Почему государству выгодно стимулировать развитие автотуризма в России

Почему государству выгодно стимулировать развитие автотуризма в России
Почему государству выгодно стимулировать развитие автотуризма в России

По своим маршрутам: почему государство активно развивает автотуризм в России 

Минэкономразвития разработало единый план по продвижению автомобильного туризма в России. Концепция предполагает комплексное развитие отрасли: от ремонта магистралей и строительства придорожной инфраструктуры до стимулирования отечественных производителей создавать современные модели домов на колесах. Тем временем россияне всё чаще предпочитают отправиться в отпуск по стране на автомобиле, и уже каждый второй путешественник выбирает машину вместо поезда или самолета, чтобы добраться до места своего отдыха. 

В декабре 2023 года специалисты Минэкономразвития представили план развития автомобильного туризма в России до 2035 года. Документ включает в себя механизмы поддержки и развития дорог, туристических маршрутов, а также придорожной инфраструктуры. Более того, в концепции предусмотрены меры стимулирования производства отечественных транспортных средств, оборудования и продукции, которая будет популярна среди автотуристов, добавили в ведомстве. 

Впервые на необходимость ускорить разработку единого плана развития национального автотуризма обратил внимание Владимир Путин еще летом 2023-го. Тогда президент отметил, что для многих россиян это самый удобный вид путешествий. «Нужно расширять всю соответствующую дорожную инфраструктуру, сервисные услуги», — подчеркнул российский лидер. 

Обновление транспортной сети в местах притяжения туристов идет достаточно быстрыми темпами. За последние пять лет в нормативное состояние привели 1,6 тысячи км дорог, по которым можно добраться до достопримечательностей и природных комплексов. Протяженность отремонтированных маршрутов составила свыше 8,2 тысячи км. В 2024 году власти планируют реновацию около 1,1 тысячи км дорожного полотна до основных туристических мест в разных уголках страны

Регионам хорошо развитая логистика помогает нарастить турпоток и тем самым привлечь больше инвестиций в свою казну. В апреле 17 из них получат от государства дополнительно 200 млн рублей на создание интересных для туристов зон досуга и отдыха, а всего на такую меру поддержки предусмотрено 6,2 млрд рублей. Деньги можно потратить на обновление пляжей и национальных туристических маршрутов, покупку спецоборудования, организацию автокемпингов и тематических фестивалей

«Туризм оказывает серьезное синергетическое влияние на всю экономику, потому что здесь и гостиницы, и транспорт, и музеи, и общепит. Главное, что уже не только мегаполисы задают планку, но подтянулись и малые города. У нас идет рост сельского туризма, развитие особых экономических зон, горнолыжки. <...> То есть развивается не только сама отрасль, но и регионы, и страна в целом», — уверен глава Минэкономразвития Максим Решетников. 

На своих берегах

Летом 2023 года каждый второй россиянин добирался до места отдыха на машине. Чаще всего путешествовали довольно молодые автолюбители от 25 до 44 лет. В качестве преимуществ передвижения на автомобиле респонденты называли комфорт, мобильность, возможность самому планировать путешествие и не зависеть от расписания транспорта, а также больше времени взаимодействовать с семьей в поездке. 

Кроме того, автотуризм обходится путешественникам на 30–40% дешевле, чем отдых по уже готовым турам, отметил в беседе с Campus руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. При этом большинство россиян выбирают сегодня автопоездки в основном по внутренним направлениям и готовы платить за более быстрый и комфортный проезд по скоростным трассам. По данным компании «Автодор», в 2022 году автолюбители сделали более 242 млн проездов по платникам. Это на 13,3% больше аналогичного показателя 2021-го, когда в стране еще действовали коронавирусные ограничения. Лидирующие направления — трасса М-4 «Дон» от Москвы до Черноморского побережья и участок М-1 «Беларусь» в Московской области. По этим магистралям интенсивность движения превышала 24–25 тысяч машин в сутки

«Развитая дорожная инфраструктура стимулирует развитие автотуризма, особенно учитывая, что у нас сейчас идет переориентация турпотоков из недружественных стран на внутренние направления. У нас есть множество природных красот и культурных центров, поэтому логично, что россияне демонстрируют готовность путешествовать в том числе самостоятельно: на автомобилях, мотоциклах и других видах личного транспорта», — подчеркнул Деев. 

Наиболее комфортными для продолжительных поездок автолюбители считают дома на колесах, показали результаты опроса компаний «Росгосстрах» и «Ситидрайв». Такой транспорт купить или арендовать на время путешествия хотели 38% респондентов. Далее следуют кроссоверы и внедорожники (33%), минивэны и микроавтобусы (29%), а также универсалы (17%), седаны и хетчбэки (по 12%). При этом только 5% опрошенных поехали бы в путешествие на электромобиле. 

В России производство транспорта, который бы оптимально подходил для длительного путешествия, пока еще только развивается. В марте 2024-го на Международной выставке туризма и индустрии гостеприимства («MITT») ГК «СТТ» представила  автодом на базе “Газель NN”. В его конструкции использован цельнометаллический фургон в самом длинном и высоком исполнении – L4H3. При этом масса машины не превышает 3,5 тонны, поэтому управлять ею могут водители с правами категории В. Внутри автомобиль очень похож на полноценный номер в отеле: туалет, душевая кабина, встроенный холодильник, кухонный блок с мойкой и варочной панелью. Вечером салон можно трансформировать и организовать там спальные места. Одна из интересных фишек — на крыше машины можно разместить палатку, добраться до которой разработчики предлагают по лестнице в салоне авто. 

Развитие автотуризма будет стимулировать производителей расширять ассортимент транспорта, пригодного для продолжительных поездок по стране. Согласно данным Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга (ОААК), по состоянию на октябрь 2023-го в России было зарегистрировано около 20 тысяч автодомов и караван-прицепов, оборудованных спальными местами и другими удобствами. 

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Как использовать тренд на рост авиаперевозок в 2025 году

карточка
Повестка

Топ-3 факторов, влияющих на выбор логистического партнера

карточка
Повестка

ЦОДД и 2ГИС: совместный проект для умного города и комфортной жизни. Пока только москвичей

карточка
Инструкции

Без права на ошибку: как логистике работать в условиях новых таможенных тарифов США

карточка
Перевод

Искусственный интеллект вступает в игру: как генеративный ИИ меняет цепочки поставок

карточка
Инструкции

Весне дорога: 6 советов, как учесть ограничения на автотрассах

карточка
Инструкции

Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов

карточка
Перевод

Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года

карточка
Повестка

Продолжается просушка: где в мае сохраняются ограничения для грузовиков

карточка
Инструкции

Как работать с биржами грузоперевозок

карточка
Инструкции

Как меняться, обучать и экономить: инструкция для логистов в условиях 2025 года

карточка
Повестка

Куда растут склады

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка