Покупка и продажа франшизы: упрощенные условия или дополнительные трудности?
20.03.2024 466 просмотров

Покупка и продажа франшизы: упрощенные условия или дополнительные трудности?
Как стать бизнесменом по системе франчайзинга? Как расширить свою компанию и увеличить прибыль? Чем франчайзинг лучше собственного дела? На эти и другие вопросы ответила учредитель консалтингового агентства Питер-Бизнес-Drive Ирина Шуваева на вебинаре «Основы франчайзинга: понятия, виды, особенности» на площадке GAZ Campus.
Для более полного погружения в тему спикер Ирина Шуваева начала с истории франчайзинга. Как оказалось, подобие такого метода продавать свои товары или услуги существует еще со средних веков. Однако то, что стало более-менее походить на современный франчайзинг началось в XIX веке.
В 1840х годах немецкие пивовары разрешили владельцам таверн продавать свои напитки, а в 1850х — у всех на устах появляется имя Исаак Меррит Зингер, основавший компанию IM Singer& Company. Зингер запатентовал швейную машинку. Компания находила людей, которые готовы были купить права на продажу машинок и брали с них лицензионный сбор. В 1880х годах Генри Форд организовал по подобной системе продажу своих автомобилей. Интересно то, что машины продавали через аптеки. В 1891 году парикмахерская Harper уже организовывает франшизу с начальным и непрерывным обучением, фирменными продуктами, выездами на точки, рекламой, групповым страхованием и мотивацией. В 1900 году стали популярны франшизы автозаправок, а в 1901 — бренд Coca-Cola встает на путь всемирной известности. В 1920 году начинают скупать франшизу ресторанов, а вот известный всем McDonald’s начинает распространяться по миру только в 1960 году.

По мнению Ирины Шуваевой, франчайзинг — модель ведения бизнеса, благодаря которой вы можете выбрать для себя вариант посередине между работой на себя и работой на руководителя. Официально же определение звучит так: франчайзинг, или франшиза, или коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (паушальный взнос) право на определенный вид предпринимательства, используя разработанную бизнес-модель его ведения: действовать от своего имени, используя технологию, сырье, товарные знаки и/или бренды франчайзера.
Признаки лицензионной франшизы:
- Деятельность франчайзи в основном связана с торговой маркой франчайзера;
- Оплачиваются первоначальные и постоянные взносы за право войти и остаться в сети;
- Осуществляется контроль и оказывается содействие франчайзи.
Изюминкой вебинара стало то, что Ирина рассказала участникам об особенностях франчайзинга на территории России. Их оказалось не так уж и мало.

- Оформление
Как правило, франшиза подразумевает заключение двустороннего договора — коммерческую концессию. Однако в России привыкли заключать договоры поставки, оказания консультационных услуг, информирования и так далее. Сам франчайзинговый договор в таком случае остается без внимания. Многие считают, что в нем уже нет необходимости, но это, по мнению спикера, ошибка. Так, соответственно, и статистика по количеству франшиз в стране в Торгово-промышленной палате куда меньше, чем есть на самом деле. - Форма
В России на рынке больше всего франшиз из сфер услуг, торговли и общественного питания. Производственный франчайзинг в нашей стране не «приживается». Ирина Шуваева предполагает, что виной этому — множество различных вложений. - Выплаты
В Европе паушальный взнос — это начало работ с франшизой. В России же многие предлагают исключить франшизный взнос. Кроме того, в Европе размер выплат определяется процентами от прибыли, в России же часто обговаривают фиксированную сумму. - Сроки договора
В России принято договариваться о сотрудничестве на следующие 3-5 лет, когда в Европе этот срок куда больше. Так, например, McDonald’s заключает договор сразу на 20 лет. - Причины франшизы
Часто в нашей стране такая модель бизнеса решает социальные вопросы такие, как, например, создание рабочих мест. В Европе франшиза — это инвестиция.

Форм франчайзинга, на самом деле, много. Однако на вебинаре Ирина Шуваева остановилась на самых основных.
- Бизнес-формата — предоставляет франчайзи целый пакет услуг: ноу-хау, обучение, товарный знак. Возможен в том случае, если система апробирована и себя зарекомендовала. Деловой формат — передача товарного знака и технологии ведения бизнеса.
- Франчайзинг производства — помогает решить проблему расширения производственной программы и увеличение объема производства. Производственный франчайзинг представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции.
- Франчайзинг продукта — передача товарного знака. Помогает распределить объем продаж между различными регионами. Товарный франчайзинг — вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера.

Важный момент — защитить себя от кражи интеллектуальной собственности. Может быть такое, что на этапе переговоров, вы рассказали все о своей компании потенциальному франчизи, а он ушел с вашей идеей зарабатывать деньги под своим именем. Для этого необходимо оставлять некий «секретный» продукт, который влияет на принципы существования компании. Его раскрывать можно исключительно после подписания договора.

Если вы решаете купить или, наоборот, продать франшизу, то не стоит забывать о папке документов, которую франчайзер должен предоставить своему партнеру. Там должны быть прописаны и оплаты, и услуги, и право на использование товарного знака, различные ноу-хау компании, подробные руководства.