Строительство единого транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Строительство единого транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Строительство единого транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока.

России в наследство от СССР досталась довольно обширная дорожная сеть, которая соединяет между собой запад и восток страны. Впрочем, магистрали требуют постоянной реконструкции, ремонта и строительства новых дорог. Один из таких масштабных проектов — единый транспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока. Маршрут должен не только увеличить связность регионов, но и стимулировать развитие торговых и логистических отношений, а также привести к росту внутренних турпотоков. 

В послании Федеральному собранию Владимир Путин уделил особое внимание развитию транспортного комплекса. По его словам, сейчас в нормативное состояние уже приведено порядка 85% российских дорог в крупных агломерациях, и этого уровня власти будут придерживаться и в будущем. «В перспективе современный и безопасный маршрут пройдет через всю страну — до Владивостока», — подчеркнул президент. 

Впервые о едином транспортном коридоре «Россия», который свяжет западную и восточную части страны, российский лидер заявил на Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Ожидается, что скоростные трассы пройдут от Санкт-Петербурга через Сибирь и Дальний Восток и завершатся у берегов Тихого океана.

50 млн в зоне притяжения 

В рамках масштабного проекта уже есть построенные участки скоростных дорог. Среди них — трасса М-12 «Восток», движение по которой от Москвы до Арзамаса запустили в сентябре 2023 года. Длина дороги составила более 400 км, а время в пути для водителя от одного до другого пункта не превышает 3,5 часа. В декабре заработала вся магистраль от столицы до Казани, и теперь россияне могут добраться до центра Татарстана за 6,5 часа вместо 12 часов ранее. Впрочем, по М-12 можно доехать и до Московской, Владимирской, Нижегородской областей, а также до Чувашии. 

Как отметил вице-премьер Марат Хуснуллин, объект был построен в рекордно короткие сроки — всего за три года. Стоимость возведения шестиполосной трассы составила около 900 млрд рублей, а эксплуатация магистрали должна принести бюджету около 1,8 трлн рублей за следующие 20 лет. При этом грузоперевозки по данному направлению к 2030 году увеличатся до 50 млн тонн ежегодно. Запуск маршрута позволит дополнительно создать 85 тысяч рабочих мест, а в зоне притяжения только этого участка единого коридора живет свыше 50 млн россиян. Однако движение по маршруту платное. Так, проезд в один конец для легковушек обойдется в 4,5 тысячи рублей.

«Опыт платной трассы М-11 из Петербурга в Москву и магистралей М-2 и М-4, соединяющих столицу с Черноморским побережьем и Крымом, показывает, что россияне готовы платить за проезд по качественным дорогам с хорошим освещением и высоким скоростным лимитом. Если же говорить в целом об автомобильном коридоре “Россия”, то тут, вероятно, большая ставка будет сделана на связанность регионов как с центром, так и между собой», — подчеркнул в разговоре с Campus руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. 

80% грузов

Уже в текущем году будет достроена дорожная связка с Башкортостаном. Далее из республики доведут участок до Екатеринбурга. В 2025 году трассу проложат до Тюмени, и в результате длина трассы достигнет 1961 км. В дальнейших планах властей — протянуть магистраль до Омска и провести в сторону Новосибирска — Улан-Удэ — Читы — Хабаровска, а завершиться дорожный проект должен будет во Владивостоке. Стоимость работ  правительство оценивает в 500 млрд рублей в период до 2030 года.

«Это 12 тысяч километров дорог. Расширение, строительство новых. Мы делаем полностью новые съезды ко всем погранпереходам в Монголию и Китай. Трасса имеет значение как международный коридор, что для нас в сегодняшней ситуации особо актуально, ведь это дорога на Восток. <...>  У нас же 80% всех грузов в стране перевозят по автомобильным дорогам», — отметил Марат Хуснуллин. 

Единая дорожная сеть помогает сокращать длительность автоперевозки грузов и товаров по стране. Как подсчитали эксперты НИУ ВШЭ, если  время в пути между центрами регионов уменьшается на 1%, то объем торговли между регионами увеличивается на 1,7%. Одновременно растущая мобильность граждан помогает им расширять круг поиска высокооплачиваемой работы, а предприятиям — находить более квалифицированных сотрудников, напоминает Деев. 

Новые направления

Кроме того, скоростные магистрали стимулируют развитие новых логистических центров, которые ранее в стране не были популярны. В числе них — бондовый склад, расположенный в Татарстане. Размер площадки — порядка 2 тысяч м², и на ее территории иностранную продукцию можно хранить без уплаты ввозных пошлин, НДС и других налоговых платежей до момента, пока покупатель не приобретет товар. При этом для заказчика срок доставки составит всего 1–4 дня вместо привычных 2–3 недель. 

Среди других преимуществ сети скоростных полос — развитие внутреннего туризма. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, свыше трети россиян за последние 5 лет путешествовали по стране на собственной машине. Свобода, гибкость передвижения, экономия средств и денег, а также комфорт назвали респонденты как основные плюсы автотуризма. Чаще всего путешественники выбирают поездку на автомобиле для отдыха на природе и посещения достопримечательностей и экскурсий. По оценкам властей, к 2035 году количество россиян, путешествующих по стране на личном транспорте, может вырасти более чем в 2,5 раза и достигнуть 103 млн человек. Дополнительно в страну с целью автотуризма могут приехать 4 млн иностранцев. 

В России множество природных красот и культурных центров, а россияне демонстрируют готовность путешествовать самостоятельно, на автомобилях или мотоциклах. Ограничивает это стремление многих пока только отсутствие нормальных дорог, считает Деев. Комфортные трассы, в свою очередь, неизменно будут обрастать инфраструктурой — кафе, мотелями, объектами сервиса. «Плюс в районе магистралей будут активнее развиваться локальные туристические маршруты к местным достопримечательностям и местам отдыха. И потому я полагаю, что вложенные государством и бизнесом инвестиции отобьются с лихвой — и довольно скоро», — заключил аналитик.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Логистический год: с чем подошел рынок к концу 2024 года

карточка
Умные решения

Серой лентой вьется: какие автомобильные дороги планируется построить в 2025 году

карточка
Повестка

Выход на новые рынки: для чего российскому бизнесу понадобились хабы на Ближнем Востоке и в Азии

карточка
Повестка

Платформенная экономика: как она будет работать

карточка
Повестка

Комфорт и мобильность: россияне распробовали автодома

карточка
Повестка

Исследование: 20% транспортных компаний не обновляют автопарк из-за финансовых трудностей

карточка
Повестка

Как московские диаметры ускорят доставку

карточка
Умные решения

Большой брат для логистики «ГосЛог»: первые итоги эксперимента

карточка
Перевод

Встречайте стартап Scoobic: электромобили для чистого города и быстрой доставки

карточка
Повестка

Больше и быстрее: пункты пропуска на границе с Китаем

карточка
Инструкции

Как внедрить систему управления автопарком (и что это дает)

карточка
Перевод

Устойчивые доставки: как города и компании могут изменить логистику

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка