывает Виктория Дудковская.


Чистота и обработка

Важна санобработка — перед перевозкой любых продуктов транспорт должен быть вымыт и продезинфицирован, очищен от посторонних запахов. Кроме того, использовать один и тот же автомобиль для перевозки химических веществ и еды запрещено.

Заказчик (ретейлеры, магазин, кафе и другие) могут не пустить автомобиль без акта о санитарной обработке. В документе, в числе прочих данных, должны быть указаны место оформления, периодичность дезинфекции и дата последней санобработки, сведения об исполнителе дезинфекции и ее заказчике.

У грузчиков и водителей должны быть медкнижки, они обязаны проходить регулярные медосмотры.

«Если машина собственная, то нужно заниматься этими вопросами, изучать, нанимать даже компанию для обработки. Мы же передали логистику транспортной компании — теперь это полностью их ответственность. Если вы делегируете задачу подрядчику, то их водитель должен принимать доставку с терморегистратором», — поясняет владелица «Другого хлеба».


Упаковка товаров и маркировка

У каждого типа товара также есть требования по упаковке для перевозки. Например, замороженные мясо и рыбу заворачивают в пергамент или целлофан и помещают в ящики из гофрокартона, охлажденную рыбу перевозят в ящиках с дробленым льдом, сыры сперва заворачивают в пергамент, потом укладывают в дощатые ящики.

Важно и то, как размещают тары с продуктами. Любые пищевые товары важно жестко фиксировать в кузове, в том числе продукты долгосрочного хранения: стеклянные банки не должны биться при транспортировке, а на жестяных банках недопустимы царапины и вмятины.

«Чтобы не допустить хранения и перевозки с нарушением температурного режима, на каждый груз наносится специальная маркировка, — отмечает Виктория Авгулевич-Дорошенко. — На ней обозначается, как погружать и выгружать продукты, в каких условиях их перевозить. Например, “беречь от сырости”, “беречь от солнечных лучей”, “герметичная упаковка”. Для перевозки консервов есть ГОСТ, который регламентирует маркировку и упаковку».


Сроки доставки и хранение

Для скоропортящихся продуктов есть три категории срока: уставной, технологический и предельный. Уставной — по договоренности с заказчиком, технологический — срок годности продукта, предельный — это срок, когда для перевозчика наступает ответственность, если он опоздает с доставкой.

Для долгосрочных продуктов также есть требования по срокам. Так, мясные консервы можно перевозить не более 15 суток летом и не более 25 суток весной и осенью, молочные консервы — не более 25 суток летом и не более 30 — осенью и весной. Как и в других требованиях, важно изучать порядок действий для каждого товара отдельно.

«Кроме перевозки необходимо, чтобы транспортная компания предоставляла такие услуги, как межфилиальная перевозка и хранение с обязательным терморежимом для сохранения свойств продуктов. Контроль температуры на складах должен осуществляться круглосуточно, например с использованием Wi-Fi оборудования для постоянной передачи данных и мониторинга», — рассказывает Виктория Авгулевич-Дорошенко.


Какой автомобиль подойдет

  • Авторефрижератор — авто, в кузове которого холодильная установка поддерживает нужную температуру.
  • Ледники — в кузове автомобиля низкая температура поддерживает источник холода — например, настоящий или сухой лед.
  • Термосы — автомобиль, в кузове которого температура выше температуры окружающей среды.
  • Цистерны — такие автомобили используют для перевозки скоропортящихся жидкостей.

В рамках категории рефрижераторов для перевозки продукции, требующей специальных условий хранения и соблюдения разного температурного режима одновременно, отлично подойдет изотермический фургон «Валдай 8». Усиленная термоизоляция и холодильная установка позволяют поддерживать необходимую температуру от -20 °С до +12 °С внутри грузового отсека. Также можно рассмотреть модели «Газель Next» (грузоподъемность 1,5 тонны) и «Газель Бизнес» (грузоподъемность 1,5 тонны) с установленными рефрижераторами. Для транспортировки цистерн подойдут автомобили «Газель Next» и «Газон Next».

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Электротранспорт в 2024 году: цепочка поставок, сеть зарядки и рынок аккумуляторных материалов

карточка
Умные решения

Кто на новенького: каким топливом выгодно заменить бензин в коммерческом транспорте

карточка
Повестка

Куда едет логистика: тренды 2024 года

карточка
Перевод

Три тенденции в логистике электронной коммерции, которые меняют розничную торговлю прямо сейчас

карточка
Повестка

В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем

карточка
Повестка

Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход

карточка
Умные решения

Инфографика: Переход на роботизированную логистику склада

карточка
Повестка

Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам

карточка
Инструкции

Майские путешествия: как подготовить бизнес к наплыву туристов

карточка
Умные решения

Долго или дорого: платные трассы для логистики

карточка
Повестка

Какие дороги и развязки построят в Москве в 2024 году

карточка
Повестка

Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка